"Платон" для магазинов: что ждет рынок eCommerce

Игорь Бахарев

29 августа авторы законопроекта "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника" и поправки в действующий закон "О защите прав потребителей" отправят свои предложения по досудебному регулированию споров в онлайне в правительство.

Документом, в частности, предлагается создать специальные ресурсы, через которые недовольные клиенты смогут направлять претензии продавцу (онлайн-магазинам, сервисам и маркетплейсам) и привлекать "независимых лиц" в качестве посредников.

Мы попробовали препарировать этот законопроект и вытащить оттуда все самое важное. При этом нет гарантии, что именно эта версия документа пойдёт в правительство.

Кто будет создавать такие платформы и управлять ими?

Точно не сказано. Имеется следующий пассаж: "Оператор платформы онлайн урегулирования споров - лицо, которое владеет платформой онлайн урегулирования споров, в том числе необходимыми для ее функционирования программно-аппаратными средствами и обеспечивает ее функционирование".

Это будет одна платформа или несколько?

Формально - точно несколько. Об этом прямо говорится в одной из статей. 

Проблема в том, что "Оператор платформы" будет обязан постоянно поддерживать связь со всеми магазинами и потребителями, которые направляют жалобы. Кроме того, у него должен быть доступ к " экспертам, специалистам, медиаторам и иным независимым посредникам", которые будут содействовать в спорах. Наконец, для работы такую площадку надо будет регистрировать в специальном "федеральном органе". Этот "орган" будет вести реестр таких площадок.

В законопроекте встречается интересный момент: "Процедура урегулирования споров, инициированная на основании требования потребителя, подлежит прекращению после поступления информации от продавца (исполнителя) о том, что поступившее ранее посредством платформы онлайн урегулирования споров требование того же потребителя ранее предъявлено продавцу (исполнителю) с использованием иной платформы онлайн урегулирования споров". То есть все платформы будут обязаны как-то обмениваться информацией о поступивших жалобах.

Обязательно ли участие для интернет-магазинов в этом проекте?

Сложный вопрос. Источник РБК и глава НАДТ Александр Иванов говорят, что да. На самом деле там об этом не написано.

Однако оговаривается, что потребитель вправе предъявить претензию через платформу и продавец обязан участвовать в урегулировании спора с помощью площадки.

Однако это касается только тех компаний, у которых размер суммы выручки от реализации товаров или услуг превышает один миллиард рублей за прошедший календарный год.

Кроме того, в законе говорится, что потребитель обязан направлять требования через площадку в том случае, если "до сведения потребителя была доведена информация о присоединении продавца (исполнителя, владельца агрегатора) к функционирующей платформе урегулирования споров". Из этой фразы следует, что магазине может и не быть присоединенным к такой платформе.

Более четко описывается ситуация с товарными агрегаторами. "Владелец агрегатора обязан обеспечить потребителям, заключающим договоры с использованием его агрегатора, возможность урегулирования споров с использованием платформ онлайн урегулирования споров", - говорится в документе. 

Кто будет оплачивать весь этот банкет?

Неясно. С потребителя не взимается плата за участие в урегулировании споров. Об этом прямо указано в законопроекте. Сразу несколько источников утверждают, что планируется обязать магазины оплачивать работу платформы. В законопроекте такого пункта нет.

Кстати, оговаривается, что оплачиваться будут не только "услуги оператора платформы онлайн урегулирования споров", а также услуги "независимых посредников, участвующих в урегулировании спора с использованием платформы онлайн урегулирования споров".

Что это даст магазинам?

Мало чего. Вот разве что будет изменен пункт 6 статьи 13 закона "О защите прав потребителей". Сейчас там предусматривается штраф " за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя". Новый законопроект предлагает убрать этот штраф, если магазин "добросовестно участвовал в процедурах урегулирования спора с использованием платформы онлайн урегулирования споров".

Когда заработают эти площадки?

Не ранее 1 января 2020 года

Материал по теме

Налоговая начала проверки пунктов выдачи заказов маркетплейсов

Материал по теме

Правительство принудит маркетплейсы к введению биометрии

Материал по теме

Онлайн-магазины хотят защитить от "сатанинской атрибутики"

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Онлайн-платформы B2B становятся ключевым элементом продовольственного ритейла в России

Экономические трудности последних лет стимулировали трансформацию российской торговли, особенно в сегменте продовольственного ритейла. Рост цен на сырье и дефицит кадров, затронувший более 86% компаний в 20...

Как AI-технология от Salist помогает удерживать карточку в топе Wildberries и экономить бюджеты на рекламу

Salist выводит на рынок биддер, в основе которого — новая AI-технология: она автоматизирует настройку рекламных кампаний и управление ставками, помогая удерживать товар в топе и не выходить за рамки бюджета....

Как будет меняться мобильный маркетинг в 2025 году

Эксперты международного агентства мобильного маркетинга Mobisharks прогнозируют в 2025 году перераспределение рекламного бюджета в пользу видеосетей, а также рост OEM-трафика.  В 2025 году на рекламном рынк...

Как брошенные корзины бьют по онлайн-ритейлу: опыт Британии

Британские розничные торговцы в 2024 году упустили £38 млрд потенциальных онлайн-продаж из-за отказа покупателей от оформления заказов. Согласно новому исследованию Retail Economics и GFS, этот показатель в...

eCommerce-стартап обвинили в использовании труда живых людей вместо ИИ

Министерство юстиции США предъявило обвинения основателю и бывшему генеральному директору стартапа Nate Альберту Санигеру, разрабатывавшего приложение для покупок с использованием искусственного интеллекта....

Wildberries запускает партнерскую программу для блогеров в Wibes

Wildberries начал монетизацию для блогеров в своем видеоприложении Wibes, сообщила глава объединенной компании Wildberries и Russ Татьяна Ким на Конференции инновационных технологий электронной коммерции (К...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» (ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ») (ИНН 7701370771), которому принадлежит веб-сайт e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  6. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» письменного заявления, по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4.
  7. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  8. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.