Правда и мифы об электронных меню в ресторанах

Игорь Бахарев
Внедрение новых систем в работающий бизнес нередко вызывает сопротивление. Среди руководителей - из-за того, что новым процессам будет необходимо уделять время, а сами решения стоят денег. Среди работников - из-за страхов перед изменениями, которые могут оказаться для них сложными или привести к потере работы, а также перед обучением и адаптацией к новым решениям. Олег Сужаев, основатель и генеральный директор all-in-one платформы для автоматизации ресторанов Restik, рассказывает о правде и мифах автоматизации на примере внедрения электронных меню. 

Электронное меню - это цифровой экран, на котором гости ресторана или кафе могут увидеть все предлагаемые блюда и напитки, их описания, фотографии и цены. Считается, что оно более удобно для посетителей: они могут просматривать меню на собственном гаджете. Не надо ждать персонал, просмотр и заказ ускоряются. Кроме того, меню позволяет обновлять информацию об ассортименте мгновенно, поддерживать актуальность. 

По статистике, 20% ресторанов, подключенных к нашей платформе, внедрили электронное меню в том или ином виде. Кто-то пользуется только электронным, кто-то дополняет им обычное бумажное меню. Какие мифы мешают переходить "в цифру" всем остальным? 

Миф 1. Для создания электронных меню нужно много времени и дорогие услуги IT-специалистов 

Кафе или ресторан могут создать меню, не заказывая разработку отдельного сайта или приложения. Например, с помощью сервисов по автоматизации ресторанов. При этом необязательно полностью подключать все бизнес-процессы в заведении к такому сервису: у большинства, в том числе у Restik, модульная система. Это значит, что можно приобрести только блок, отвечающий за электронное меню. Через компьютер или планшет в систему нужно ввести позиции, загрузить фотографии и получить ссылку на собственное электронное меню. Вопрос с дизайном и внешним видом уже решен. По факту необходимо лишь распечатать QR-код и разместить его за столиками гостей или в барной зоне. Для запуска меню нужен один человек и один день.

Сравним с трудозатратами на бумажное меню. Из специалистов обязательно будут нужны дизайнер для художественного решения и верстальщик для подготовки к печати. В типографии необходимо оплатить материалы, услуги печати и постпечатную обработку, например, ламинирование, брошюровку. Вспомним еще про подбор материалов и изготовление, например, креативных обложек или папок, которые должны быть решены в стилистике заведения. К тому же каждое изменение в меню требует регулярных перепечаток, в отличие от электронного, где корректировать позиции можно в пару кликов. 

Наличие красивых фото влияет на конверсию, количество заказов. Когда человек видит классную, "вкусную" картинку, ему с большей вероятностью захочется это блюдо заказать. Распечатывать фотографии можно, но это еще больше увеличивает типографские затраты, а само меню "распухает" - посетители нередко просто не в силах посмотреть все позиции, быстро сделать заказ, а это влияет на удовлетворенность клиента от визита в заведение. 

Миф 2. Электронным меню никто не пользуется

Действительно, в некоторых регионах России и в отдельных типах заведений электронное меню не приживается - у людей нет привычки им пользоваться. Электронное меню как инструмент появилось относительно недавно, и привычка еще только вырабатывается, это постепенный и длительный процесс. Но уже сейчас есть процент аудитории, который пользуется только электронным меню. Есть корреляция с ЦА заведения: чем моложе потребители, тем больше гостей будут загружать меню на свои смартфоны через QR-код. В закусочной для молодежи оно станет отличным решением, а вот для премиального ресторана с посетителями в возрасте 40+, где заказ по меню часть культурного кода, а диалог с официантом о позициях - неотъемлемая часть визита в заведение, это менее приоритетная задача. 

Для переходного периода или для заведений, где смешанная аудитория, владельцы нередко выбирают комбинацию электронного и бумажного меню. Бумажное выглядит как один лист с перечислением названий блюд и цен, А по QR-коду можно рассмотреть фотографии и характеристики блюда подробнее. 

С электронным меню можно решить вопрос инклюзии: и в мобильных и в десктопных операционных системах есть функции, позволяющие озвучить текст или описать элементы на экране. Например, пользователь с ограничением по зрению может зайти в меню с собственного гаджета, прослушать описания и сделать заказ. И это здорово!

Миф 3. Электронное меню неэффективно

Если меню не пользуются активно непосредственно в заведении, то это не означает, что им не пользуются вовсе. Ссылкой на него можно делиться в соцсетях и на сайтах, чтобы привлечь гостей, которые только выбирают ресторан. То есть электронное меню - это не только практический, но и маркетинговый инструмент, работающий и до заказа и в моменте. Например, подсказки электронного меню стимулируют гостей заказывать больше блюд и напитков. Владелец может задавать свои варианты дополнительных ингредиентов или блюд: к пицце система сразу предложит добавить больше моцареллы, а к бокалу вина сырную тарелку. Такой подход на практике увеличивает средний чек.

Говоря об эффективности, стоит вспомнить о самом процессе заказа. Например, стоп-листы формируются в реальном времени: если что-то закончилось, позицию в меню можно скрыть мгновенно. С бумажным вариантом это физически невозможно. Если гость сделал выбор, то он однозначно испытает дискомфорт, когда официант сообщит, что блюда нет в наличии. Пользовательский опыт хуже - удовлетворенность и лояльность посетителей ниже.

