LOGO

Указ о дистанционной продаже безрецептурных лекарств: разбираем текст с экспертами

Игорь Бахарев
18 Марта 2020, в 01:14, в Новости e-commerce, в сюжете: лекарства
Владимир Путин подписал указ о дистанционной продаже безрецептурных лекарств (текст указа опубликован на сайте президента). В теории, если федеральный закон № 285949-7 будет принят, лекарственные средства официально могут продаваться на сайтах или в приложениях. При этом покупатель может сразу оплатить товар и забрать его из ближайшей аптеки или заказать доставку курьером. По словам Путина, это поможет семьям, которые сейчас находятся на карантине из-за коронавируса.
Однако в тексте предусмотрены важные ограничения
  • Розничную торговлю лекарственными препаратами дистанционным способом смогут осуществлять лишь "аптечные организации, имеющие лицензию на осуществление фармацевтической деятельности".
  • Кроме этого компания обязана иметь "соответствующее разрешение Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения". Порядок выдачи разрешения устанавливается Правительством Российской Федерации. Также именно правительство будет решать, как именно будет осуществляться торговля, какие требования к аптечным организациям должны быть установлены, а также правила доставки лекарственных препаратов гражданам.
  • Уже точно известно, что лекарственные препараты, отпускаемые по рецептам, не попадут в список разрешенных к дистанционной продаже.
  • Легализуя дистанционную продажу медикаментов, президент отдельно поручил кабмину также внести и изменения в закон, который предусматривает наказание за контрафакт.
  • "Прошу правительство внести необходимые предложения по изменению в нормативную базу, в закон о повышении ответственности за контрафакт, чтобы никому в голову не приходило воспользоваться ситуацией и снабжать людей тем, что совершенно непригодно для излечения", — заявил он.
Что поменялось и поменяется?
Самый важный момент. Этот указ пока не даёт право на онлайн-торговлю лекарствами даже тем компаниям, у которых есть аптечная лицензия, поясняют эксперты. Фактически Путин просто признал серьёзность проблемы и поручил правительству всё-таки решить этот вопрос.

Партнёр Data Insight Фёдор Вирин полагает, что существенных изменений при такой формулировке указа ждать в первое же время не стоит.
"Требование лицензии - это само по себе ограничение для онлайн-магазинов, в том числе и для крупных маркетплейсов, а необходимость получить разрешение, даже если на первых порах и будет простой формальностью, потом сможет стать дополнительной преградой для новых игроков. Так что на первых порах, видимо, стоит ждать активизации на рынке таких компаний, как "Протек" или "Катрена", которые, безусловно, имеют все необходимые разрешения", - прогнозирует эксперт.
Безусловным плюсом при этом он считает тот факт, что в указе прямым текстом не оговаривается, что курьерами смогут работать только те, кто получил медицинское или фармацевтическое образование. Президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артем Соколов уверен, что такой подход будет вреден и для отрасли, и для больных. "У нас и так проблемы с курьерами, а с фармацевтами мы не довезем ни одного заказа. Так мы сможем привозить десять заказов в день, а чтобы удовлетворить потребность населения, нужно доставлять десятки тысяч, миллионы заказов", — предупредил он.
Гендиректор розничного подразделения "36,6" Александр Кузин отметил, что в отрасли сейчас слишком большая "турбулентность" из-за последних новостей. По его словам, в онлайн-торговле лекарств есть и свои риски, например, появились сведения, что "Ибупрофен", который используют для снижения температуры, ухудшает состояние человека при коронавирусе.
Гендиректор eapteka.ru Антон Буздалин заявил, что новый указ - это очень хорошая новость, а "отрасль будет рада принятию такого закона".
"В текущей ситуации стало очевидным, что для многих граждан онлайн-покупка и доставка может быть фактически единственной возможностью доступа к необходимым лекарствам, и очень важно, что первые лица государства настолько оперативно отреагировали на этот вызов. Впереди нас ожидает важный этап детализации, от которой как раз зависит, как быстро бизнес сможет включиться в социально важную историю. Со стороны Ozon мы протестировали свои бизнес-процессы, имеем лицензии на осуществление фармацевтической деятельности и готовы будем запуститься максимально оперативно", - говорит генеральный директор Ozon Александр Шульгин. Напомним, что у маркетплейса есть сразу три (Тверь, Москва, Санкт-Петербург) лицензии на занятие аптечной деятельностью.
Исполнительный директор "Аптечной гильдии" и "НФП" Елена Неволина считает, что правила дистанционной продажи лекарств уже в срочном порядке готовит Минздрав. Их и утвердят постановлением правительства. "Но сначала эти правила должны пройти антикоррупционную экспертизу и общественное обсуждение", — добавляет она.

