"Цифровое счастье" компании: как его достичь?

Игорь Бахарев

"Цифровое счастье" - финансовый результат, который компания достигает путем непрерывного технологического улучшения в процессе digital-трансформации. Достаточно ли просто внедрять современные ИТ-системы и инструменты, чтобы бизнес постоянно развивался? Нет, ведь технологии - это всего лишь малая часть необходимых изменений. Директор компании AWG Александр Хачиян рассказывает о том, что нужно делать, чтобы найти свое "цифровое счастье".

Этапы перехода к "цифровому счастью"

Переход к цифровому счастью - поэтапный процесс , и чтобы удерживаться на волне успеха, компаниям нужно внедрять новые подходы к управлению процессами, искать современные методологии разработки, постоянно держать руку на пульсе и заниматься стратегическим планированием, чтобы понимать, что нужно бизнесу сейчас и что может понадобится через несколько лет.  

Первый этап

Необходимо определить цели и задачи для бизнеса: чего хочет достичь и какой у него фокус развития. Для ответа на поставленные вопросы необходимо оценить существующую стратегию и наметить основные точки и направления роста компании, чтобы понять, какие сегменты нуждаются в доработках и изменениях, чтобы в долгосрочной перспективе бизнес продолжал уверенно развиваться и мог успешно адаптироваться к меняющимся условиям рынка.

Второй этап

Далее нужно определить дорожную карту развития продукта и способы достижения целей. Для создания объективной картины, правильной оценки задач, их ценности, сроков выполнения, планирования работы команды необходима совместная работа двух специалистов - Product Owner со стороны бизнеса и Product Owner со стороны ИТ.

Product Owners не просто управляют созданием продукта, но являются связующими звеньями между представителями бизнеса и командой разработки. Их взаимодействие позволяет максимально точно понять, в каком направлении и как будет развиваться каждый создаваемый продукт в отдельности и какое влияние он будет оказывать на рост компании в целом. Product Owner от бизнеса сможет донести запросы компании, а Product Owners от ИТ, в свою очередь, поможет найти оптимальное решение для реализации поставленных целей и задач.

В случае если в штате компании отсутствует Product Owner, целесообразно привлечь эксперта со стороны.

Третий этап

Важно оценить текущее состояние бизнеса и посмотреть на себя со стороны. Аналитики проводят оценку текущего состояния:

  • аудит бизнес-процессов,

  • формирование целевых бизнес-процессов,

  • ИТ-аудит.

Четвертый этап

"Цифровое счастье" - непрерывный процесс с получением положительных результатов. Стремительно меняющийся рынок, растущие запросы аудитории, появление новых трендов и технологий не позволяют бизнесу надолго задержаться на достигнутом уровне. Сегодня остановка в развитии означает поражение, поэтому компаниям нужно постоянно внедрять процессы digital-трансформации как в бизнесе, так и в ИТ, чтобы всегда быть на шаг впереди конкурентов и молниеносно подстраиваться под новые условия.

Переход продуктовому управлению

В крупных enterprise-компаниях, где новые продукты разрабатываются непрерывно, бизнес- и системные процессы тесно переплетены и оказывают друг на друга максимальное влияние. Количество новых продуктов, а также обновлений и доработок к ним, может доходить до десятков, а в иных случаях - и до сотен. И в такой ситуации привычный для многих проектный подход к управлению процессами разработками становится неэффективным.

Проектный подход прежде всего ориентирован на строгое соблюдение сроков и следование бюджету, что изначально накладывает ограничения на планирование и формирование скоупа задач по проекту. Кроме того, в таком подходе действует строгая иерархия с бесчисленным количеством управленческого персонала, что часто является бессмысленным и автоматически влечет за собой трату огромного числа ресурсов и времени на бесконечные коммуникации и согласования.

В условиях динамичности современного мира и постоянного изменения потребностей аудитории во главу угла при разработке ИТ-продукта ставится не бюджет и сроки проекта, а ценность создаваемого продукта для рынка и самой компании: как с его помощью бизнес сможет выполнить свои производственные задачи, достичь маркетинговые и финансовые цели, удовлетворить запросы клиентов. Продукт должен быть гибким, чтобы в будущем его легко можно было доработать, изменить и улучшить.

Важно понимать, что под продуктом в данном случае имеется в виду не только отдельный веб-сервис (сайт, приложение, программа), система (банковский конвейер кредитования или виртуальный опросник для мобильного оператора), но и их части. Например, в приложении интернет-магазина отдельными продуктами являются: 

  • функция поиска, 
  • меню, 
  • система фильтров, 
  • система оформления заказов, 
  • форма обратной связи. 

И для каждого  из них существует своя команда разработчиков, которые знают свой продукт вдоль и поперек. Для получения значимого результата и выхода компании на новый уровень иногда достаточно точечных изменений: например, доработка поиска или системы фильтров на сайте интернет-магазина может значительно повысить конверсию онлайн-заказов и увеличить обороты продаж. 

С применением продуктового подхода происходит перестройка работы ИТ-команды: структура воронки задач формируется в соответствии с их актуальностью и ценностью для конечного продукта, следовательно, меняется и сам бэклог - задачи размещаются не единым скоупом одновременно, а каждая по отдельности. Благодаря работе небольшими итерациями с каждой отдельной задачей процесс разработки становится более управляемым и последовательным, сокращается время на deploy версий продуктов, специалистам удается уделять больше внимания мелочам и быстро вносить необходимые изменения.

