Российский бизнес готов к цифровизации: аналитика KMDA и Microsoft

Игорь Бахарев
Российские компании инвестируют в цифровую трансформацию от 3% до 10% от годовой выручки. 80% компаний находятся в процессе реализации стратегии цифровой трансформации или отдельных цифровых проектов, что на 19% больше, чем в 2018 году. К такому выводу пришли эксперты консалтинговой компания KMDA, которые при поддержке Microsoft опросили более 700 представителей российских компаний из 27 отраслей.

Исследование показало, что за последние 2 года тема цифровой трансформации стала стратегической повесткой большинства компаний в России.

Качественно изменилось отношение к цифровой трансформации – в 2 раза больше компаний, чем в 2018 году, подходят к вопросу системно и осуществляют преобразования в рамках специально разработанной стратегии. Так ответили почти половина (49%) опрошенных. По данным исследования, 64% респондентов считают цифровую трансформацию необходимым процессом для устойчивого развития в условиях со-временных вызовов.

Clip2net_200714212650.png


Лидерами по цифровизации традиционно являются сферы ИТ и разработки ПО, однако и другие отрасли, например, ритейл, показали рывок в развитии.

Деньги пошли в цифру

Размер бюджета российских компаний на цифровую трансформацию варьируется от 3 до 10% годовой выручки. Срок окупаемости инвестиций в цифровую трансформацию зависит от размера компании и может составлять от 1 года до 5 лет.

В среднем стратегия трансформации рассчитана на 2–3 года реализации всей массы заложенных в нее проектных инициатив. 11% респондентов отметили, что их компании уже увеличили свою капитализацию за счет цифровой трансформации.

Цифровизация бизнес-процессов, управление на основе данных, а также управление клиентским опытом являются приоритетными направлениями трансформации в российских компаниях, это отметили 61%, 51% и 50% респондентов соответственно.

В целом российские компании существенно подняли уровень зрелости использованию данных и применяют их для решения более сложных задач. Все больше компаний используют данные не только для диагностики, но и для принятия стратегических решений, улучшения продуктов и повышения эффективности операционной деятельности.

Для большинства респондентов достигнутые положительные эффекты от цифровизации заключаются в снижении трудозатрат (34%), повышении эффективности процессов и производительности (30% и 25%), повышении скорости адаптации к внешним изменениям (24%), создании новых бизнес-моделей (24%), а также повышении конкурентоспособности (22%).

Тормоза трансформации

Ключевые препятствия для цифровой трансформации – нехватка компетенций и сопротивление изменениям, так ответили 53% и 45% опрошенных соответственно. Важно, что эти факторы перевешивают даже недостаток финансирования (37%) и возможные риски совершить ошибочные действия (40%). Согласно опросу HR-директоров, потребность в новых кадрах для цифровой трансформации может доходить до 30% от текущего штата компаний.

В половине российских компаний отсутствует орган управления цифровой трансформацией, а ответственность неоднозначно распределена между несколькими менеджерами высокого звена. Это затрудняет управление процессом. Например, 42% руководителей в личных интервью описывают сценарий «навязывания сверху» стратегии, разработанной без достаточного участия команд на местах.
"Цифровая трансформация резко ускорилась – то, что раньше могло занять несколько лет, во многих организациях было реализовано за два месяца. И это, безусловно, очень непростая задача. Российские компании традиционно демонстрируют очень высокий уровень цифровых компетенций и готовности к внедрению инновационных решений", – отметила директор департамента по работе с крупными организациями и партнёрами Microsoft в России Анна Кулашова
"В России традиционно правила игры в развитии цифровизации задавали " IT-гиганты", такие, как Mail.ru и "Яндекс". Ритейл и другие отрасли были в роли догоняющих. В последнее время на фоне пандемии ситуация постепенно меняется: люди по разным причинам перево-дят часть закупок в онлайн. В результате ритейлеры также вынуждены меняться, чтобы справиться с валом заказов и не растерять клиентов. Поэтому отрасль, которая ещё вчера раздумывала о том, нужен ли вообще онлайн-канал, становится одним из "флагманов цифровизации". "Магнит", X5 Retail Group и другие крупные ритейлеры развивают предиктивные модели, совершенствуют логистику, внедряют голосовые ассистенты", - рассказывает партнёр Aero Владимир Синельников.

По его словам, есть и ещё один важный момент. Считается, что Россия традиционно отстаёт в технологическом развитии от Европы и США. Однако мы видим, что сейчас ритейл по всему миру столкнулся с одинаковыми проблемами: им нужно быстро меняться. Поэтому сейчас у российского ритейла есть шанс пусть и не перегнать американский, но хотя бы не сильно от него отстать.
Материал по теме

Как изменился рынок онлайн-fashion в 2020 году: аналитика Fashion Consulting Group

Материал по теме

Онлайн-рынок fashion: аналитика Data Insight

Материал по теме

Сумма продаж через интернет-блоги увеличилась на 64% за год

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Найдены наиболее эффективные ключевики для рекламы в сегментах электроники и fashion

Эксперты рекламного агентства E-Promo проанализировали рекламные кампании на поиске и выделили ключевые фразы, использование которых в семантическом ядре поможет повысить эффективность рекламы на каждом эта...

Bonprix расширил логистическую сеть c помощью 5Post

Бренд известной немецкой марки bonprix, ключевой проект компании Otto Group Russia в сфере онлайн-ритейла, начал сотрудничество с 5Post, дочерней компанией Х5 Retail Group, развивающей новые почтовые сервис...

Как нивелировать правовые риски в электронной коммерции? Возможности роста и новые вызовы

Деловое издание "Ведомости" приглашает принять участие в онлайн-дискуссии "Как нивелировать правовые риски в электронной коммерции? Возможности роста и новые вызовы". Дата и время проведения: 7 апрел...

Walmart убрал минимальный порог для экспресс-доставки

Walmart отменил минимальную сумму в $35 для заказа с экспресс-доставкой. Экспресс-доставка в настоящее время предлагается почти в 3000 магазинах Walmart, которыми пользуется почти 70% населения США. При этом ми...

"Связной" готов открыть свой маркетплейс

"Связной" с конца 2020 года занимается подбором команды для запуска собственного маркетплейса на базе интернет-магазина и тестирует различные модели продажи товаров от партнеров. В рамках сотрудничества со ...

"Улыбка радуги" планирует сократить затраты на логистику в два раза

"Улыбка радуги" начала сотрудничать с Cainiao. По оценкам ритейлера, это решение позволит существенно расширить географию продаж, оптимизировать доставку и сократить затраты на логистику более чем в два раз...