Депутат Александр Петров рассказывает, что 18 марта документ уже пройдет второе чтение, а на 19 марта запланировано третье чтение. "Мы пришли к полному консенсусу по вопросу разрешения доставки безрецептурных препаратов", — сказал он.

Всероссийский союз пациентов (ВСП) 17 марта направил Путину письмо с просьбой предусмотреть в готовящемся законе возможность дистанционной продажи рецептурных препаратов с последующей доставкой на дом. 

Ранее глава Сбербанка Герман Греф сообщил о том, что совместно с правительством и Государственной думой ведется работа по легализации онлайн продаж не только лекарств, но и алкоголя как «важного товара для тех, кто находится на самоизоляции». По его словам, такая мера позволит гражданам не посещать аптеки и магазины.
Похожие статьи и интервью
Коронавирус подстегнул спрос на eGrocery: сводка последних дней
Как Amazon борется с задержками: проблемы и их решения
Приложения интернет-магазинов: рейтинг App Annie
eMail-маркетинг для программ лояльности - цифры и кейсы
8 ошибок, которые мешают эффективному продвижению интернет-магазина
Продажи через онлайн-маркетплейсы: кому и зачем они нужны
Паника охватила американский ритейл
Walmart: перемены для eCommerce
Как "новые покупатели" меняют рынок eCommerce: аналитика PwC
GfK: онлайн-рынок FMCG вырос за год на 43%
Онлайн-рынок FMCG в 2019 году: обзор InfoLine
Fashion начинает маркетплейс-гонку
Forbes назвал главных продавцов рунета
Яндекс.Касса: Малый и средний бизнес - драйверы eСommerce
Фарма готова к онлайну: аналитика рынка от Data Insight
Ecommerce Report 2019: аналитика по центральной и восточной Европе
Как ритейл готовился ко Дню Святого Валентина
От подписки до чат-ботов: за какими трендами 2020 года надо следить на практике
Какие книги лучше всего продавались в 2019 году и за последние 10 лет
Untitled Ventures и Евгений Щепелин откроют инвестхолдинг в сфере eCommerce
Как онлайн меняет IKEA: пример Великобритании и России
Сергей Колесняк (Tele2): "У телекома есть труба к клиенту, через которую можно продавать"
Рынок digital в 2020 году: аналитический отчёт
Как рос eCommerce в последние 10 лет: данные Евростата
Как "Яндекс" и Mail.ru начали конкурировать на рынке eGrocery с розничными компаниями
Найти все. Что добавить в поиск интернет-магазина
Как сеть "Верный" с помощью ИИ смогла повысить точность прогнозирования эффекта промоакций
Рынок eGrocery в 2019-2020 годах: аналитика Infoline
Андрей Павлович (Ozon): о будущем, экономике страны, трендах и логистике
Бум Pinduoduo: в китайском eCommerce меняется тройка лидеров
Сергей Лебедев (Aliexpress Russia): о прогнозах, ПВЗ в России и беспомощности российской eCommerce
Андрей Осокин (goods.ru): "Ни о какой "единой площадке" в перспективе 2-3 лет говорить не приходится"
Мерчендайзинг online — как он устроен и почему стоит обратить внимание на этот способ продвижения бренда в интернете
75% миллениалов предпочитают онлайн-покупки: данные Zebra Technologies
Мировой рынок eCommerce в 2019 году: аналитика Internet Retailer
Украинский рынок электронной торговли в 2019 году: аналитика EVO
"Ритейл-апокалипсис" набирает обороты в США: результаты 2019 года
eCommerce 2019: основные цифры
20 главных шопинг-трендов десятилетия: версия eBay
Американские компании поставили рекорд продаж
