Реквием по "Киберпонедельнику"
Игорь Бахарев
Общая апатия
О том, что единые распродажи в нашей стране постепенно меняют формат стало понятно ещё во время "Черной пятницы". Тогда все заговорили о том, что потребители воспринимают весь ноябрь как месяц предновогодних покупок, поэтому стоит говорить не о двух-трех днях традиционных распродаж, а о таком термине, как "киберноябрь" с акцентом не только на ЧП, но и на "День холостяка".К "Киберпонедельнику", который всегда в России проходил хуже, чем "Черная пятница", отношение ещё прохладнее. В этом году за неделю до акции стало известно, что в нём не будут принимать два важных игрока: "Яндекс.Маркет" и Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ).
В АКИТ, кстати, говорят, что россияне сократили траты во время акции. В этом году они приобрели товары на 2,5 млрд рублей. Это в два раза меньше, чем в 2017 году. Откуда у ассоциации такие данные, впрочем, не очень понятно.
Целый ряд крупных магазинов заявили, что предпочтут организовывать распродажу на своей площадке. А в некоторых отраслях, например, в страховых компаниях, и вовсе объявили об игнорировании акции.
Руководитель кластера "РАЭК/Электронная коммерция" Иван Кургузов рассказывает о своём способе оценить популярность акции: "У меня есть косвенный параметр, по которому есть ощущение, что интерес несколько снижен - мне не звонили СМИ и не спрашивали "а правда ли будут честные скидки?" Впрочем, по его словам, пока говорить о результатах распродажи рановато.
Официальные слова
По сути, в акции в этом году приняли участие две площадки: http://kiberponedelnik.com/ (организаторы: Национальная ассоциация дистанционной торговли и технический партнер ООО "Блэк Фрайдэй") и https://www.c-monday.com/ (организаторы: LED agency при поддержке РАЭК и РОЦИТ).Как говорят организаторы c-monday.com, с момента старта акции на сайте было зафиксировано более 800.000 уникальных посетителей. Отмечается, что поведение покупателей изменилось по сравнению с прошлогодней акцией - хотя количество посетителей сайта-агрегатора снизилось по сравнению с 2017 г., аудитория стала более целевой - показатель отказов составил всего 15% против 28% в прошлом году.
Организаторы kiberponedelnik.com рассказывают, что с 29 по 31 января было более 1,6 млн. пользователей. Число покупок, совершенных с мобильных устройств и планшетов, выросло в 2,5 раза по сравнению с прошлым годом.
"За первые сутки распродажи трафик площадки Kiberponedelnik.com превысил отметку в 1.24 млн. посетителей, что говорит о высокой заинтересованности среди пользователей. Суммарно за все три дня распродажи площадку посетило более 1,6 млн. пользователей", - говорится в пресс-релизе площадки.
Данные SimilarWeb
Главный аналитик Price.ru Алексей Петровский отмечает, что особого роста "год к году" распродажные площадки не показали.29 января на сайт http://kiberponedelnik.com/, согласно данным SimilarWeb, было 888 тысяч заходов. Их конкуренты, площадка https://www.c-monday.com/ получили только 89 тысяч посетителей.
ВАЖНО: все данные приводятся на день акции, понедельник. Разные магазины и площадки по-разному распределяли маркетинговую активность в эту неделю.
Для сравнения: год назад было зафиксировано 666 и 358 тысяч визитов соответственно. То есть интерес к kiberponedelnik.com слегка вырос, а к c-monday.com - прилично уменьшился. Так или иначе, такие цифры, особенно с учетом ухода с поля двух игроков, не впечатляют.
От акции на площадке kiberponedelnik.com больше всего, судя по данным SimilarWeb, выиграл MediaMarkt, туда ушло почти 8% посетителей. На площадке c-monday.com в лидерах по исходящему трафику - "Эльдорадо".
Основной вывод, который делают опрошенные эксперты: крупные игроки 1 и 2 эшелона перестали вкладываться во внешние площадки и в последнее время устраивают акции у себя, со своими покупателями. Соответственно и аудитория распродаж, размазалась ровным слоем по рынку.
"Работать с площадками, по старой схеме фикса им уже не интересно, так как новых клиентов им площадка уже толком не даст, инвестировать не в кого. А по CPA сами площадки работать не будут, учитывая, что проекты краткосрочные и им это не выгодно. Соответственно, основным партнёром/клиентом для площадок стал или малый бизнес или производители (D2C), пока ещё не накопившие нужную пользовательскую базу", - полагает eCommerce-эксперт Артем Родин.Директор по электронной коммерции компании "АДАМАС" Алексей Ручкин подтверждает, что для организации распродаж внешние площадки (по крайней мере, для его компании) больше не нужны.
"Распродажи работают, но не обязательно принимать участие в массовых акциях. Если действительно устроить нормальную, честную распродажу, то есть снизить цены хотя бы на 10% на 2 дня, то клиенты это оценят. Можно сообщить об акции через рассылку, пуши, баннеры в медийке. И, по моим данным, такая акция даст +300% продаж по сравнению с обычным днем. В целом, акцию ждут, но только ждут честных скидок в реальных магазинах".
Что у магазинов?
Интересно, что сайты магазинов, судя по графикам, тоже не показали каких-то серьезных скачков посещаемости, по сравнению с обычными днями.Например, тот же MediaMarkt получил примерно столько же посетителей, что и в пятницу 12 января. На праздниках же туда заходили чаще.
А вот данные "Юлмарта", который, похоже продолжает разбираться с предновогодними проблемами.
Из "топовых" магазинов скачки можно увидеть, разве что, только на графиках "Эльдорадо" и "Озона".