Пример успешной цифровой трансформации

Применение нового подхода в управлении и последующая digital-трансформация одного из клиентов компании AWG (по NDA мы не можем разглашать название компании) позволили ему добиться впечатляющих результатов.

В 2018 году компания клиента начала стремительно развиваться: еженедельно выпускались новые ИТ-продукты, непрерывно росли обороты продаж, общее число сотрудников достигло 30 000. В связи с таким заказчик обратился к специалистам за внешней экспертизой, чтобы оценить готовность компании к расширению и найти "узкие места" в системных и бизнес-процессах, которые могли бы в будущем стать ограничением для дальнейшего развития.

Главной задачей для команды экспертов стало обновление текущих процессов компании в соответствии с быстрыми темпами роста. Состояние ИТ на момент начала цифровой трансформации находилось на высоком уровне, однако проведенный специалистами управленческий аудит показал, что действующий в компании проектный подход в разработке стал неэффективным и в ближайшие два-три года начнет значительно тормозить производственные процессы. Было принято решение внедрить продуктовый подход. 

Для постепенного перехода к продуктовому управлению в компании заказчика внешними экспертами было организовано:

  • обучение специалистов компании по взаимодействию бизнеса и ИТ;

  • отдельное обучение для топ-менеджеров, взаимодействующих с ИТ;

  • организована внутренняя школа Product Owners.

Благодаря организации образовательных процессов удалось повысить компетенции рядовых сотрудников и управленцев компании и плавно внедрить новый гибкий подход к разработке продуктов. На данный момент в компании уже сформировано около 20-25 команд, в каждой из которых от 6 до 30 человек. В перспективе планируется увеличить число продуктовых команд до 100 на весь ИТ-ландшафт компании, и, по расчетам экспертов, в будущем это позволит клиенту продолжить уверенное развитие.

Внедрение продуктового подхода привело к изменению работы ИТ-подразделения:

  • повысилась скорость разработки: от 2-3 релизов в месяц - к 10 deploy в день (раньше один deploy мог занимать 2-3 недели); 

  • до перехода к продуктовому подходу, количество задач доходило до 500 в одном спринте;

  • выстроена правильная воронка перехода задач в бэклог;

  • за счет перестроения работы ИТ и бизнеса и перехода к продуктовому подходу критерий для развертывания - 10 минут максимум;

  • выстроен сквозной процесс от идеи до реализации.

Переход к продуктовому управлению и запуск цифровой трансформации позволили перестроить бизнес- и ИТ-процессы в соответствии с темпами роста и развития компании. Сейчас разработка осуществляется последовательно, согласно актуальности и ценности задач в бэклоге, а центральное место в реализации занимает сам продукт, а не бюджет и сроки. Благодаря этому, время на создание, обновления, доработки и выпуски версий разных продуктов компании значительно сократилось: раньше time-to-market составлял до полугода, а теперь - до двух недель от идеи до релиза.

Вывод

В планомерном и постоянном развития digital в компании и заключается цифровое счастье - бизнес не может быть на постоянной волне успеха. Важно не просто внедрять новые инструменты и системы, но и согласовывать их со стратегическими императивами, менять подходы, создавать новые бизнес-модели, которые позволят извлекать выгоду из применяемых технологий и принимать эффективные операционные решения. 

Материал по теме

Почему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах

Материал по теме

Как неудачный UX лишает интернет-магазин прибыли: примеры и советы

Материал по теме

На складах Wildberries начались испытания роботов-транспортировщиков

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Цены на российском рынке онлайн-рекламы демонстрируют стремительный рост

Стоимость рекламных размещений на маркетплейсах в России за последние десять месяцев существенно увеличилась. По оценкам сооснователя и коммерческого директора Eshopmedia Ларисы Юстус, цены выросли в средне...

Первые итоги распродаж на крупнейших маркетплейсах: сводка

На начало ноября традиционно приходится старт крупнейших распродаж года. Всё начинается с "разогревочных" акций, которые на каждой крупной площадки проходят по-разному. 11 числа проходит распродажа в честь "...

Почта России запускает новую платформу для оптимизации доставки

Почта России представила новую платформу "Постмастер", призванную существенно улучшить работу курьерской службы. Разработанная дочерней компанией ПочтаТех, система упростит работу курьеров и диспетчеров, по...

Самокат встретил Чёрную пятницу "чёрным" ассортиментом

Онлайн-ритейлер Самокат в этом году решил подойти к традиционному сезону распродаж нестандартно. Вместо привычных скидок и акций, компания представила лимитированную линейку продуктов в чёрном цвете. ...

Wildberries повышает конкурентоспособность продавцов: новая функция для кастомизации витрин

Маркетплейс Wildberries расширяет возможности для продавцов, предоставляя новый инструмент для кастомизации витрин магазинов. Теперь продавцы смогут создать уникальный образ своего магазина на платформе, де...

Как правильно разрабатывать мотивационные трейд-маркетинговые B2B программы

Мотивационные программы для дистрибьюторов - это стабильно работающий инструмент повышения продаж, к которому постоянно обращается бизнес. Иногда приобретая на рынке готовые решения у экспертов, иногда самос...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.