Возврат в законе: как и почему ритейл хочет поменять правила онлайн-торговли

Игорь Бахарев

Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) обратилась к директору департамента развития внутренней торговли Минпромторга РФ Никите Кузнецову с предложением уточнить критерии возврата товаров в новых правилах онлайн-торговли, в частности дать потребителю возможность по соглашению с продавцом возвращать товары надлежащего качества с утраченным товарным видом.

Что предлагают в АКИТ

Предлагается установить, что возврат товаров надлежащего качества возможен лишь в случае, если сохранены товарный вид (нет признаков употребления, сохранены пломбы и ярлыки изготовителя) и потребительские свойства товара, а также если товар может быть реализован продавцом другим потребителям без уценки. В ином случае "продавец вправе принять у потребителя данный товар с условием его уценки соразмерно снижению его рыночной стоимости".

Возвраты онлайн-покупок - серьёзная проблема для любого интернет-магазина. Особенно она обострилась в последние годы. Например, как отмечают эксперты, покупатели всё чаще заказывают одежду для того, чтобы примерить её, сделать селфи или пойти на приём, а потом вернуть в магазин. Результаты исследования Barclaycard показывают, что половина товаров в сегменте "одежда и обувь", купленных в интернет‐магазинах Великобритании, возвращается обратно. Эксперты утверждают, что некоторые "влиятельные лица" с помощью таких хитростей делают себе карьеру, заказывая дорогую одежду и через некоторое время отправляя ее обратно. 

По оценке российских экспертов, доля частичного выкупа в сегменте fashion доходит до 60%. 

События 2020 года многократно ускорили темпы развития интернет-торговли. И хотя во время карантина число возвратов снизилось, так как клиенты не всегда могли выйти из дома, эксперты уверены, что вала возвратной логистики не избежать. 

На этом фоне интернет-ритейлеры просят уравнять правила торговли смартфонами, косметикой, нижнем бельем и сложной бытовой техникой в интернете с требованиями, предъявляемыми к продажам данными товарами в офлайне. В частности, они предлагают запретить россиянам возвращать в течение семи дней качественные товары в этих категориях. 

Что думают логисты

Эксперты логистических компаний, в целом, согласны, что такой подход закономерен. Безусловно, различные способы торговли предполагают отличные друг от друга правила и процессы. Но принципы должны быть примерно одинаковыми, дабы избежать разночтений.

Генеральный директор федеральной логистической компании IML Елена Шутюк отмечает, что в сложившейся ситуации интернет-магазины несут весомые риски, если покупатель вправе вернуть товар надлежащего качества. Например, вскрытие упаковки или включение сложной техники может означать потерю гарантии. Эти же правила касаются и нижнего белья, парфюмерии и подобных товаров - вскрытие заводской упаковки будет означать прямой убыток для ритейлера.

С ней соглашается и заместитель генерального директора BMJ-logistics Константин Бондаренко: "Оказывая услуги фулфилмента различным компаниям в Европе, России и в странах СНГ мы замечаем, что процент возврата товаров, приобретенных в интернет-магазинах, увеличивается с каждым годом. Если фирменная упаковка товара была вскрыта, то сперва необходимо убедиться, что именно этот товар был отправлен клиенту. Если это косметика, то надо удостовериться, что ей не пользовались и она в безупречном состоянии; если это одежда или нижнее бельё, то в связи с новыми правилами, возникшими в связи с распространением COVID-19, данный товар должен быть дезинфицирован и переупакован; если это смартфон или сложная бытовая техника, то она подлежит диагностике - необходимо проверить, включалось ли устройство, в случае, если оно было в употреблении, с него удаляют все данные для дальнейшей продажи".

Эксперт добавил, что стоимость возврата зависит от требований заказчика и количества услуг, за которые платит собственник интернет-магазина логистическому провайдеру. Данные процессы строго регламентированы с заказчиками, а стоимость складывается в зависимости от интенсивности проверок: от 100 и более 1000 рублей за 1 единицу.

