Структура интернет-магазина с точки зрения SEO: стоит ли оптимизировать страницы пагинации
Что советуют поисковики
Яндекс предлагает ссылаться на первую страницу категории как на каноническую, подразумевая, что остальные страницы дублирующие. Google даёт сразу несколько рекомендаций. Первая - не настраивайте ничего вообще. Вторая - ссылайтесь на страницу «Показать все» как на каноническую. Третья - используйте атрибуты rel="next" и rel="prev", сообщая поисковику, что страницы пагинации дублирующие. Загвоздка, в том, что советы Google отчасти конфликтуют сами с собой и, заодно, конфликтуют с «Яндексом» и на практике не поддерживаются им.
Как поступают некоторые SEO-специалисты
Одни оптимизаторы полностью закрывают страницы пагинации от индексирования. Другие уделяют им очень много внимания и задают нешаблонные мета-теги и заголовки. Результаты у всех разные. Кто-то тратит уйму времени и сил и не получает никакого результата с точки зрения продвижения. Кто-то, игнорируя страницы пагинации, перестает следить и за первыми страницами разделов и в итоге теряет категорийный трафик из поиска.
Как посещают страницы пагинации
С помощью “Яндекс.Метрики” я проанализировал 25 интернет-магазинов и оценил, какая доля их поискового трафика приходится на страницы пагинации. Я получил среднее значение равное 0,25%. То есть из десяти тысяч переходов из поиска на сайт лишь двадцать пять в среднем приходятся на страницы пагинации. Если говорить о поисковом трафике, который приходится на первые страницы категорий, то средняя доля трафика страниц пагинаций в нем составила 0,9%. Максимальные значения по выборке составили 1,8% и 3,5% соответственно.
В среднем показатели для страниц пагинации небольшие, чтобы считать их значимыми для увеличения поискового трафика. К тому же редки случаи, когда в выдаче по запросу присутствуют первая страница категории и страница пагинации одновременно. Учитывая эти данные, нет особого смысла делать упор на оптимизацию последних, задавая нешаблонные заголовки, мета-теги и так далее.
Как страницы пагинации влияют на индексацию сайта
Страницы пагинацию выполняют следующие функции для индексации сайта:
-
Дают поисковым системам представление о величине ассортимента в конкретной категории. Ведь не всегда это можно понять лишь по списку товаров, особенно, если они привязаны к нескольким категориям.
-
Помогают проиндексировать все товары сайта, даже, если XML-карта по какой-то причине не обновлялась.
-
Помогают определить, что первая страница категории попала под санкции. В этом случае ее место в выдаче может занять вторая страница, которая отличается только текстовыми параметрами (и, иногда, ссылочными).
-
Если не оптимизировать страницы пагинации, то заголовки, мета-теги и тексты первой страницы могут дублироваться на всю категорию. На практике указание тега rel=canonical может быть недостаточным условием, чтобы поисковик не считал страницы пагинации за дубли.
5 советов по оптимизации страниц пагинации
Ниже я приведу рекомендации, которые позволят с минимальными затратами настроить корректную индексацию страниц-пагинаций. Они, как минимум, помогут улучшить индексацию сайта в целом, а могут дать и небольшой прирост поискового трафика. Ведь для некоторых проектов прибавка даже на 1% может быть достаточно весомой.
-
Исключите из кода страниц пагинации блок с оптимизированным текстом, который используется на первой странице категории.
-
Формируйте ссылки на первые страницы категорий без дополнительных параметров. Например, правильная ссылка на категорию “Бытовая техника=>Утюг” имеет вид - /tehnika/utyug/. Неправильные ссылки выглядят так: /tehnika/utyug/?PAGEN_1=1 или /tehnika/utyug/page1/. Стоит заменить их на ссылки без параметров и настроить 301-редирект с прежнего адреса.
-
Разместите в коде страниц пагинации теги link с атрибутами rel="next" и rel="prev", чтобы поисковикам было проще распознать тип страниц. В коде второй страницы категории разместите URL-адрес первой в теге link с атрибутом rel="prev".
-
Добавляйте в title и description номера соответствующих страниц пагинации. Также есть смысл указывать общее число страниц каталога.
-
Для формирования title страниц пагинации не следует брать title первой страницы каталога. Лучше использовать заголовок h1 с указанием номера текущей страницы или общим числом страниц. Есть и более интересные варианты.