Рынок eCommerce в 2020 году составил 3,221 триллиона рублей: аналитика АКИТ

Игорь Бахарев
В 2020 году россияне оформили покупок в российских и зарубежных интернет-магазинах на 3,221 трлн рублей. Это на 58,5% больше аналогичного показателя прошлого года. Такие данные приводятся в аналитике Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ).

Согласно подсчётам АКИТ, в общем объеме продаж розничного рынка доля eСommerce в 2020 году составила 9,6%. Доля 10,2% за первое полугодие 2020 пока остается историческим максимумом.

Трансграничная торговля

Доля локального рынка в 2020 году увеличилась до 86%, на трансграничную торговлю приходится лишь 14% (в 2019 г. - 71% и 29% соответственно).
"Такое значительное снижение доли трансграничного рынка связано с пандемией - какое-то время этот канал работал с перебоями, с ограничениями грузоперевозок, сроки доставки покупок были увеличены", - говорят аналитики.

2.png
По данным "Почты России" и ФТС, напоминают в АКИТ, число трансграничных отправлений резко снижается. Впрочем, глава НАДТ Александр Иванов напоминает, что в связи со снижением минимального порога беспошлинной торговли, сразу ряд логистов начали проект по консолидации посылок, чего раньше никогда не делали. То есть посылок в реальности меньше, но это не означает, что меньше заказов.
"Мы видим тут яркое непонимание процессов. Рынок кроссбордера не упал, выйдя на свои традиционные $3 млрд к концу года (там уже 6 лет около $3 млрд, чуть больше или чуть меньше). Снижение количества посылок - проблема перевозчиков, а не продавцов и покупателей, и связано это снижение с тем, что некоторые китайские компании стали консолидировать отправления, все товары в один адрес - в одну коробку. То есть аналитики оказались заложниками своих собственных прошлогодних завышенных оценок рынка", - поясняет он.
Иванов отмечает, что покупатель отлично понимает, где он может потратить меньше денег. Особенно в условиях кризиса, когда накоплений почти не осталось. Поэтому он продолжит посещать китайские магазины.
3.png

Движение в регионы

Всё активнее развивается eCommerce в регионах, в частности, в Свердловской, Ростовской, Самарской и Нижегородской областях, Татарстане.

9.png

Что покупают и почем покупают

В ТОП-5 товарных категорий, которыми интересовались российские покупатели в локальных интернет-магазинах в 2020 году вошли:
  • электроника и бытовая техника (28,2%);
  • одежда и обувь (21%);
  • продукты питания (10,2%);
  • мебель и товары для дома (9,2%);
  • красота и здоровье (5,6%).
5.png

Активнее всего в зарубежных магазинах россияне покупают одежду и обувь, а также бытовую технику. 

4.png

Интересный момент: большая разница в среднем чеке в российских и зарубежных магазинах. Так, средний чек в категории "цифровая техника" в российских магазинах достиг в этом году 8,8 тыс. рублей (в трансграничной торговле - 10 тыс. рублей). 

6.png
Также интересно, что в этом году в отчёт вернулся средний чек в категории "Аптеки". Ещё полгода назад эта графа отсутствовала. Вполне возможно, что это связано с тем, что в АКИТ летом прошлого года вступило российское подразделение магазина iHerb. Судя по тому, как сильно за полгода поменялась оценка средних чеков ещё в ряде категорий, она тоже может быть связана не с естественными изменениями на рынке, а с особенностями оценки. Так или иначе, при использовании этих данных надо помнить, что в них отсутствуют продажи самого крупного трансграничного интернет-портала AliExpress.

7.png
8.png
"Год назад было трудно предположить, что объем рынка интернет-торговли может так вырасти, и мы преодолеем планку в более чем 3 триллиона рублей. Пандемия подтолкнула рынок к развитию новых сервисов, востребованных у россиян, например, экспресс-доставки. Мы увидели "логистику в логистике", когда конкуренты - сервисы доставки представлены друг у друга на сайтах, неожиданные коллаборации - монобрендовые магазины, имеющие свой интернет-канал выставляются на других электронных площадках", - рассказывает президент АКИТ Артем Соколов.
Год запомнился и прогрессом в новых форматах продаж, например, live-commerce. По оценке Соколова, 2021 год скорее всего не будет отличаться таким взрывным ростом, однако принесет рынку новые форматы, услуги и объединения.

