Робот или человек: логистическая индустрия на перепутье

Игорь Бахарев
В марте 2024 года консалтинговая компания Координационный совет по логистике (КСЛ) завершила масштабное исследование по проблеме кадров в сфере логистики. В исследовании приняли участие респонденты из 527 российских компаний, представляющих ключевые отрасли: промышленность, логистика, ритейл, потребительский сектор, дистрибуция. 

На горизонте 1-2 лет более половины (50,85%) респондентов предвидят критическое усугубление дефицита персонала в логистике, что может привести к перебоям в операционной деятельности. При этом каждый четвертый опрошенный (25,61%) считает, что проблемы с линейным персоналом могут не только создать ограничения в развитии бизнеса, но и несут прямую угрозу устойчивости компаний.

Порядка 30-35% опрошенных компаний с численностью штата свыше 2-5 тысяч человек полагают, что дефицит кадров принесет значительные и критические проблемы для бизнеса. Особенно остро проблема стоит перед логистическими операторами и промышленными предприятиями. Так 31,46% представителей логистических компаний отметили, что кадровый голод окажет крайне негативное влияние на их деятельность в ближайшее время. Схожую оценку дают представители промышленного сектора (28,92%). 

Главным препятствием для устранения дефицита линейного персонала респонденты назвали ограниченные возможности компаний в части мотивации сотрудников (ФОТ + соцпакет) по сравнению с работодателями из других сфер (43,83%). Наиболее остро ограничения по бюджетам ощущают ритейл и дистрибуция. Следующими по масштабу распространенности стали ограничения, связанные с низким уровнем автоматизации процессов в логистике / производстве (36,24%).  

При этом руководители логистической функции (34,55%) прогнозируют значительный прирост товарооборота на уровне 10-20%, который традиционно влечет за собой увеличение потребности в персонале. Однако каждый четвертый представитель HR-подразделения не видит перспектив роста численности линейного персонала или даже ожидает оптимизацию численности.

Бизнес рассматривает различные сценарии для преодоления кадрового голода. Среди основных приоритетов: оптимизация процессов (более 38,14%), автоматизация и роботизация (около 18,98%), внедрение систем мотивации (17,46%) и повышение зарплаты (10,82%). Промышленные предприятия в основном фокусируются на оптимизации технологических процессов для решения проблемы дефицита линейного персонала (43,37% компаний пойдут этим путем). Что касается роботизации, то на первом месте с хорошим отрывом - ритейл 25,49%. Ритейлеры считают, что независимость (или минимальная зависимость от персонала) может стать их конкурентным преимуществом. 
В целом тенденция такова, что чем крупнее компания, тем больше она полагается на оптимизационные решения и роботизацию, понимая, что кадровый дефицит в ближайшие годы будет только набирать обороты. Средние и малые компании решают вопросы через введение системы мотивации персонала и повышение заработной платы, рискуя оказаться не готовыми к негативным сценариям на рынке труда. 
"Растущий дефицит операционного персонала, который представляет для многих компаний угрозу развития, постепенно приведет к технологическому сдвигу.  Так, порядка 19% российских компаний намерены в ближайшее время внедрять инструменты роботизации для решения этой проблемы. Эта тенденция кардинально изменит кадровый ландшафт - вызовет дефицит ресурсов для роботизации: самой техники, IT-ресурсов, специалистов по монтажу, запуску, интеграции. Однако, мы уверены, что этот дефицит будет временным и, в отличие от системной нехватки линейного персонала, относительно быстро восполняемым за счет наращивания мощностей и компетенций российских компаний-поставщиков роботизированных решений", - отметил Василий Демин, исполнительный директор КСЛ.

Материал по теме

Ozon расширяет логистическую сеть: 8 новых фулфилмент-центров до конца 2025 года

Материал по теме

Как логистика меняется под запросы электронной коммерции

Материал по теме

Сенатор предложил создать федеральный реестр курьеров для повышения безопасности на дорогах

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Как справиться со страхами перед запуском еCommerce-бизнеса

Предпринимательство — это не просто про продажи, это про выход за пределы привычного. Когда человек решает начать свое дело, он сталкивается с большой неопределенностью: получится или нет, хватит ли ресурсов...

Виртуальная примерка от Google: как обещание стало (немного) разочарованием

Google представил революционный инструмент виртуальной примерки одежды с помощью ИИ - но первые тесты показали неожиданные результаты. Журналист и технологический аналитик Тимоти Бек Верт (Mashable) провер...

Как выбирать темы, формат и стиль для eСommerce-контента

CEO контент-агентства КОМРЕДА Артём Логинов рассказал нам, как в агентстве выбирают темы, формат и tone of voice для контента в сфере онлайн-торговли. Также эксперт делится, какие материалы «стреляют» лучше ...

"Яндекс Маркет" запустил страхование техники с заменой на новую

Покупатели "Яндекс Маркета" теперь могут застраховать технику и получить новое устройство в случае поломки. Услуга доступна в приложении и на сайте маркетплейса без перехода на сторонние ресурсы. Пока страх...

Wildberries ввел бесплатную курьерскую доставку для новых клиентов

Wildberries запустил летнюю акцию, позволяющую новым пользователям и тем, кто не пользовался курьерской доставкой более трех месяцев, получать заказы из пунктов выдачи (ПВЗ) до двери бесплатно.  По с...

PR на черный день: руководство компаний — главный источник кризисов

PR-агентство Comunica провело опрос среди 30 специалистов по связям с общественностью из ритейл-сектора, чтобы изучить их подходы к управлению репутационными кризисами. Основной вывод исследования: большинст...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» (ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ») (ИНН 7701370771), которому принадлежит веб-сайт e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  6. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» письменного заявления, по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4.
  7. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  8. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.