По какому пути развивать свой e-commerce? Инфографика

Игорь Бахарев

Компания Forrester Research прогнозирует, что в 2022 году более 70% всех онлайн-покупок произойдет на маркетплейсах. Есть ли в таких условиях место классическому интернет-магазину? Какой путь должен пройти стандартный eСommerce, чтобы масштабироваться? Андрей Павленко, СЕО IT-компании Scallium, которая разрабатывает большие маркетплейсы, разобрал путь поэтапный путь ритейла от классического онлайн-магазина и маркетплейса к полноценному супераппу. 


5 шагов развития e-commerce

Маркетплейс — это платформа, на которой функционируют множество различных игроков (от владельца маркетплейса, контент-менеджера, бухгалтера до каждого отдельного мерчанта). 

Чтобы стать маркетплейсом, e-commerce обычно проходит классический путь становления: 

1. Стандартный e-commerce (интернет-магазин)

2. Дропшиппинг e-commerce

3. Маркетплейс системного типа

4. Маркетплейс, который можно масштабировать

5. Экосистема — модель-платформа, способная к саморазвитию

Как видим, существует не одна модель бизнеса в e-commerce. Мы можем начать со стандартного интернет-магазина и расти постепенно до самого последнего (последнего ли?) этапа — экосистемы. 



Если вы решили создать маркетплейс, то основное — осознать существенную разницу между всеми этапами в контексте операционных процессов. В таком случае данный путь пройдет без потерей в доходах.

Стандартный e-commerce (шаг №1)

Все происходит в линейной конструкции: от ценностей бизнеса к потребителю. К слову, существуют достойные интернет-магазины, которые в процессе становления обретают силу и становятся прибыльными — им совершенно не обязательно становится маркетплейсами. 

Преимущество стандартного e-commerce — в достойном уровне контроля всех процессов. Однако существует минус — это слабая масштабируемость, ведь в данном случае бизнес ограничен ресурсами.



При этом вся операционка возлагается на команду интернет-магазина: 


  • Digital-маркетинг

  • Оформление карточек товара

  • Уточнение стоимости и нахождения на складах

  • Управление ассортиментом

  • Оплата/выписка чеков

  • Отправка товара

  • Работа с клиентами и возврата


Если вы планируете масштабировать бизнес, то вам нужно делать ставку на увеличение операционных расходов. Но в таком случае у вас растет и количество точек контроля. 

Эволюционный путь для стандартного e-commerce — расти за счет дропшиппинга. 

Дропшиппинг e-commerce (шаг №2)

Это иной уровень процессов (более совершенный), поэтому его можно считать переходным.

Здесь товары доставляются благодаря базе поставщиков, с которыми сотрудничает интернет-магазин. Конечно, мы еще далеки от маркетплейса, ведь управление ассортиментом не является автоматизированным.

Товары в большинстве случаев поставщик отправляет магазину в Excel, но все карточки загружаются на витрину вручную, а это все ложится на плечи сотрудников интернет-магазина. Конечно, магазин разгружается от части ответственности и отдает часть работы сторонним партнерам, хотя остается с другими процессами: от управления ассортиментом до сопровождения всех сделок. 


Данная модель не может оперативно откликаться на то, что запрашивает рынок. Также дропшиппинг тяжело поддается масштабированию, потому что расходуется время на нахождение вендоров и увеличение ассортимента в целом. 

Но тут уже проще, чем когда вы находитесь на стадии классического e-commerce, ведь вы не покупаете товар и не храните его у себя на складе. Главный фокус вашего бизнеса меняется, и вы в одном шаге от маркетплейса. 

Маркетплейс системного типа (шаг №3)

Чем маркетплейс отличается от дропшиппинг интернет-магазина? Вы создаете IT-среду, платформу, на которой продажи осуществляют другие продавцы (мерчанты).  

Еще позавчера мы продавали сами, а сегодня уже создаем платформу для других продавцов. Это маркетплейс. Это то, куда движется сейчас весь e-commerce, вслед за Amazon, Alibaba, Walmart и другими мировыми игроками. 

Управление маркетплейса отличается от стандартного e-commerce. Подавляющее количество процессов отныне передается мерчантам. 

Разумеется, необходимо время для создания эффективной среды для всех. Нужно проводить тесты в самих моделях бизнеса, и в абсолютно всех процессах. Все гипотезы и предположения во время оперативного тестирования и создадут ваш маркетплейс с нуля. 

Хочу заметить, что здесь оперативная проверка гипотез еще достаточно сложная (не в пример следующей стадии), однако теперь у вас есть все необходимое, витрина имеет взлётную дорожку для масштабирования с арсеналом в сотни, а потом и в тысячи продавцов. 

Но чтобы превратиться в full-маркетплейс, мало интегрировать IT-платформу с интернет-магазином. Изменения в работе с поставщиками и клиентами должны отражаться на уровне стратегии бизнеса. Ведь у вас теперь не один клиент, а минимум два: покупатель и мерчант.