Альтернативные данные

Аналитическое агенство Data Insight, которое традиционно также специализируется на оценке объёма российского eCommerce, не выходило ещё с официальными данными по 2020 году. Однако в декабре партнёр Data Insight Борис Овчинников рассказывал, что число заказов в интернет-магазинах и на маркетплейсах в 2020 году увеличилось на 78% и достигло отметки в 830 млн. В денежном выражении был зафиксирован рост на 47%, до 2,5 трлн рублей. При это, по его оценке в 2020 году доля онлайн-торговли составила 9% от всей российской розницы.
"Российская онлайн-торговля, конечно, растет очень быстро, но не на 100% в год, как показал АКИТ. такой рост можно было бы показать только, если учитывать WB, Озон, Яндекс.Маркет и нескольких (не всех) продавцов продуктов питания. Все они в сумме занимают пока что меньше половины рынка.  Большинство магазинов растет сильно (в несколько раз) медленнее. Скорее всего АКИТ (так уже было, поэтому я предполагаю самый простой вариант), поменял методику расчета по дороге, добавив в базу несколько новых категорий. Но это не рост екома, а изменение базы расчета. Собственно рост екома в России за 20-й год, все же, примерно вдвое ниже того, что показывает АКИТ", - поясняет партнёр Data Insight Фёдор Вирин.
Российская Ассоциация электронной коммуникации (РАЭК), напротив, даёт ещё более радужные оценки объёма рынка. В декабре РАЭК сообщала, что, по итогам 2020 года, рост интернет-торговли в России может составить 16-18%, до 4,8 трлн рублей.

Глава НАДТ Александр Иванов оценивает долю eCommerce в общем объеме розничной торговли не больше, чем в 8%. "Рост большой, но он связан не только с ростом екома, но и с падением объемов нон-фуд в офлайн", - добавляет эксперт. А в Росстате и вовсе в октябре сообщали, что доля онлайн-продаж в общем обороте розничной торговли выросла только до 5,9%. 

Материал по теме

Тенденции рынка eCommerce 2024: мнения экспертов

Материал по теме

Как информация о товарах драйвит доверие к селлерам: аналитика НАФИ

Материал по теме

Рынок eCommerce в городах-миллионниках: аналитика Tinkoff

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Как цифровизация логистики помогает отрасли интернет-торговли

В 2024 году цифровизация процессов стала не просто трендом, а насущной необходимостью для бизнеса любого масштаба. Особенно ярко это проявляется в сфере логистики, где автоматизация бизнес-процессов позволяе...

Как люди заказывают продукты: аналитика Kokoc Group

16% россиян заказывают продукты или готовую еду на дом ежедневно. Такие данные получили эксперты группы компаний Kokoc Group, которые провели опрос россиян в возрасте от 18 лет. Опрос проводился среди росси...

Автоваз займётся онлайн-продажей подержанных авто

Автоваз и Авто Финанс Банк запустили программу Restart для продажи сертифицированных автомобилей с пробегом онлайн. На сайте restart.auto можно выбрать себе автомобили Lada с пробегом.  Restart предс...

АШАН Ритейл Россия нарастил долю онлайн продаж до 9,5%

По итогам 1 полугодия 2024 доля онлайн-продаж в общем товарообороте АШАН Ритейл Россия достигла 9,5% (+1,5 п.п. по сравнению с аналогичным периодом 2023). Количество онлайн заказов увеличилось на 5%. Прогрес...

Яндекс Маркет представил систему планирования поставок по регионам для продавцов

У продавцов Яндекс Маркета в личном кабинете появилась новая система онлайн-планирования доставки товаров на региональные склады сервиса. Теперь они могут отправить сразу несколько партий с помощью одной зая...

Приложение Avito пропало из App Store

Пользователи iPhone теперь не могут скачать приложение Avito из App Store. Сервис объявлений сам сообщил об этом, добавив, что причины выясняются. Avito рекомендует не удалять уже установленное прило...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.