Робот или человек: логистическая индустрия на перепутье
Игорь Бахарев
На горизонте 1-2 лет более половины (50,85%) респондентов предвидят критическое усугубление дефицита персонала в логистике, что может привести к перебоям в операционной деятельности. При этом каждый четвертый опрошенный (25,61%) считает, что проблемы с линейным персоналом могут не только создать ограничения в развитии бизнеса, но и несут прямую угрозу устойчивости компаний.
Порядка 30-35% опрошенных компаний с численностью штата свыше 2-5 тысяч человек полагают, что дефицит кадров принесет значительные и критические проблемы для бизнеса. Особенно остро проблема стоит перед логистическими операторами и промышленными предприятиями. Так 31,46% представителей логистических компаний отметили, что кадровый голод окажет крайне негативное влияние на их деятельность в ближайшее время. Схожую оценку дают представители промышленного сектора (28,92%).
Главным препятствием для устранения дефицита линейного персонала респонденты назвали ограниченные возможности компаний в части мотивации сотрудников (ФОТ + соцпакет) по сравнению с работодателями из других сфер (43,83%). Наиболее остро ограничения по бюджетам ощущают ритейл и дистрибуция. Следующими по масштабу распространенности стали ограничения, связанные с низким уровнем автоматизации процессов в логистике / производстве (36,24%).
При этом руководители логистической функции (34,55%) прогнозируют значительный прирост товарооборота на уровне 10-20%, который традиционно влечет за собой увеличение потребности в персонале. Однако каждый четвертый представитель HR-подразделения не видит перспектив роста численности линейного персонала или даже ожидает оптимизацию численности.
Бизнес рассматривает различные сценарии для преодоления кадрового голода. Среди основных приоритетов: оптимизация процессов (более 38,14%), автоматизация и роботизация (около 18,98%), внедрение систем мотивации (17,46%) и повышение зарплаты (10,82%). Промышленные предприятия в основном фокусируются на оптимизации технологических процессов для решения проблемы дефицита линейного персонала (43,37% компаний пойдут этим путем). Что касается роботизации, то на первом месте с хорошим отрывом - ритейл 25,49%. Ритейлеры считают, что независимость (или минимальная зависимость от персонала) может стать их конкурентным преимуществом.
В целом тенденция такова, что чем крупнее компания, тем больше она полагается на оптимизационные решения и роботизацию, понимая, что кадровый дефицит в ближайшие годы будет только набирать обороты. Средние и малые компании решают вопросы через введение системы мотивации персонала и повышение заработной платы, рискуя оказаться не готовыми к негативным сценариям на рынке труда.
"Растущий дефицит операционного персонала, который представляет для многих компаний угрозу развития, постепенно приведет к технологическому сдвигу. Так, порядка 19% российских компаний намерены в ближайшее время внедрять инструменты роботизации для решения этой проблемы. Эта тенденция кардинально изменит кадровый ландшафт - вызовет дефицит ресурсов для роботизации: самой техники, IT-ресурсов, специалистов по монтажу, запуску, интеграции. Однако, мы уверены, что этот дефицит будет временным и, в отличие от системной нехватки линейного персонала, относительно быстро восполняемым за счет наращивания мощностей и компетенций российских компаний-поставщиков роботизированных решений", - отметил Василий Демин, исполнительный директор КСЛ.
Подписаться на новости
Прочитаете,
когда вам будет удобно
Свежий дайджест из мира
eCommerce у вас в почте