Указ о дистанционной продаже безрецептурных лекарств: разбираем текст с экспертами

Игорь Бахарев
Владимир Путин подписал указ о дистанционной продаже безрецептурных лекарств (текст указа опубликован на сайте президента). В теории, если федеральный закон № 285949-7 будет принят, лекарственные средства официально могут продаваться на сайтах или в приложениях. При этом покупатель может сразу оплатить товар и забрать его из ближайшей аптеки или заказать доставку курьером. По словам Путина, это поможет семьям, которые сейчас находятся на карантине из-за коронавируса.
Однако в тексте предусмотрены важные ограничения
  • Розничную торговлю лекарственными препаратами дистанционным способом смогут осуществлять лишь "аптечные организации, имеющие лицензию на осуществление фармацевтической деятельности".
  • Кроме этого компания обязана иметь "соответствующее разрешение Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения". Порядок выдачи разрешения устанавливается Правительством Российской Федерации. Также именно правительство будет решать, как именно будет осуществляться торговля, какие требования к аптечным организациям должны быть установлены, а также правила доставки лекарственных препаратов гражданам.
  • Уже точно известно, что лекарственные препараты, отпускаемые по рецептам, не попадут в список разрешенных к дистанционной продаже.
  • Легализуя дистанционную продажу медикаментов, президент отдельно поручил кабмину также внести и изменения в закон, который предусматривает наказание за контрафакт.
  • "Прошу правительство внести необходимые предложения по изменению в нормативную базу, в закон о повышении ответственности за контрафакт, чтобы никому в голову не приходило воспользоваться ситуацией и снабжать людей тем, что совершенно непригодно для излечения", — заявил он.
Что поменялось и поменяется?
Самый важный момент. Этот указ пока не даёт право на онлайн-торговлю лекарствами даже тем компаниям, у которых есть аптечная лицензия, поясняют эксперты. Фактически Путин просто признал серьёзность проблемы и поручил правительству всё-таки решить этот вопрос.

Партнёр Data Insight Фёдор Вирин полагает, что существенных изменений при такой формулировке указа ждать в первое же время не стоит.
"Требование лицензии - это само по себе ограничение для онлайн-магазинов, в том числе и для крупных маркетплейсов, а необходимость получить разрешение, даже если на первых порах и будет простой формальностью, потом сможет стать дополнительной преградой для новых игроков. Так что на первых порах, видимо, стоит ждать активизации на рынке таких компаний, как "Протек" или "Катрена", которые, безусловно, имеют все необходимые разрешения", - прогнозирует эксперт.
Безусловным плюсом при этом он считает тот факт, что в указе прямым текстом не оговаривается, что курьерами смогут работать только те, кто получил медицинское или фармацевтическое образование. Президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артем Соколов уверен, что такой подход будет вреден и для отрасли, и для больных. "У нас и так проблемы с курьерами, а с фармацевтами мы не довезем ни одного заказа. Так мы сможем привозить десять заказов в день, а чтобы удовлетворить потребность населения, нужно доставлять десятки тысяч, миллионы заказов", — предупредил он.
Гендиректор розничного подразделения "36,6" Александр Кузин отметил, что в отрасли сейчас слишком большая "турбулентность" из-за последних новостей. По его словам, в онлайн-торговле лекарств есть и свои риски, например, появились сведения, что "Ибупрофен", который используют для снижения температуры, ухудшает состояние человека при коронавирусе.
Гендиректор eapteka.ru Антон Буздалин заявил, что новый указ - это очень хорошая новость, а "отрасль будет рада принятию такого закона".
"В текущей ситуации стало очевидным, что для многих граждан онлайн-покупка и доставка может быть фактически единственной возможностью доступа к необходимым лекарствам, и очень важно, что первые лица государства настолько оперативно отреагировали на этот вызов. Впереди нас ожидает важный этап детализации, от которой как раз зависит, как быстро бизнес сможет включиться в социально важную историю. Со стороны Ozon мы протестировали свои бизнес-процессы, имеем лицензии на осуществление фармацевтической деятельности и готовы будем запуститься максимально оперативно", - говорит генеральный директор Ozon Александр Шульгин. Напомним, что у маркетплейса есть сразу три (Тверь, Москва, Санкт-Петербург) лицензии на занятие аптечной деятельностью.
Исполнительный директор "Аптечной гильдии" и "НФП" Елена Неволина считает, что правила дистанционной продажи лекарств уже в срочном порядке готовит Минздрав. Их и утвердят постановлением правительства. "Но сначала эти правила должны пройти антикоррупционную экспертизу и общественное обсуждение", — добавляет она.

Депутат Александр Петров рассказывает, что 18 марта документ уже пройдет второе чтение, а на 19 марта запланировано третье чтение. "Мы пришли к полному консенсусу по вопросу разрешения доставки безрецептурных препаратов", — сказал он.

Всероссийский союз пациентов (ВСП) 17 марта направил Путину письмо с просьбой предусмотреть в готовящемся законе возможность дистанционной продажи рецептурных препаратов с последующей доставкой на дом. 

Ранее глава Сбербанка Герман Греф сообщил о том, что совместно с правительством и Государственной думой ведется работа по легализации онлайн продаж не только лекарств, но и алкоголя как «важного товара для тех, кто находится на самоизоляции». По его словам, такая мера позволит гражданам не посещать аптеки и магазины.
Материал по теме

Крупнейшие онлайн-аптеки 2023: рейтинг DSM Group

Материал по теме

"Аптечная сеть 36,6" запустила экспресс-доставку безрецептурных лекарств

Материал по теме

Рост цен на лекарства вынуждает покупать меньше, но чаще

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Экосистемы маркетплейсов: в чём польза для селлеров?

В современном мире торговли маркетплейсы становятся не только площадками для продажи товаров, но и центрами инноваций и коммерческого развития. Их функционал перерастает рамки простой торговой площадки, пред...

М.Видео-Эльдорадо рассказала о работе своего маркетплейса

Группа М.Видео-Эльдорадо продолжает развитие собственного маркетплейса электроники. По итогам первого квартала 2024 года ассортимент площадки увеличился в 1,5 раза в годовом сопоставлении и достиг 160 тыс. наим...

Ozon fresh объявил о новом этапе развития

Сервис доставки Ozon fresh объявил о выход в новый формат быстрой доставки. Заказы с платформы можно будет получить всего за 30 минут. Новый формат доставки в течение 30 минут уже запущен в тестовом ...

Мегамаркет открыл мотосезон

На Мегамаркете начали продаваться мотоциклы и питбайки от различных производителей с доставкой по всей России. За месяц работы нового раздела уже оформлено около 500 заказов. В ассортименте представлены мо...

Татьяна Бакальчук прогнозирует рост оборота Wildberries в 2024 году на 60%

По итогам 2023 года оборот Wildberries превысил 2,5 трлн рублей, а в 2024 году компания ожидает рост этого показателя, сообщила генеральный директор Wildberries Татьяна Бакальчук. "Прогноз на 2024 ...

Спрос на handmade в России: тренды 2024 года

Аналитики Авито провели исследование динамики продаж товаров ручной работы на платформе за первые месяцы 2024 года. Результаты показали, что россияне все чаще отдают предпочтение изделиям ручной работы, что...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.