Структура интернет-магазина с точки зрения SEO: стоит ли оптимизировать страницы пагинации

Игорь Бахарев
Страницы пагинации занимают значимое место в структуре любого интернет-магазина вне зависимости от масштаба. Например, у Wildberries около 3000 страниц в категории “платья” и 2999 из них - страницы пагинации. Многие проекты задаются вопросом, нужно ли им вкладываться в оптимизацию “листинга” и если да, то как оптимизировать его правильно. Вопрос особенно остро стоит у тех, кто улучшает структуру сайта или разрабатывает её под новый проект. К сожалению, поисковики и SEO-специалисты дают очень противоречивые рекомендации по этому поводу.  Ведущий оптимизатор компании «Ашманов и партнёры» Дмитрий Мрачковский рассказал нам, сколько поискового трафика приходится на страницы пагинации, как они влияют на общую индексацию сайта и как повысить их эффективность.

Что советуют поисковики

Яндекс предлагает ссылаться на первую страницу категории как на каноническую, подразумевая, что остальные страницы дублирующие. Google даёт сразу несколько рекомендаций. Первая - не настраивайте ничего вообще. Вторая - ссылайтесь на страницу «Показать все» как на каноническую. Третья - используйте атрибуты rel="next" и rel="prev", сообщая поисковику, что страницы пагинации дублирующие. Загвоздка, в том, что советы Google отчасти конфликтуют сами с собой и, заодно, конфликтуют с «Яндексом» и на практике не поддерживаются им.

Как поступают некоторые SEO-специалисты

Одни оптимизаторы полностью закрывают страницы пагинации от индексирования. Другие уделяют им очень много внимания и задают нешаблонные мета-теги и заголовки. Результаты у всех разные. Кто-то тратит уйму времени и сил и не получает никакого результата с точки зрения продвижения. Кто-то, игнорируя страницы пагинации, перестает следить и за первыми страницами разделов и в итоге теряет категорийный трафик из поиска.

Как посещают страницы пагинации 

С помощью “Яндекс.Метрики” я проанализировал 25 интернет-магазинов и оценил, какая доля их поискового трафика приходится на страницы пагинации. Я получил среднее значение равное 0,25%. То есть из десяти тысяч переходов из поиска на сайт лишь двадцать пять в среднем приходятся на страницы пагинации. Если говорить о поисковом трафике, который приходится на первые страницы категорий, то средняя доля трафика страниц пагинаций в нем составила 0,9%. Максимальные значения по выборке составили 1,8% и 3,5% соответственно.

В среднем показатели для страниц пагинации небольшие, чтобы считать их значимыми для увеличения поискового трафика. К тому же редки случаи, когда в выдаче по запросу присутствуют первая страница категории и страница пагинации одновременно. Учитывая эти данные, нет особого смысла делать упор на оптимизацию последних, задавая нешаблонные заголовки, мета-теги и так далее. 

Как страницы пагинации влияют на индексацию сайта

Страницы пагинацию выполняют следующие функции для индексации сайта:

  • Дают поисковым системам представление о величине ассортимента в конкретной категории. Ведь не всегда это можно понять лишь по списку товаров, особенно, если они привязаны к нескольким категориям.

  • Помогают проиндексировать все товары сайта, даже, если XML-карта по какой-то причине не обновлялась.

  • Помогают определить, что первая страница категории попала под санкции. В этом случае ее место в выдаче может занять вторая страница, которая отличается только текстовыми параметрами (и, иногда, ссылочными).

  • Если не оптимизировать страницы пагинации, то заголовки, мета-теги и тексты первой страницы могут дублироваться на всю категорию. На практике указание тега rel=canonical может быть недостаточным условием, чтобы поисковик не считал страницы пагинации за дубли.

5 советов по оптимизации страниц пагинации

Ниже я приведу рекомендации, которые позволят с минимальными затратами настроить корректную индексацию страниц-пагинаций. Они, как минимум, помогут улучшить индексацию сайта в целом, а могут дать и небольшой прирост поискового трафика. Ведь для некоторых проектов прибавка даже на 1% может быть достаточно весомой.

  • Исключите из кода страниц пагинации блок с оптимизированным текстом, который используется на первой странице категории.

  • Формируйте ссылки на первые страницы категорий без дополнительных параметров. Например, правильная ссылка на категорию “Бытовая техника=>Утюг” имеет вид - /tehnika/utyug/. Неправильные ссылки выглядят так: /tehnika/utyug/?PAGEN_1=1 или /tehnika/utyug/page1/. Стоит заменить их на ссылки без параметров и настроить 301-редирект с прежнего адреса.

  • Разместите в коде страниц пагинации теги link с атрибутами rel="next" и rel="prev", чтобы поисковикам было проще распознать тип страниц. В коде второй страницы категории разместите URL-адрес первой в теге link с атрибутом rel="prev".

  • Добавляйте в title и description номера соответствующих страниц пагинации. Также есть смысл указывать общее число страниц каталога.

  • Для формирования title страниц пагинации не следует брать title первой страницы каталога. Лучше использовать заголовок h1 с указанием номера текущей страницы или общим числом страниц. Есть и более интересные варианты.

Материал по теме

Отличия SEO в России и на Западе: подробно и с примерами

Материал по теме

А волшебная ли SEO-палочка?

Материал по теме

SEO для страниц товаров в интернет-магазине: лучшие практики для увеличения трафика и продаж

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Китайская грамота: на что обратить внимание при заключении договора на поставку товара с китайской фабрикой

Подписание контракта на поставку товаров с китайской фабрикой требует  должной осмотрительности, чтобы защитить интересы покупателя и обеспечить успешное сотрудничество. О том, на какие факторы селлеру стоит...

На долю "Эвалар" пришлось 10% оборота БАД в eСommerce

Исследовательская компания MoneyPlace проанализировала динамику категории БАД на крупнейших маркетплейсах Ozon и Wildberries за 2023 год. Соответствующий аналитический отчет опубликован на сайте исследовательск...

7 из 10 товаров на онлайн-рынке FMCG по итогам 2023 года были куплены по скидке

По данным Нильсен, по итогам 2023 года 7 из 10 товаров на онлайн-рынке FMCG (в интернет-магазинах, на маркетплейсах и т.д.) были куплены по скидке. По сравнению с годом ранее доля промопродаж в интернете выросл...

"Яндекс" тестирует новую опцию отложенной оплаты

"Яндекс" запустил в своих сервисах "Деливери" и "Яндекс Еда" тестирование нового финтех-продукта - отложенной оплаты. В будущем опция может быть интегрирована и в другие сервисы компании. "Это новый шаг ...

"Магнит" запускает сервис доставки на "последней миле" для ресторанов и ритейла

Сеть "Магнит" запустила B2B-сервис доставки заказов из других продовольственных и непродовольственных магазинов, ресторанов и кафе до конечных потребителей. Доставлять такие заказы покупателям будут ...

Когда планировать заказ: оценка логистов

Наиболее активный день для доставки товаров – понедельник, а месяц – декабрь, поделилась руководитель продуктов гиперлокальной логистики компании СДЭК Нина Горохова. Лучше всего заказы делать в середине нед...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.