Про самообман и маркетплейсы: взгляд эксперта
Игорь Бахарев
Партнёр E-pepper.ru Сергей Егорушкин поделился своим взглядом на развитие рынка маркетплейсов в России и сделал вывод о том, что всё уже было.
В истории все повторяется. Ранее это происходило с "обычным" eCommerce. На стыке "нулевых" и "десятых" возникла огромная полна хайпа вокруг стремительно растущего рынка. Тогда появлялись позитивные кейсы, первые тусовки и комьюнити (не клубы миллионеров, конечно, но контент был крайне зажигательным). Все росли вместе. В основном, как предприниматели, а не как финансовые магнаты. Побеждали лидеры по издержкам, а также те, кто работал с опытом покупателей, его созданием и удержанием. Остальных уже нет.
Почему так получилось? Почему был этот хайп?
Это было выгодно сервисам и инфраструктуре вокруг екома. Сначала зарабатывали все вокруг, только потом сам предприниматель. Заработок предпринимателя падал с ростом конкуренции и ростом стоимости привлечения покупателя.
Петля постепенно затягивалась. Да, из каждого утюга тогда звучало "За екомом будущее" и все жили ожиданием дальнейшего роста. Однако чаще всего позитивные лозунги доносились именно со стороны сервисных компаний, сервисных решений, движков для магазинов, организаторов конференций, которые хотели новых денег со стороны бизнеса.
Сложно было спорить с толпой, но самые продуманные делали или уходили из торговли в сервисные решения. И прожили дольше екома))
Что же происходит сейчас с маркетплейсами?
Да то же самое. Сервисы накачивают хайп и таким образом косвенно продают свои услуги. Сами маркетплейсы стремятся отжать всю маржу комиссией и дозаработать "услугами" в виде сборов и штрафов. Выигрывают лидеры по издержкам и те, кто уже начал консолидацию, те, кто готов играть в долгую и "сушиться", пока остальные уже высохли.
"Лайф-хакеры" были и будут всегда. Со своими самовыкупами и прочими фишками и плюшками "в моменте" лишь ускоряют и без того быстрый метаболизм рынка. Это так же суицидно, как и просто смотреть что будет и просто повторять.
Где выход?
Самые прозорливые выжили тогда, выживут и сейчас. В первую очередь те, кто умеет мыслить стратегически. Те, у кого есть ответы на вопросы "Для кого мы это делаем?", "В чем их настоящая проблема?", "Правильно ли мы ее решаем?", "Довольны ли они?", "Как нам им об этом сказать?", "Как нам до них достучаться?" и так далее.
После этого вы не будете защищать какой-либо канал продаж и говорить, что только за ним будущее. Вы просто будете выбирать нужный исходя из ситуации и просто расти. Ну, если есть стратегия, конечно.
Подписаться на новости
Прочитаете,
когда вам будет удобно
Свежий дайджест из мира
eCommerce у вас в почте