Интересно, что сами магазины, судя по новостной ленте, не торопятся рассказать о результатах распродаж. Данных немного, и они довольно скудны. Например, "Юлмарт" сообщил лишь о том, какие товары и категории стали самыми популярными в дни распродажи, а пресс-служба интернет-магазина ОБИ в своем релизе отделалась одной цифрой: "чаще всего покупатели оформляли заказы со стационарных компьютеров (75%)".
Даже "победные" заявления "Яндекс.Денег" о том, что "покупать электронику в Киберпонедельник стали в 16 раз больше пользователей по сравнению с распродажей год назад" стоит читать с учетом того, что в этих цифрах учитывались только платежи в российских онлайн-магазинах, подключенных к "Яндекс.Кассе".
Исключение, пожалуй, составляет интернет-гипермаркет бытовой техники Техпорт, который заявил, что в первые дни трафик был увеличен в 3 раза, а показатели по продажам – вдвое.
Коммерческий директор OHM Solutions Александр Феоктистов считает, что в реальном плюсе от акции оказались магазины, которые делают свои распродажи.
"У магазинов, которые дают реальные скидки, интерес в Киберпонедельник повысился. Вот, например, одни из наших клиентов, которые давали настоящие скидки и просили нас продвигать специальные разделы с распродажей. Я не могу назвать бренд, но цифры красноречивы - рост понедельника к понедельнику на 44% у одного и на 37% у другого. Так что если магазин реально готов давать скидки и анонсировать их, то он получает серьезный рост трафика, тем более для января, который традиционно не сильно горячий месяц. А если не готов - то и не получает", - рассказывает эксперт.
Большинство ритейлеров работали со своей лояльной аудиторией, а потребители заходили напрямую на сайты интернет-магазинов и выбирали выгодные предложения, не пользуясь услугами сайтов-агрегаторов, считает председатель комитета по стандартизации АКИТ Александр Логунов. "Так, например, судя по источникам, более 80 процентов трафика сайта kiberponedelnik.com - переходы с несуществующих ресурсов http://skurki. info, http://goabd.ru и т.д., что может свидетельствовать о роботизированном трафике или размещении рекламы на пиратских и порнографических сайтах. Трафик на площадке c-monday.com так же вызывает подозрения: среди топовых источников много сомнительных сайтов", - говорит представитель АКИТ.
Скандалы, интриги, низкий спрос
Ещё одна причина "смерти" распродаж, считают эксперты, - многочисленные скандалы и "фальшивые" скидки.Например, в этом году ряд интернет-магазинов вновь был пойман нечестных ценах. В частности, интернет-магазин "Плеер.ру" под видом "скидочного" выставлял товар по существенно завышенной цене, а когда товар сняли с площадки, отказался как-то объяснить свои действия. И это было бы не особо важно, но только этого продавца, как и нескольких других, ловят на подобном год за годом, а потом снимают с площадок год за годом. То есть площадки отказываются изначально отсеивать плохо зарекомендовавших себя продавцов, соответственно, получают скандальные публикации и недовольство посетителей.
Постепенно российские покупатели привыкают к тому, что "Киберпонедельник" - это обман. И рассказы организаторов акции о том, что "очередная распродажа прошла идеально" их не волнует.
Вообще-то, с точки зрения продавцов, иметь какую-то публичную акцию с широким анонсированием под конец зимнего сезона - полезно, чтобы распродать залежавшиеся остатки, считает eCommerce-эксперт, ex-директор по электронной коммерции компании Хобби Центр Василий Федосеев.
"Но когда появляются слоганы типа "киберпонедельник - только три дня!", а скидки, по древней русской традиции, - фальшивые, то весь этот праздник дискредитируется, в первую очередь, в глазах потребителя. Как, впрочем, и в глазах других участников-магазинов", - говорит он.То же, по его словам, относится и к "Черной пятнице", хотя потенциал у мероприятия в целом неплохой.
"Первые распродажи подняли сильный шум и вызывали сильный интерес у аудитории, но мы все помним, как эти распродажи проводились. Магазины переписывали ценники и делали вид, что распродажа состоялась. Потом появились независимые "аудиторы" (в том числе наш проект в "Маркете", когда мы отслеживали реальное изменение цен) и обманывать стало сложнее. Сейчас же люди уже доверять скидкам стали меньше и просто так не бегут на сайты распродаж", - подтверждает коммерческий директор OHM Solutions Александр Феоктистов.Ещё одна причина низкого спроса - финансовые сложности людей, считает сооснователь Data Insight Фёдор Вирин.
"Начало 18 года ознаменовалось для потебителей внезапно пустым кошельком. Ситуация не катастрофическая, но, в целом по рынку, тяжелая. Люди и хотели бы покупать все блага, но не на что. Поэтому, похоже, маркетинговые акции типа киберпонедельника - единственный способ для них хоть что-то купить, но спрос (а на самом деле - возможности потребителей) в этом году ниже, чем в прошлом. Увеличение же числа "кибер"-дней и недель лишь размывает интерес и внимание пользователей", - говорит эксперт.Дальнейшая судьба "Киберпонедельника" пока непонятна.
"Я вообще считаю, что идею флеш-распродаж практически убили. Как её не называй. Длительные акции, к тому же, зачастую, с ненастоящими скидками покупателей не привлекают. И это совершенно нормально. Средние и крупные проекты вполне могут делать, да и делают свои собственные акции. Им не нужны организаторы и какие-либо "официальные площадки". Да и СМИ потеряли к этому всему интерес. Вот и имеем, что имеем", - заключает директор по маркетингу и развитию бизнеса Audiomania Тимофей Шиколенков.
Подписаться на новости
Прочитаете,
когда вам будет удобно
Свежий дайджест из мира
eCommerce у вас в почте