Российский бизнес готов к цифровизации: аналитика KMDA и Microsoft

Игорь Бахарев
Российские компании инвестируют в цифровую трансформацию от 3% до 10% от годовой выручки. 80% компаний находятся в процессе реализации стратегии цифровой трансформации или отдельных цифровых проектов, что на 19% больше, чем в 2018 году. К такому выводу пришли эксперты консалтинговой компания KMDA, которые при поддержке Microsoft опросили более 700 представителей российских компаний из 27 отраслей.

Исследование показало, что за последние 2 года тема цифровой трансформации стала стратегической повесткой большинства компаний в России.

Качественно изменилось отношение к цифровой трансформации – в 2 раза больше компаний, чем в 2018 году, подходят к вопросу системно и осуществляют преобразования в рамках специально разработанной стратегии. Так ответили почти половина (49%) опрошенных. По данным исследования, 64% респондентов считают цифровую трансформацию необходимым процессом для устойчивого развития в условиях со-временных вызовов.

Clip2net_200714212650.png


Лидерами по цифровизации традиционно являются сферы ИТ и разработки ПО, однако и другие отрасли, например, ритейл, показали рывок в развитии.

Деньги пошли в цифру

Размер бюджета российских компаний на цифровую трансформацию варьируется от 3 до 10% годовой выручки. Срок окупаемости инвестиций в цифровую трансформацию зависит от размера компании и может составлять от 1 года до 5 лет.

В среднем стратегия трансформации рассчитана на 2–3 года реализации всей массы заложенных в нее проектных инициатив. 11% респондентов отметили, что их компании уже увеличили свою капитализацию за счет цифровой трансформации.

Цифровизация бизнес-процессов, управление на основе данных, а также управление клиентским опытом являются приоритетными направлениями трансформации в российских компаниях, это отметили 61%, 51% и 50% респондентов соответственно.

В целом российские компании существенно подняли уровень зрелости использованию данных и применяют их для решения более сложных задач. Все больше компаний используют данные не только для диагностики, но и для принятия стратегических решений, улучшения продуктов и повышения эффективности операционной деятельности.

Для большинства респондентов достигнутые положительные эффекты от цифровизации заключаются в снижении трудозатрат (34%), повышении эффективности процессов и производительности (30% и 25%), повышении скорости адаптации к внешним изменениям (24%), создании новых бизнес-моделей (24%), а также повышении конкурентоспособности (22%).

Тормоза трансформации

Ключевые препятствия для цифровой трансформации – нехватка компетенций и сопротивление изменениям, так ответили 53% и 45% опрошенных соответственно. Важно, что эти факторы перевешивают даже недостаток финансирования (37%) и возможные риски совершить ошибочные действия (40%). Согласно опросу HR-директоров, потребность в новых кадрах для цифровой трансформации может доходить до 30% от текущего штата компаний.

В половине российских компаний отсутствует орган управления цифровой трансформацией, а ответственность неоднозначно распределена между несколькими менеджерами высокого звена. Это затрудняет управление процессом. Например, 42% руководителей в личных интервью описывают сценарий «навязывания сверху» стратегии, разработанной без достаточного участия команд на местах.
"Цифровая трансформация резко ускорилась – то, что раньше могло занять несколько лет, во многих организациях было реализовано за два месяца. И это, безусловно, очень непростая задача. Российские компании традиционно демонстрируют очень высокий уровень цифровых компетенций и готовности к внедрению инновационных решений", – отметила директор департамента по работе с крупными организациями и партнёрами Microsoft в России Анна Кулашова
"В России традиционно правила игры в развитии цифровизации задавали " IT-гиганты", такие, как Mail.ru и "Яндекс". Ритейл и другие отрасли были в роли догоняющих. В последнее время на фоне пандемии ситуация постепенно меняется: люди по разным причинам перево-дят часть закупок в онлайн. В результате ритейлеры также вынуждены меняться, чтобы справиться с валом заказов и не растерять клиентов. Поэтому отрасль, которая ещё вчера раздумывала о том, нужен ли вообще онлайн-канал, становится одним из "флагманов цифровизации". "Магнит", X5 Retail Group и другие крупные ритейлеры развивают предиктивные модели, совершенствуют логистику, внедряют голосовые ассистенты", - рассказывает партнёр Aero Владимир Синельников.

По его словам, есть и ещё один важный момент. Считается, что Россия традиционно отстаёт в технологическом развитии от Европы и США. Однако мы видим, что сейчас ритейл по всему миру столкнулся с одинаковыми проблемами: им нужно быстро меняться. Поэтому сейчас у российского ритейла есть шанс пусть и не перегнать американский, но хотя бы не сильно от него отстать.
Материал по теме

Как новый калькулятор помог сети "Технониколь" нарастить продажи на 

Материал по теме

Как пандемия влияет на возвраты заказов из интернет-магазинов: аналитика 

Материал по теме

"Fashion 2020: Рынок на пороге глобальных перемен": 10 важных цитат из 

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Продажи через онлайн-трансляции: как это делают в Юго-Восточной Азии

Председатель КНР Си Цзиньпин заявил, что надо привлечь онлайн-каналы для того, чтобы расширить каналы сбыта для местных товаров. Фонд помощи бедным при Alibaba Group выступил с предложением продавать продукцию ...

Optimization 2020: как быть с засильем агрегаторов в поиске и конкурентами, накручивающими поведенческие факторы?

Треть десктопного трафика в российском e-commerce приходится на визиты из поиска "Яндекса" и Google. В борьбе за органический трафик честные интернет-магазинщики стараются соответствовать требованиями поиск...

Panasonic модернизирует собственные онлайн-продажи в России

Компания Panasonic Россия собирается модернизовать направление прямых продаж. Компания заключила договор с фулфилмент-оператором СДТ, который будет заниматься  хранением, комплектацией, сбором и доставкой з...

Instacart поможет Walmart составить конкуренцию Amazon

В сотрудничестве с сервисом Instacart, Walmart запустил доставку в тот же день в трех городах США. Если партнерство будет расширено, ведущий ритейлер и ведущий доставщик в стране смогут составить серьезную ...

Кроссбордер наткнулся на низкий сезон

Рынок трансграничной торговли на неделе с 3 по 9 августа показал падение на 41% относительно 2019 года, что на 11 п.п. ниже показателей предыдущей недели, свидетельствуют данные еженедельного информационного бю...

"Сбермаркет" обрастает партнёрами

"СберМаркет" объявил о начале сотрудничества с сетью магазинов детских товаров "Дочки-Сыночки". В рамках нового партнерства клиенты смогут сделать заказ на сайте или в приложении: стоимость сборки и доставки за...