"Цифровое счастье" компании: как его достичь?

Игорь Бахарев

"Цифровое счастье" - финансовый результат, который компания достигает путем непрерывного технологического улучшения в процессе digital-трансформации. Достаточно ли просто внедрять современные ИТ-системы и инструменты, чтобы бизнес постоянно развивался? Нет, ведь технологии - это всего лишь малая часть необходимых изменений. Директор компании AWG Александр Хачиян рассказывает о том, что нужно делать, чтобы найти свое "цифровое счастье".

Этапы перехода к "цифровому счастью"

Переход к цифровому счастью - поэтапный процесс , и чтобы удерживаться на волне успеха, компаниям нужно внедрять новые подходы к управлению процессами, искать современные методологии разработки, постоянно держать руку на пульсе и заниматься стратегическим планированием, чтобы понимать, что нужно бизнесу сейчас и что может понадобится через несколько лет.  

Первый этап

Необходимо определить цели и задачи для бизнеса: чего хочет достичь и какой у него фокус развития. Для ответа на поставленные вопросы необходимо оценить существующую стратегию и наметить основные точки и направления роста компании, чтобы понять, какие сегменты нуждаются в доработках и изменениях, чтобы в долгосрочной перспективе бизнес продолжал уверенно развиваться и мог успешно адаптироваться к меняющимся условиям рынка.

Второй этап

Далее нужно определить дорожную карту развития продукта и способы достижения целей. Для создания объективной картины, правильной оценки задач, их ценности, сроков выполнения, планирования работы команды необходима совместная работа двух специалистов - Product Owner со стороны бизнеса и Product Owner со стороны ИТ.

Product Owners не просто управляют созданием продукта, но являются связующими звеньями между представителями бизнеса и командой разработки. Их взаимодействие позволяет максимально точно понять, в каком направлении и как будет развиваться каждый создаваемый продукт в отдельности и какое влияние он будет оказывать на рост компании в целом. Product Owner от бизнеса сможет донести запросы компании, а Product Owners от ИТ, в свою очередь, поможет найти оптимальное решение для реализации поставленных целей и задач.

В случае если в штате компании отсутствует Product Owner, целесообразно привлечь эксперта со стороны.

Третий этап

Важно оценить текущее состояние бизнеса и посмотреть на себя со стороны. Аналитики проводят оценку текущего состояния:

  • аудит бизнес-процессов,

  • формирование целевых бизнес-процессов,

  • ИТ-аудит.

Четвертый этап

"Цифровое счастье" - непрерывный процесс с получением положительных результатов. Стремительно меняющийся рынок, растущие запросы аудитории, появление новых трендов и технологий не позволяют бизнесу надолго задержаться на достигнутом уровне. Сегодня остановка в развитии означает поражение, поэтому компаниям нужно постоянно внедрять процессы digital-трансформации как в бизнесе, так и в ИТ, чтобы всегда быть на шаг впереди конкурентов и молниеносно подстраиваться под новые условия.

Переход продуктовому управлению

В крупных enterprise-компаниях, где новые продукты разрабатываются непрерывно, бизнес- и системные процессы тесно переплетены и оказывают друг на друга максимальное влияние. Количество новых продуктов, а также обновлений и доработок к ним, может доходить до десятков, а в иных случаях - и до сотен. И в такой ситуации привычный для многих проектный подход к управлению процессами разработками становится неэффективным.

Проектный подход прежде всего ориентирован на строгое соблюдение сроков и следование бюджету, что изначально накладывает ограничения на планирование и формирование скоупа задач по проекту. Кроме того, в таком подходе действует строгая иерархия с бесчисленным количеством управленческого персонала, что часто является бессмысленным и автоматически влечет за собой трату огромного числа ресурсов и времени на бесконечные коммуникации и согласования.

В условиях динамичности современного мира и постоянного изменения потребностей аудитории во главу угла при разработке ИТ-продукта ставится не бюджет и сроки проекта, а ценность создаваемого продукта для рынка и самой компании: как с его помощью бизнес сможет выполнить свои производственные задачи, достичь маркетинговые и финансовые цели, удовлетворить запросы клиентов. Продукт должен быть гибким, чтобы в будущем его легко можно было доработать, изменить и улучшить.

Важно понимать, что под продуктом в данном случае имеется в виду не только отдельный веб-сервис (сайт, приложение, программа), система (банковский конвейер кредитования или виртуальный опросник для мобильного оператора), но и их части. Например, в приложении интернет-магазина отдельными продуктами являются: 

  • функция поиска, 
  • меню, 
  • система фильтров, 
  • система оформления заказов, 
  • форма обратной связи. 

И для каждого  из них существует своя команда разработчиков, которые знают свой продукт вдоль и поперек. Для получения значимого результата и выхода компании на новый уровень иногда достаточно точечных изменений: например, доработка поиска или системы фильтров на сайте интернет-магазина может значительно повысить конверсию онлайн-заказов и увеличить обороты продаж. 

С применением продуктового подхода происходит перестройка работы ИТ-команды: структура воронки задач формируется в соответствии с их актуальностью и ценностью для конечного продукта, следовательно, меняется и сам бэклог - задачи размещаются не единым скоупом одновременно, а каждая по отдельности. Благодаря работе небольшими итерациями с каждой отдельной задачей процесс разработки становится более управляемым и последовательным, сокращается время на deploy версий продуктов, специалистам удается уделять больше внимания мелочам и быстро вносить необходимые изменения.

