Рынок eCommerce в 2020 году составил 3,221 триллиона рублей: аналитика АКИТ

Игорь Бахарев
В 2020 году россияне оформили покупок в российских и зарубежных интернет-магазинах на 3,221 трлн рублей. Это на 58,5% больше аналогичного показателя прошлого года. Такие данные приводятся в аналитике Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ).

Согласно подсчётам АКИТ, в общем объеме продаж розничного рынка доля eСommerce в 2020 году составила 9,6%. Доля 10,2% за первое полугодие 2020 пока остается историческим максимумом.

Трансграничная торговля

Доля локального рынка в 2020 году увеличилась до 86%, на трансграничную торговлю приходится лишь 14% (в 2019 г. - 71% и 29% соответственно).
"Такое значительное снижение доли трансграничного рынка связано с пандемией - какое-то время этот канал работал с перебоями, с ограничениями грузоперевозок, сроки доставки покупок были увеличены", - говорят аналитики.

2.png
По данным "Почты России" и ФТС, напоминают в АКИТ, число трансграничных отправлений резко снижается. Впрочем, глава НАДТ Александр Иванов напоминает, что в связи со снижением минимального порога беспошлинной торговли, сразу ряд логистов начали проект по консолидации посылок, чего раньше никогда не делали. То есть посылок в реальности меньше, но это не означает, что меньше заказов.
"Мы видим тут яркое непонимание процессов. Рынок кроссбордера не упал, выйдя на свои традиционные $3 млрд к концу года (там уже 6 лет около $3 млрд, чуть больше или чуть меньше). Снижение количества посылок - проблема перевозчиков, а не продавцов и покупателей, и связано это снижение с тем, что некоторые китайские компании стали консолидировать отправления, все товары в один адрес - в одну коробку. То есть аналитики оказались заложниками своих собственных прошлогодних завышенных оценок рынка", - поясняет он.
Иванов отмечает, что покупатель отлично понимает, где он может потратить меньше денег. Особенно в условиях кризиса, когда накоплений почти не осталось. Поэтому он продолжит посещать китайские магазины.
3.png

Движение в регионы

Всё активнее развивается eCommerce в регионах, в частности, в Свердловской, Ростовской, Самарской и Нижегородской областях, Татарстане.

9.png

Что покупают и почем покупают

В ТОП-5 товарных категорий, которыми интересовались российские покупатели в локальных интернет-магазинах в 2020 году вошли:
  • электроника и бытовая техника (28,2%);
  • одежда и обувь (21%);
  • продукты питания (10,2%);
  • мебель и товары для дома (9,2%);
  • красота и здоровье (5,6%).
5.png

Активнее всего в зарубежных магазинах россияне покупают одежду и обувь, а также бытовую технику. 

4.png

Интересный момент: большая разница в среднем чеке в российских и зарубежных магазинах. Так, средний чек в категории "цифровая техника" в российских магазинах достиг в этом году 8,8 тыс. рублей (в трансграничной торговле - 10 тыс. рублей). 

6.png
Также интересно, что в этом году в отчёт вернулся средний чек в категории "Аптеки". Ещё полгода назад эта графа отсутствовала. Вполне возможно, что это связано с тем, что в АКИТ летом прошлого года вступило российское подразделение магазина iHerb. Судя по тому, как сильно за полгода поменялась оценка средних чеков ещё в ряде категорий, она тоже может быть связана не с естественными изменениями на рынке, а с особенностями оценки. Так или иначе, при использовании этих данных надо помнить, что в них отсутствуют продажи самого крупного трансграничного интернет-портала AliExpress.

7.png
8.png
"Год назад было трудно предположить, что объем рынка интернет-торговли может так вырасти, и мы преодолеем планку в более чем 3 триллиона рублей. Пандемия подтолкнула рынок к развитию новых сервисов, востребованных у россиян, например, экспресс-доставки. Мы увидели "логистику в логистике", когда конкуренты - сервисы доставки представлены друг у друга на сайтах, неожиданные коллаборации - монобрендовые магазины, имеющие свой интернет-канал выставляются на других электронных площадках", - рассказывает президент АКИТ Артем Соколов.
Год запомнился и прогрессом в новых форматах продаж, например, live-commerce. По оценке Соколова, 2021 год скорее всего не будет отличаться таким взрывным ростом, однако принесет рынку новые форматы, услуги и объединения.