Так, 100 рублей будет стоить осмотр товара и проверка его артикула. 1000 рублей (на примере телефона) - вскрытие упаковки, проверка его артикула, комплектации (кабель, сетевая часть, телефонное устройство, инструкция и т. д.), выявление дефектов, наличие защитной пленки, а также составление отчета в случае отсутствия чего-либо. Затем по требованию заказчика может происходить замена проводов или инструкции, а также обработка мобильного устройства от следов пользования и нанесение новой защитной пленки. После этого необходимо включить прибор, загрузить его и провести проверку исходя из требований заказчика: если батарея села, зарядить устройство, затем необходимо проверить, пользовались ли устройством (наличие фотографий, звонков и т.д.). Если есть хоть какие-то признаки использования, их необходимо зафиксировать и выслать отчёт, на основании которого будет происходить разбирательство с клиентом, который вернул данное устройства. Последний этап - вернуть заводские настройки.

Заместитель генерального директора BMJ-logistics считает, что надо четко разделять категории товаров, которые возвращают. Есть импульсивные покупки - когда клиент заказал себе что-то на выходных, а к моменту получения товара передумал и возвращает его обратно без повреждения оригинальной упаковки. Процесс возврата подобных товаров прост, так как их можно вернуть на склад, а владелец онлайн-магазина увидит данную единицу уже через день у себя в системе и сможет снова ее реализовать.

"Игроки рынка электронной коммерции уделяют особое внимание показателю возвратов. Как минимум стоимость доставки уходит в издержки, а в случае с регионами цена может увеличиться на 50%. Это не считая расходов при вскрытой упаковке. Из-за этого многие ритейлеры ограничивают возможность частичных отказов при вручении или вводят платную доставку в случае возврата в течение 14 дней", - добавляет Шутюк.

Мотивация уравнять правила стационарной торговли с продажами через интернет, отмечает генеральный директор IML, отличается в различных категориях товаров, но в целом не должна восприниматься как "ужесточение". Это актуальная проблема, которая должна быть решена.

Что ещё предлагает АКИТ 

В письме Никите Кузнецову предлагается ещё ряд дополнений к проекту правил дистанционной торговли:

  • Потребителю должны быть доступны любые способы оформления заказа, в том числе смс, push-уведомления, электронная почта;

  • Потребитель, даже при дистанционной покупке, должен иметь возможность заранее ознакомиться с товаром;

  • Процедура получения заказа должна быть максимально простой, в частности, следует отменить необходимость предъявления квитанции, распечатки и других документов, удостоверяющих покупку;

  • Потребитель должен оплачивать повторную доставку, если встреча с курьером не произошла по вине покупателя.

Материал по теме

Ozon расширяет логистическую сеть в Московской области

Материал по теме

Селлеры смогут хранить товары на "Почте"

Материал по теме

Китайские селлеры выступили против "Политики бесплатного возврата"

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Цены на российском рынке онлайн-рекламы демонстрируют стремительный рост

Стоимость рекламных размещений на маркетплейсах в России за последние десять месяцев существенно увеличилась. По оценкам сооснователя и коммерческого директора Eshopmedia Ларисы Юстус, цены выросли в средне...

Первые итоги распродаж на крупнейших маркетплейсах: сводка

На начало ноября традиционно приходится старт крупнейших распродаж года. Всё начинается с "разогревочных" акций, которые на каждой крупной площадки проходят по-разному. 11 числа проходит распродажа в честь "...

Почта России запускает новую платформу для оптимизации доставки

Почта России представила новую платформу "Постмастер", призванную существенно улучшить работу курьерской службы. Разработанная дочерней компанией ПочтаТех, система упростит работу курьеров и диспетчеров, по...

Самокат встретил Чёрную пятницу "чёрным" ассортиментом

Онлайн-ритейлер Самокат в этом году решил подойти к традиционному сезону распродаж нестандартно. Вместо привычных скидок и акций, компания представила лимитированную линейку продуктов в чёрном цвете. ...

Wildberries повышает конкурентоспособность продавцов: новая функция для кастомизации витрин

Маркетплейс Wildberries расширяет возможности для продавцов, предоставляя новый инструмент для кастомизации витрин магазинов. Теперь продавцы смогут создать уникальный образ своего магазина на платформе, де...

Как правильно разрабатывать мотивационные трейд-маркетинговые B2B программы

Мотивационные программы для дистрибьюторов - это стабильно работающий инструмент повышения продаж, к которому постоянно обращается бизнес. Иногда приобретая на рынке готовые решения у экспертов, иногда самос...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.