Пример успешной цифровой трансформации

Применение нового подхода в управлении и последующая digital-трансформация одного из клиентов компании AWG (по NDA мы не можем разглашать название компании) позволили ему добиться впечатляющих результатов.

В 2018 году компания клиента начала стремительно развиваться: еженедельно выпускались новые ИТ-продукты, непрерывно росли обороты продаж, общее число сотрудников достигло 30 000. В связи с таким заказчик обратился к специалистам за внешней экспертизой, чтобы оценить готовность компании к расширению и найти "узкие места" в системных и бизнес-процессах, которые могли бы в будущем стать ограничением для дальнейшего развития.

Главной задачей для команды экспертов стало обновление текущих процессов компании в соответствии с быстрыми темпами роста. Состояние ИТ на момент начала цифровой трансформации находилось на высоком уровне, однако проведенный специалистами управленческий аудит показал, что действующий в компании проектный подход в разработке стал неэффективным и в ближайшие два-три года начнет значительно тормозить производственные процессы. Было принято решение внедрить продуктовый подход. 

Для постепенного перехода к продуктовому управлению в компании заказчика внешними экспертами было организовано:

  • обучение специалистов компании по взаимодействию бизнеса и ИТ;

  • отдельное обучение для топ-менеджеров, взаимодействующих с ИТ;

  • организована внутренняя школа Product Owners.

Благодаря организации образовательных процессов удалось повысить компетенции рядовых сотрудников и управленцев компании и плавно внедрить новый гибкий подход к разработке продуктов. На данный момент в компании уже сформировано около 20-25 команд, в каждой из которых от 6 до 30 человек. В перспективе планируется увеличить число продуктовых команд до 100 на весь ИТ-ландшафт компании, и, по расчетам экспертов, в будущем это позволит клиенту продолжить уверенное развитие.

Внедрение продуктового подхода привело к изменению работы ИТ-подразделения:

  • повысилась скорость разработки: от 2-3 релизов в месяц - к 10 deploy в день (раньше один deploy мог занимать 2-3 недели); 

  • до перехода к продуктовому подходу, количество задач доходило до 500 в одном спринте;

  • выстроена правильная воронка перехода задач в бэклог;

  • за счет перестроения работы ИТ и бизнеса и перехода к продуктовому подходу критерий для развертывания - 10 минут максимум;

  • выстроен сквозной процесс от идеи до реализации.

Переход к продуктовому управлению и запуск цифровой трансформации позволили перестроить бизнес- и ИТ-процессы в соответствии с темпами роста и развития компании. Сейчас разработка осуществляется последовательно, согласно актуальности и ценности задач в бэклоге, а центральное место в реализации занимает сам продукт, а не бюджет и сроки. Благодаря этому, время на создание, обновления, доработки и выпуски версий разных продуктов компании значительно сократилось: раньше time-to-market составлял до полугода, а теперь - до двух недель от идеи до релиза.

Вывод

В планомерном и постоянном развития digital в компании и заключается цифровое счастье - бизнес не может быть на постоянной волне успеха. Важно не просто внедрять новые инструменты и системы, но и согласовывать их со стратегическими императивами, менять подходы, создавать новые бизнес-модели, которые позволят извлекать выгоду из применяемых технологий и принимать эффективные операционные решения. 

Материал по теме

Как сделать прогноз эффективности трафика из соц. сетей на товарные карточки Ozon

Материал по теме

5 рекомендаций, как бренду одежды выделиться среди конкурентов на маркетплейсе

Материал по теме

Что не так с приложениями супермаркетов: разбираем 11 ошибок, которые снижают их рейтинг

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Rendez-Vous доставит заказы через 5Post

5Post, дочерняя компания X5 Group, и сеть магазинов обуви и аксессуаров Rendez-Vous объявили о начале сотрудничества. Теперь клиенты Rendez-Vous смогут забирать свои заказы, оформленные на сайте или в мобил...

Wildberries инвестирует 103 млрд рублей в складскую инфраструктуру

В 2024 году онлайн-ретейлер Wildberries направит 103 млрд рублей на строительство 2,5 млн м2 складских помещений. Это позволит компании более чем в полтора раза увеличить имеющиеся мощности, которые на данный м...

Осознанное потребление и персональный подход: на чём держится интерес россиян к ресейл-платформам - исследование ЮKassa и "Авито"

Аналитики ЮKassa (сервис для приёма онлайн- и офлайн-платежей финтех-компании ЮMoney) и платформы "Авито" изучили интерес россиян к сервисам для покупки и продажи вещей в интернете. Большинство участников о...

ВкусВилл купил Обед.ру

ВкусВилл закрыл сделку по покупке высокотехнологичного сервиса "Обед.ру" - лидера в сегменте B2B2C корпоративного питания. Возможности компании позволят развивать FoodTech направление и предлагать клиентам и би...

Рынок готовой еды: что говорят эксперты

Готовая еда все больше встраивается в повседневную жизнь потребителей, что делает потенциал рынка огромным. К такому выводу пришли участники первой конференции для производителей готовой еды и полуфабрик...

Приглашаем на UPGRADE Retail Весна 2024

3000+ профессионалов ритейл рынка встретятся на выставке и конференциях. Обсуждайте новые бизнес-модели, находите решения и сервисы для повышения продаж, знакомьтесь с новыми партнерами на UPGRADE Retail Ве...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.