Электронные меню постоянно развиваются. Появились решения с возможностью персонализации. То есть гость может авторизоваться в меню и, если он уже посещал заведение, ему могут быть рекомендованы конкретные позиции или бонусы. Фактически, возможен переход к автоматизации формата dine in (можно перевести как "поесть внутри"). Это взаимодействие с рестораном непосредственно в момент нахождения в зале: гость сканирует QR-код, по которому открывается приложение. Оно автоматически понимает, в каком кафе сети находится гость, за каким столиком, и он может сразу сделать заказ. У нас это частично реализовала Dodo Pizza, есть функция "я в магазине" у "ВкусВилл".

Но все же решение может быть неэффективным. Это происходит когда случается подмена понятий - электронным меню называют то, что не является таковым. Например, владельцы выкладывают в сеть сверстанные меню в формате PDF. "Костыль" бесплатный, файл просто загружается на Яндекс.Диск, и его можно скачать по QR-коду. Но это просто другой способ доставки бумажного меню не в руки клиенту, а в его гаджет:
● PDF долго грузится, это "тяжелый" файл.
● Его сложно или невозможно редактировать. 
● Файл не адаптирован под экран мобильного устройства, значит клиенту будет неудобно читать составы, описания, рассматривать фото.
● PDF не индексируется, то есть бесполезен с точки зрения продвижения через поисковые системы. 
Чек-лист эффективности

Наличие автоматизации увеличивает эффективность работы всего заведения: можно контролировать кассовые смены и делать финансовую отчетность прозрачнее, планировать поставки, фиксировать статистику продаж по разным позициям, вести цифровой учет запасов, снижать негативный "человеческий фактор" с ошибками или нарушениями. Электронное меню в числе цифровых решений, которые влияют на удовлетворенность клиентов и средний чек - он может увеличиться до 30%. Чтобы это произошло, стоит проверить по следующим критериями: 
1. Компания подготовила аппетитные фото всех позиций в меню. Важно, чтобы фотографии были качественными и максимально близко к реальности передавали внешний вид готового блюда. Хороший фотоконтент буквально заставляет себя просматривать и выбирать даже то, что гость изначально не планировал. Это работает. 
2. Электронное меню реализовано с помощью собственного приложения или с помощью платформы по автоматизации. Понятно, что каждая маленькая кофейня не сможет создать собственное приложение, разработка которых под силу сетевым гигантам. Но совершенно точно в целях экономии не стоит предлагать клиентам скачивать меню в PDF-формате. Такое решение скорее отрицательно скажется на имидже заведения и удобстве клиентов. 
3. Чтобы электронной версией меню пользовались активнее, она должна быть быстрее, чем официант. Поэтому проверяйте, оптимизирует ли выбранная платформа скорость загрузки меню, и постоянно контролируйте качество связи. Возможно, стоит установить в заведении free wi-fi, если проблемы с сетью регулярные из-за особенностей расположения.
4. Обязательно проверьте, чтобы выбранная платформа по автоматизации адаптировала меню под все виды мобильных гаджетов на всех операционных системах. Электронное меню должно одинаково хорошо открываться и работать на любом устройстве: планшете, смартфоне с большим экраном, с маленьким, на ноутбуке и пр.
5. Некоторые платформы по автоматизации предлагают реализовывать маркетинговые активности - акции дня, бонусы за отзывы, информирование о событиях в заведении и т. п. - через, например, баннеры. Воспользуйтесь этим! 
6. Используйте QR-коды и ссылки на меню не только в заведении, но и в интернете как маркетинговый инструмент - в социальных сетях, в описаниях на картах, сайтах, в рекламе. 
7. Если у заведения смешанная аудитория и вы не уверены, что консервативные клиенты легко смогут перейти на меню в собственных смартфонах, можно сочетать недорогие в печати одностраничные бумажные меню и QR-коды.

Материал по теме

Дубайский сервис экспресс-доставки Yallamarket прекращает работу

Материал по теме

Задержка доставки еды – главная проблема российских пользователей сервисов

Материал по теме

Сеть "Агрокомплекс Выселковский" запустила доставку в Москве

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Россияне выбирают практичность в весенних покупках: аналитика

Ювелирный бренд Sokolov и Lamoda выяснили, как жители крупных городов России обновляют гардероб с наступлением весны. Опрос 1201 респондента показал, что покупатели все чаще отдают предпочтение комфорту и к...

Хакеры сломали маркетплейс от РЖД?

Торговая платформа "РЖД Маркет", запущенная Российскими железными дорогами, уже около месяца находится в режиме технического обслуживания. На сайте маркетплейса размещено уведомление о временной недоступнос...

Каждый третий покупатель ищет товары с помощью диалектных слов

Более половины россиян (54%) используют в речи диалектные слова, а каждый третий применяет их при поиске товаров в интернете. Такие данные представил "Яндекс Маркет" по итогам опроса 3,2 тысячи респондентов...

Яндекс Маркет расширяет сеть пунктов выдачи для ускорения доставки

Яндекс Маркет значительно увеличивает количество транзитных точек приема товаров от продавцов — до 8 тысяч новых пунктов выдачи заказов (ПВЗ) по всей России. Это почти в 12 раз больше, чем было ранее. Тепер...

Ozon возобновляет постоплату для части товаров

С 25 апреля маркетплейс Ozon запускает тестирование постоплаты для покупателей в 27 регионах России. Услуга будет доступна только для 3% заказов и затронет ограниченный набор категорий, исключая fashion-това...

Как AI-технология от Salist помогает удерживать карточку в топе Wildberries и экономить бюджеты на рекламу

Salist выводит на рынок биддер, в основе которого — новая AI-технология: она автоматизирует настройку рекламных кампаний и управление ставками, помогая удерживать товар в топе и не выходить за рамки бюджета....

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» (ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ») (ИНН 7701370771), которому принадлежит веб-сайт e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  6. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» письменного заявления, по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4.
  7. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  8. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.