Необходимость изменения бизнеса — самый главный нюанс такой модели. Да, он сложен, но в итоге вы получаете возможность для роста, динамики.

Маркетплейс, который можно масштабировать (шаг №4)

Если вы уже имеете налаженную IT-инфраструктуру, то большая часть процессов функционирует сами по себе: управление продавцами, загрузка контента, аналитика продаж и пр. Кроме того, производится расчет бонусов/санкций для поставщиков на основе автоконтроля SLA. Добавляется функционал и для мерчантов: рекомендации, похожие товары в цепочке, перечеркнутая цена. 


Ваш бизнес постепенно обретает гибкость. На данном этапе, кроме налаженной работы бэк-офиса маркетплейса, появляется автоматизация и интеграция с другими IT-решениями. Именно они помогают бизнесу увеличивать оборот. Заметьте: на этапах, которые мы разбирали выше, всё это не могло осуществиться. Для того чтобы взлететь, нужно пространство, поэтому четвертый этап предоставляет возможность разогнаться. Здесь к вашему маркетплейсу подключаются CRM, системы работы с заказами и отправками, общение мерчанта с покупателем, биллинг, система работы с ценообразованием, аналитика BI и так далее.

Мы в Scallium считаем, что особенность данного этапа — адаптивность. Мы оперативно реагируем на внешние обстоятельства рынка и среды. Кроме того, компаниям несложно протестировать новые гипотезы. 

Экосистема e-commerce (шаг №5)

Это модель, которая способная к саморазвитию. Экосистема всегда в процессе трансформации и дает клиентам с каждым разом все больше возможностей.

Рассмотрим следующий кейс.

Шведская транснациональная корпорация IKEA, стремясь к данному этапу, не просто продает мебель, но и предоставляет услугу сборки мебели. Чтобы реализовать данную услугу, они в свое время приобрели компанию TaskRabbit. 

Также возьмем пример Amazon. Американский интернет-гигант запустил рекламный бизнес, который на сегодняшний день является третьим в Штатах. Первое и второе место соответственно занимают Google и Facebook. Лишь за несколько лет выручка от их деятельности перешагнула за десять миллиардов долларов.

Поэтому существенная особенность экосистемной модели — это то, что есть несколько много единиц ценности и много участников платформы. 

Зачем это нужно ритейлу? Все просто. Вы имеете больше продавцов, значит имеете большее количество товаров, а значит у вас много трафика. Вы можете монетизировать этот трафик разными способами, добавляя к своей бизнес-структуре другие смежные сервисы и услуги. 


Еще 5-7 лет назад открыть интернет-магазин можно было только, если у вас есть большие средства, опыт, профессиональная IT-команда. Позднее появились решения под ключ — так называемые конструкторы по созданию сайтов.

Сейчас пришла эра маркетплейсов. И уже на рынке есть десятки предложений от IT-компаний, которые помогут вам запустить маркетплейс, научат с ними работать, и благодаря этой модели — зарабатывать.

Материал по теме

Закон о маркетплейсах готов к рассмотрению правительства

Материал по теме

Эксперты рассказали о точках роста выручки на маркетплейсах

Материал по теме

Покупатели не видят разницы между маркетплейсами

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Онлайн-продажи лекарств в России: скромная доля, но бурный рост

Аналитики RNC Pharma подсчитали, сколько россияне тратят на лекарства в интернете. По данным за январь–май 2025 года, на онлайн-аптеки с доставкой пришлось всего 1,1% всего фармрынка. Но если три года назад...

Ситилинк удвоил сеть партнерских ПВЗ

Ситилинк за полгода увеличил партнерскую сеть пунктов выдачи заказов (ПВЗ) до 20 000 точек – в два раза больше, чем в начале года. География доставки охватывает 2700 населенных пунктов, включая отдаленные р...

"Самокат" запускает микромаркеты для офисов

"Самокат" активно развивает направление микромаркетов, ориентированных на корпоративных клиентов. Проект предусматривает установку компактных торговых точек в офисах с проходимостью от 100 человек, где сотр...

Лабубу пошла на убыль

Российский рынок игрушек Labubu демонстрирует резкие колебания, сообщают эксперты Чек Индекс. За первые 20 дней июня средний чек на плюшевые фигурки составил 1344 рубля — это в 4,9 раза ниже, чем в мае (657...

Яндекс Маркет представил новые инструменты для продавцов

На ежегодной конференции "E-Com Сфера" Яндекс Маркет анонсировал ключевые обновления для бизнеса, включая фиксацию тарифов и запуск AI-ассистента.  Генеральный директор Яндекс Маркета Роман Маресов з...

Самокат запустил шопинг-стрим в стиле парка аттракционов

Самокат провёл первый шопинг-стрим в Telegram, упаковав его в концепцию "Парк впечатлений". За семь минут зрителям показали десятки товаров — от косметики до электроники, сопроводив показ промокодом. Формат...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» (ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ») (ИНН 7701370771), которому принадлежит веб-сайт e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  6. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» письменного заявления, по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4.
  7. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  8. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.