ЦБ присматривается к сервисам рассрочки
Игорь Бахарев
Глава Центробанка Эльвира Набиуллина заявила, что экосистемы, предоставляющие рассрочку на какие-либо товары, должны передавать информацию об этом в Национальное бюро кредитных историй (НБКИ). По ее словам, это форма кредитования и отчитываться по ней надо, как по кредитам.
"На наш взгляд, экосистемы должны подавать эту информацию в бюро кредитных историй. Это нужно для того, чтобы банки, оценивая уровень долговой нагрузки, понимали нагрузку по таким рассрочкам. Она может быть достаточно большой", - пояснила Набиуллина.
Напомним, что сервисы "купи сейчас плати потом" стали в последнее время популярны во всём мире. В России, в частности, их аналоги ввели почти все крупные маркетплейсы. Например, в июне её внедрил Wildberries.
Возможность рассрочки сейчас предлагают практически на любую группу товаров - одежду и обувь, технику, гаджеты и т.д. По оценке РБК Money, cредняя сумма покупки в рассрочку в сейчас составляет порядка 20-22 тысяч рублей.
"С точки зрения бизнеса это неплохой инструмент повышения конверсии: процент брошенных корзин снижается, растут продажи и лояльность клиентов, причем чем проще процесс оформления рассрочки и ее условия, тем выше эффективность этого инструмента", - поясняет СЕО финтех-компании RBK.money Денис Бурлаков.
По мнению экспертов Центра исследования финансовых технологий и цифровой экономики СКОЛКОВО-РЭШ, карта рассрочки сегодня есть лишь у 2% пользователей, и потенциальный объем рынка BNPL-сервисов, вероятнее всего, тоже близок к этим значениям.
"Полагаю, что сервисы рассрочки продолжат существовать как один из инструментов e-commerce, которые составит конкуренцию POS-кредитам и кредитным картам, хотя и сомневаюсь, что в ближайшие годы они смогут отвоевать значительную долю рынк у банковских кредитных продуктов", - добавляет он.
В компании ЮKassa подсчитали, что доля россиян, которые покупали товары в кредит или рассрочку в период с января по октябрь 2021 года, выросла на 34% относительно аналогичного же периода прошлого года. Уточнялось, что обороты интернет-магазинов, которые продают товары и услуги в рассрочку, увеличились на 52%, в то время как средний чек стал больше на 10% и составил 20 891 рубль.
А в начале ноября ЦБ РФ рекомендовал российским банкам и микрофинансовым организациям воздержаться от предоставления рассрочки покупателям в магазинах без заключения договоров потребительского кредитования. Центробанк также попросил кредиторов не покупать долги по рассрочкам от торговых предприятий и маркетплейсов, а также ограничить работу с операторами сервисов рассрочки - не кредитовать их и не иметь долей в их капитале.
Подписаться на новости
Прочитаете,
когда вам будет удобно
Свежий дайджест из мира
eCommerce у вас в почте