Робот или человек: логистическая индустрия на перепутье

Игорь Бахарев
В марте 2024 года консалтинговая компания Координационный совет по логистике (КСЛ) завершила масштабное исследование по проблеме кадров в сфере логистики. В исследовании приняли участие респонденты из 527 российских компаний, представляющих ключевые отрасли: промышленность, логистика, ритейл, потребительский сектор, дистрибуция. 

На горизонте 1-2 лет более половины (50,85%) респондентов предвидят критическое усугубление дефицита персонала в логистике, что может привести к перебоям в операционной деятельности. При этом каждый четвертый опрошенный (25,61%) считает, что проблемы с линейным персоналом могут не только создать ограничения в развитии бизнеса, но и несут прямую угрозу устойчивости компаний.

Порядка 30-35% опрошенных компаний с численностью штата свыше 2-5 тысяч человек полагают, что дефицит кадров принесет значительные и критические проблемы для бизнеса. Особенно остро проблема стоит перед логистическими операторами и промышленными предприятиями. Так 31,46% представителей логистических компаний отметили, что кадровый голод окажет крайне негативное влияние на их деятельность в ближайшее время. Схожую оценку дают представители промышленного сектора (28,92%). 

Главным препятствием для устранения дефицита линейного персонала респонденты назвали ограниченные возможности компаний в части мотивации сотрудников (ФОТ + соцпакет) по сравнению с работодателями из других сфер (43,83%). Наиболее остро ограничения по бюджетам ощущают ритейл и дистрибуция. Следующими по масштабу распространенности стали ограничения, связанные с низким уровнем автоматизации процессов в логистике / производстве (36,24%).  

При этом руководители логистической функции (34,55%) прогнозируют значительный прирост товарооборота на уровне 10-20%, который традиционно влечет за собой увеличение потребности в персонале. Однако каждый четвертый представитель HR-подразделения не видит перспектив роста численности линейного персонала или даже ожидает оптимизацию численности.

Бизнес рассматривает различные сценарии для преодоления кадрового голода. Среди основных приоритетов: оптимизация процессов (более 38,14%), автоматизация и роботизация (около 18,98%), внедрение систем мотивации (17,46%) и повышение зарплаты (10,82%). Промышленные предприятия в основном фокусируются на оптимизации технологических процессов для решения проблемы дефицита линейного персонала (43,37% компаний пойдут этим путем). Что касается роботизации, то на первом месте с хорошим отрывом - ритейл 25,49%. Ритейлеры считают, что независимость (или минимальная зависимость от персонала) может стать их конкурентным преимуществом. 
В целом тенденция такова, что чем крупнее компания, тем больше она полагается на оптимизационные решения и роботизацию, понимая, что кадровый дефицит в ближайшие годы будет только набирать обороты. Средние и малые компании решают вопросы через введение системы мотивации персонала и повышение заработной платы, рискуя оказаться не готовыми к негативным сценариям на рынке труда. 
"Растущий дефицит операционного персонала, который представляет для многих компаний угрозу развития, постепенно приведет к технологическому сдвигу.  Так, порядка 19% российских компаний намерены в ближайшее время внедрять инструменты роботизации для решения этой проблемы. Эта тенденция кардинально изменит кадровый ландшафт - вызовет дефицит ресурсов для роботизации: самой техники, IT-ресурсов, специалистов по монтажу, запуску, интеграции. Однако, мы уверены, что этот дефицит будет временным и, в отличие от системной нехватки линейного персонала, относительно быстро восполняемым за счет наращивания мощностей и компетенций российских компаний-поставщиков роботизированных решений", - отметил Василий Демин, исполнительный директор КСЛ.

Материал по теме

Экспресс-доставка набирает обороты: россияне чаще заказывают технику и одежду с доставкой за час

Материал по теме

Что происходит с рынком складской недвижимости?

Материал по теме

Почему российские склады отстают и как это исправить: взгляд Владислава Бакальчука

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Wildberries запускает партнерскую программу для блогеров в Wibes

Wildberries начал монетизацию для блогеров в своем видеоприложении Wibes, сообщила глава объединенной компании Wildberries и Russ Татьяна Ким на Конференции инновационных технологий электронной коммерции (К...

X5 Group увеличила выручку на 20,7% в первом квартале

X5 Group опубликовала предварительные финансовые результаты за первый квартал 2025 года. Чистая выручка группы выросла на 20,7% в годовом сопоставлении, достигнув 805,8 млрд рублей. В X5 называют развити...

Информационная безопасность мотивационных программ: как защитить организатора и участников

В последние годы количество кибератак на российский бизнес растёт: по оценкам RED Security, в 2024 году их количество увеличилось в 2,5 раза — до 130 тыс. Из них примерно 20% были высокорисковыми. Поэтому би...

Книжные магазины просят ФАС ограничить демпинг маркетплейсов

Ассоциация книгораспространителей, в которую входят "Альпина", "Буквоед", "Московский дом книги" и другие крупные сети, обратилась в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) с жалобой на демпинг со стороны ...

"Белпочта" запустит национальный маркетплейс в 2025 году

РУП "Белпочта" планирует в первом полугодии 2025 года запустить собственный маркетплейс с товарами белорусских и зарубежных производителей. Об этом сообщили представители предприятия. Новая площадка ...

Wildberries открывает ворота для китайских селлеров

Wildberries провел в Китае конференцию для местных предпринимателей, стремящихся выйти на российский рынок. Мероприятие под лозунгом "Открывая новую эру миллиардов: Новый Шелковый путь Танчоу" собрало сот...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» (ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ») (ИНН 7701370771), которому принадлежит веб-сайт e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  6. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» письменного заявления, по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4.
  7. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  8. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.