Какие товары лучше продавать через нишевые магазины?
Как протестировать десятки гипотез и не перегреть аукцион Facebook? Кейс OBI
Из offline в online… и обратно: место offline-трекинга в управлении омниканальным проектом
Как продавать товары перед Новым годом: несколько советов
Российский eCommerce: прогнозы 2005 - 2014
90% бюджета компаний чаще всего уходят на SMM и таргетированную рекламу
"Интернет-торговля в России 2019": аналитика Data Insight
Приложение "Кошелёк": 33 факта о персонализации в ритейле
Логистика в eCommerce: аналитика Data Insight
Рынок eCommerce в 2019 году вырастет на четверть: прогноз INFOLine
Интернет-торговля в 2019 году: данные "Яндекс.Маркета" и GfK
Друзья и конкуренты в российском eCommerce: аналитика Upgrade
Fashion-eCommerce: каким путём идём?
Ассортимент eGrocery-компаний в России: аналитика Infoline
Легальность, скорость, репутация: гендиректор российского офиса iHerb рассказал о планах компании
Николай Козак ("Леруа Мерлен"): Мы будем развивать маркетплейс, чтобы не проиграть конкуренцию на рынке
eCommerce захватывает российские склады
Зачем Big Data нужна ритейлу
Рынок детских товаров: аналитика Data Insight
Логисты в ожидании возвратов: как сезон распродаж влияет на обратную логистику
Электронная коммерция 2019-2020: 15 основных трендов
"Чёрная пятница" в России: первые данные
"Черная Пятница" в США: немного аналитики
Как VR-технологии меняют индустрию развлечений и ритейла
Когда ждать наплыва посетителей в "Черную пятницу": аналитика Criteo
Как объединять возможности офлайн и онлайн-шопинга: кейс Butik.ru
Онлайн-рынок бытовой техники и электроники: аналитика Data Insight
"Рынок не думает тормозить": аналитики Data Insight сделали прогноз на 2019 год
Как снизить CPM на 28% и увеличить охват рекламы: кейс М.Видео
Как запустить маркетплейс за 3.5 месяца: кейс Leroy Merlin Market
Как покупают в онлайне большие и малые города: аналитика Tiu.ru
Зеленодольское эльдорадо: что тянет онлайн-ритейл в Татарстан?
Путём Amazon: eBay начинает трансформацию компании
Российский eCommerce в третьем квартале: анализ аудитории
Продажи на онлайн-маркетплейсах к 2024 году превысят $7 трлн: прогноз iBe TSE
7 этапов принятия решения покупателем и способы влияния на них
Разные каналы доставки сообщений и почему они все важны
Китайский кроссбордер в России: аналитика Admitad
Дайте покупателям интернет-магазина кредит или рассрочку, и ваши продажи вырастут
Черная пятница в России, США и мире: результаты, различия, тренды
Семь трендов онлайн-торговли в 2020 году
Зачем бренду собственное сообщество: цифры и кейсы
Всё на экспорт: как российские продавцы торгуют на зарубежных рынках
Сезон распродаж в 2019 году станет рекордным: аналитика Adobe Analytics
АКИТ: рынок доставки еды в 2019 году удвоится
Российский рынок eCommerce: аналитика ePN
eCommerce-рынок Петербурга резко вырос: аналитика "Яндекс.Маркета"
Соломон Кунин, goods.ru: "Маркетплейсы сегодня - это постоянная гонка вооружений на сверхзвуковых скоростях"
СЕО X5 Игорь Шехтерман: К 2029 году доля онлайн-доставки продуктов увеличится с 0,2% до 4,5%
Avito и Data Insight: рынок C2C в интернете вдвое за два года
"Physical + digital = Phygital": как бьюти-бренды совмещают разные каналы
7 трендов года: версия Марка Завадского