Россиян обяжут входить на маркетплейсы через Госуслуги: мнение рынка

Игорь Бахарев

Правительство России введет обязательную регистрацию через портал "Госуслуги" для пользователей маркетплейсов, классифайдов, сайтов по поиску работы и предложению услуг, размещающих объявления на этих платформах. Это следует из текста пакета поправок, который сейчас находится на межведомственном согласовании. Предполагается, что банки, операторы связи и интернет-магазины должны будут внедрить биометрическую авторизацию в своих приложениях и личных кабинетах. Абоненты мобильной связи будут обязаны регистрировать передачу сим-карт третьим лицам, за исключением близких родственников.

Вице-премьер Дмитрий Григоренко подтвердил, что вскоре пользователей маркетплейсов и сайтов объявлений обяжут подтверждать свою личность через "Госуслуги". При этом в аппарате вице-премьера уверяют, что такая проверка потребуется только тем, кто размещает объявления. 

В правительстве оправдываю новые ограничения "заботой о пользователях". Якобы это усложнит работу мошенников. Новые правила коснутся всех крупных платформ по поиску работы, услуг и торговли. Также банкам, операторам и интернет-магазинам запретят общаться с клиентами с помощью "иностранных мессенджеров". 

Обычным покупателям регистрация через "Госуслуги" не понадобится, подтвердил и замглавы Минцифры Олег Качанов. По его словам, планы вводить обязательную авторизацию через госпортал для всех пользователей отсутствуют. 

В Ассоциации больших данных (АБД) опасаются, что обязательная идентификация через "Госуслуги" снизит конверсию на сайтах объявлений как минимум на 50%, что повлечет сокращение пользователей, рекламных доходов и налоговых отчислений.

"Реализация инициативы может критично сказаться на всем ритейле, поскольку в мессенджерах происходит большая часть коммуникаций с клиентами. Так, например, Telegram используется для работы с клиентскими обращениями, оформления  и возврата заказов, оперативных ответов по любым вопросам потребителей. Бизнес интегрировал многие свои процессы в эти каналы коммуникации, потому что клиентам это удобно. На наш взгляд, необходимо продолжать последовательно выстраивать регулируемую политику в этой сфере вместо жёстких ограничений и запретов", - пишут представители АКИТ.

Сооснователь Wildberries Владислав Бакальчук предупреждает, что данная мера может привести к серьёзным проблемам, включая угрозу утечек персональных данных и усложнение работы онлайн-ритейла.

"Идентификация продавцов через Госуслуги была и ранее возможна, но не была обязательной, хоть мы и отдавали этой форме приоритет – предприниматели могли выбирать альтернативные способы подтверждения личности. Конечно, верификация через Госуслуги создает серьезные проблемы для мошенничества, но не сможет его искоренить. На каждое действие всегда есть противодействие, а вот рисков в этой системе становится только больше", - отмечает Бакальчук.

Основные риски инициативы:

  • Персональные данные под угрозой. Централизация всех данных пользователей – от ФИО и паспортной информации до платёжных данных – создаёт риск их утечки. Любая кибератака или технический сбой может привести к масштабным последствиям, а ответственность за возможные утечки, судя по проекту инициативы, будет возложена на маркетплейсы, а не на государственные структуры. А оборотные штрафы станут непосильными даже для крупных игроков рынка.

  • Усложнение для бизнеса. Верификация покупателей и продавцов — не банковский сервис. В отличие от финансовых организаций, маркетплейсы не обладают сопоставимыми ресурсами для обработки и защиты столь объёмных массивов персональных данных. При этом компании уже ведут борьбу с мошенниками с помощью собственных механизмов безопасности.

  • Дополнительные барьеры для пользователей. Новые правила могут привести к сокращению числа покупателей на маркетплейсах, ведь не все готовы делиться своими личными данными с госструктурами ради совершения онлайн-покупки. Это может негативно сказаться на динамике роста онлайн-торговли в России.

"Представители рынка и я, в том числе, считает, что борьба с мошенничеством должна вестись, но не такими методами. Для решения проблемы необходимо совершенствовать существующие механизмы безопасности на уровне маркетплейсов. Разрабатывать разнообразные методы идентификации, не ограничиваясь одной платформой. Усиливать контроль за безопасностью персональных данных на государственном уровне, а не перекладывать риски на бизнес", - подчеркнул Бакальчук.

Материал по теме

Маркетплейсы обросли новыми брендами

Материал по теме

ФАС уточняет критерии интернет-рекламы: новые правила для маркетплейсов

Материал по теме

Зумеры предпочитают торговать на маркетплейсах: аналитика

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Как "Детский мир" удерживает клиентов и увеличивает продажи онлайн: подходы и результаты

Директор по маркетингу "Детского мира" Андрей Осокин рассказал о ключевых подходах к управлению лояльностью в компании и особенностях поведения покупателей детских товаров. Публикуем ключевые моменты этого ...

Кейс "АЭРО" и Hoff: зачем бизнесу иерархия метрик и как ее создать

В крупных компаниях с большим количеством метрик сложно понять, как они связаны между собой и как изменения в одной метрике влияют на другие. Отсутствие единой иерархии метрик затрудняет принятие обоснованных р...

"Слитые" промокоды как двигатель продаж: опыт Flowwow

Аналитики маркетплейса Flowwow поделились интересным выводом, сделанным в результате исследования эффективности более 62 тысяч промокодов, распространенных через различные каналы, включая так называемые "сл...

Онлайн-покупатели полюбили азиатские товары

Россияне всё чаще проявляют интерес к азиатской культуре, что отражается на росте популярности товаров из этого региона у покупателей российских онлайн-площадок. Согласно опросу Яндекс Маркета, в котором принял...

Российские fashion-бренды опередили зарубежные по темпам роста продаж: аналитика Маркета

Яндекс Маркет проанализировал динамику продаж одежды, обуви и аксессуаров. По итогам 2024 года оборот продавцов в этой категории на маркетплейсе вырос более чем в 2 раза год к году. Большая часть продаж в 2...

ЛЭТУАЛЬ отчиталась об успехах в онлайн-продажах

Косметическая компания ЛЭТУАЛЬ подвела итоги 2024 года, а также поделилась планами на 2025 год. Количество клиентов сети за прошлый год превысило 50 миллионов человек, охватывая жителей России, стран СНГ и ...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.