Логистика в эпоху "серых схем" и после

Игорь Бахарев

Лизинговый кризис, или как будут выживать те, кто играют не по правилам

Рынок грузоперевозок в 2025 году переживает жесткий спад — объемы падают на 25% год к году. Рентабельность бизнеса перевозчиков снизилась, а расходы начали расти из-за повышения ключевой ставки. По прогнозам ассоциации "АвтоГрузЭкс", до 30% перевозчиков могут закрыться уже в этом году, при том что 65–70% рынка логистики все еще находится в "серой зоне".

Основные причины — это рост издержек на обслуживание крупнотоннажного автопарка (прежде всего лизинговые платежи) и ужесточение контроля со стороны государства. На фоне общего спада по объемам грузоперевозок крупные транспортные компании вроде "Деловых Линий", ПЭК или "Байкал-Сервис" сохраняют относительную стабильность и держатся на плаву за счет масштабной инерции и крупных контрактов. Более мелкие игроки вынуждены искать альтернативные способы существования.

Постепенно государством создаются условия, при которых коммерческий автотранспорт не сможет работать в "серой" зоне. В результате наблюдается явный тренд к "обелению" логистического бизнеса.

Так почему же гибнут честные, а выживают серые?

Ни для кого не секрет, что исторически существуют серые схемы, где службы доставки зарабатывают за счет использования неоформленных сотрудников, которые получают зарплату в конвертах. Такая бизнес-модель мгновенно уходит в минус, как только компании начинают платить налоги за каждого официально оформленного сотрудника (те же 40% от ФОТ).

В eСom-доставке многие курьеры и водители работают как самозанятые — пусть без социальных гарантий и на личном транспорте, но пока ещё законно. Неудивительно, что курьерским компаниям это очень выгодно: никаких расходов на соцпакет, ремонт авто или топливо — всё включено в стоимость доставки заказа (оплата за точку). Днём такие работники развозят заказы на стареньком легковом авто, а вечером и на выходных эксплуатируют машину в личных целях.

С крупнотоннажным флотом ситуация обстоит принципиально иначе: он не может использоваться для личных нужд (возить детей в школу или на дачу) и приобретается исключительно в коммерческих целях. А значит, экономия за счет двойного назначения невозможна. ИП и частнику невыгодно брать машину под 30% годовых за 10 млн рублей без возможности возмещения НДС за лизинговые платежи.

Так что перспектива найти самозанятого курьера с личным тягачом и фурой выглядит весьма туманно. Ни один частник не в состоянии обслуживать лизинговые платежи при средней процентной ставке 30% (с учётом комиссии банка, лизинговой компании и страховой ставки). Поэтому небольшие операторы крупнотоннажных перевозок ежедневно теряют лизинговую технику из-за просрочек по оплатам. Стоянки переполнены изъятыми автомобилями, на маршрутах — дефицит коммерческого транспорта, себестоимость уверенно ползет в космос.

В отличие от курьерских компаний с мелкой посылкой, которые могут доставлять товары на чем угодно и как угодно, грузоперевозчик с коммерческим флотом не может просто так посадить за руль неоформленного сотрудника.

Конечно, некоторые грузоперевозчики по-прежнему рисуют "левые" накладные и платят водителям зарплату в конвертах, а расчёты между контрагентами ведут за наличные. Всё это работает, пока контролирующие органы не добрались до схем с неясным происхождением средств. Как только ФНС при поддержке СК начнёт выборочные проверки, "серые" схемы рухнут. А вместе с ними начнут массово тонуть и банкротиться компании, которые годами избегали легализации — их бизнес-модель уже нежизнеспособна в новой реальности.

Курс на коллаборации

Мелкие компании ищут выходы: либо тихо закрываются уже сейчас, либо пытаются объединяться в коллаборации — как, например, "Далли" и "Стриж". Это само по себе любопытно, так как "Далли" специализируется на eСommerce-доставке B2C, а "Стриж" — на доставке крупногабаритных грузов. Но смогут ли подобные разноплановые объединения стать успешной бизнес-моделью и продемонстрировать свою эффективность — покажет время.

А пока наблюдается явный тренд к укрупнению и "обелению" логистического бизнеса. Примером продолжающейся консолидации стало недавнее поглощение Boxberry — одного из крупнейших игроков в сегменте eСommerce-доставки. Слияние с более крупным логистическим холдингом открывает доступ к инфраструктуре, оборотным средствам и юридическим механизмам "белой" работы, которые недоступны одиночным компаниям. Для Boxberry это шаг к выживанию, для покупателя — способ усилить позиции в умирающем "среднем сегменте".

Аналогичные процессы уже происходили ранее на более зрелых рынках, в том числе в США: после кризиса 2008 года и во время взрывного роста eСommerce в 2018–2022 годах логистический рынок США пережил волну банкротств мелких перевозчиков, за которыми последовали масштабные слияния и поглощения. Выжили те, кто смог масштабироваться или вовремя "встроиться" в крупную экосистему.

И если курьерские службы способны пройти и выдержать этот путь, то владельцы коммерческого транспорта сталкиваются с критической ситуацией: работать "в серую" становится невозможно, а "в белую" — совсем не имеет смысла.

В условиях кризиса выживут только те, кто либо слишком большой, чтобы падать, либо слишком везучий, чтобы его поймали. Остальным останется объединяться — или покидать бизнес.

Материал по теме

Онлайн-ретейл за пять лет увеличил складские площади в семь раз и догнал офлайн

Материал по теме

Курьерские службы под контролем: власти обсуждают единый реестр

Материал по теме

Глобальные тенденции возвратов в eCommerce: вызовы и решения

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Поколенческие различия: как покупатели воспринимают искусственный интеллект в онлайн-шопинге

Современные технологии, основанные на генеративном искусственном интеллекте, всё чаще используются потребителями для поиска товаров в интернете. Как показало исследование платформы VTEX, почти половина опро...

Роскошь уходит из моды

Мировой рынок роскоши столкнулся с заметным снижением интереса потребителей, говорится в отчете Bain & Company и итальянской ассоциации производителей предметов роскоши.  С 2022 года количество пои...

ИИ в eСommerce: половина предпринимателей доверяет автоматизации

Почти половина продавцов на маркетплейсах готова частично или полностью передать задачи нейросетям. Согласно исследованию Яндекс Маркета, 49% опрошенных предпринимателей рассматривают такую возможность: 42%...

"Магнит" расширяет eСommerce: 140 дарксторов и грейсторов к концу 2025 года

"Магнит" делает ставку на развитие eСommerce, запуская новые операционные модели для сервиса "Магнит Доставка". В Москве и Санкт-Петербурге компания развернет сеть дарксторов, а в крупных городах — грейстор...

Яндекс Маркет стал партнером "Спартака"

Яндекс Маркет заключил партнерское соглашение с футбольным клубом "Спартак-Москва" на сезон 2025/2026. В рамках сотрудничества маркетплейс получит размещение логотипа на игровой форме команды, а болельщики ...

М.Видео масштабирует онлайн-доставку через СДЭК

М.Видео расширяет логистические возможности, подключив сервис доставки СДЭК. Теперь заказы можно получить в 5500 пунктах выдачи и 2800 постаматах в 4567 городах России. Потенциальный охват — до 100 млн потр...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» (ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ») (ИНН 7701370771), которому принадлежит веб-сайт e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  6. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» письменного заявления, по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4.
  7. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  8. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.