Альтернативные данные

Аналитическое агенство Data Insight, которое традиционно также специализируется на оценке объёма российского eCommerce, не выходило ещё с официальными данными по 2020 году. Однако в декабре партнёр Data Insight Борис Овчинников рассказывал, что число заказов в интернет-магазинах и на маркетплейсах в 2020 году увеличилось на 78% и достигло отметки в 830 млн. В денежном выражении был зафиксирован рост на 47%, до 2,5 трлн рублей. При это, по его оценке в 2020 году доля онлайн-торговли составила 9% от всей российской розницы.
"Российская онлайн-торговля, конечно, растет очень быстро, но не на 100% в год, как показал АКИТ. такой рост можно было бы показать только, если учитывать WB, Озон, Яндекс.Маркет и нескольких (не всех) продавцов продуктов питания. Все они в сумме занимают пока что меньше половины рынка.  Большинство магазинов растет сильно (в несколько раз) медленнее. Скорее всего АКИТ (так уже было, поэтому я предполагаю самый простой вариант), поменял методику расчета по дороге, добавив в базу несколько новых категорий. Но это не рост екома, а изменение базы расчета. Собственно рост екома в России за 20-й год, все же, примерно вдвое ниже того, что показывает АКИТ", - поясняет партнёр Data Insight Фёдор Вирин.
Российская Ассоциация электронной коммуникации (РАЭК), напротив, даёт ещё более радужные оценки объёма рынка. В декабре РАЭК сообщала, что, по итогам 2020 года, рост интернет-торговли в России может составить 16-18%, до 4,8 трлн рублей.

Глава НАДТ Александр Иванов оценивает долю eCommerce в общем объеме розничной торговли не больше, чем в 8%. "Рост большой, но он связан не только с ростом екома, но и с падением объемов нон-фуд в офлайн", - добавляет эксперт. А в Росстате и вовсе в октябре сообщали, что доля онлайн-продаж в общем обороте розничной торговли выросла только до 5,9%. 

Материал по теме

ООН: eCommerce составляет пятую часть всей розницы

Материал по теме

Tinkoff: как потребители изменили своё поведение

Материал по теме

Фёдор Вирин (Data Insight): "Покупатели смирились с пандемией"

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

О самом модном в eCommerce поговорим на Fashion&Beauty Retail

В четверг, 20 мая, приглашаем на конференцию Fashion&Beauty Retail, организованную командой Sees Group. В ходе конференции обсудим:  Главные тренды российского fashion и beauty рынка ...

TikTok создаёт интернет-магазин

Сервис коротких видео TikTok вслед за Instagram и YouTube начал внедрять функцию онлайн-шопинга внутри приложения. На данный момент китайская компания Bytedance, владеющая TikTok, уже начала работать с неск...

Калининград может остаться без онлайн-торговли

Калининградская область может стать первым регионом в России, который лишится интернет-торговли, если будет принят законопроект, регулирующий правила торговли на территории Особой экономической зоны. ...

В России появится новый сервис аренды детской одежды

Concept Group запустила сервис подписки на детскую одежду бренда Acoola. Сервис Acoola Box будет предлагать по 6 предметов одежды, которые подбираются как профессиональными стилистами, так и алгоритмами, об...

Онлайн-продажи лекарств продолжили расти в 1 квартале

Число онлайн-продаж в медицинском секторе (лекарства и услуги) России за год выросло на 46%. При этом, по данным партнерской сети Admitad, в 1 квартале 2021 динамика ещё более серьёзная - рост на 240% в чис...

Delivery Club обучит велокурьеров

Сервис доставки еды Delivery Club совместно с консалтинговой компанией КБ Стрелка подготовили программу обучения велокурьеров. Программа находится в открытом доступе на сайте velo.delivery-club.ru и доступн...