Pay-сервисы в электронной коммерции: пока «не взлетели»

Игорь Бахарев
Российский офлайн-ретейл подтвердил высокую востребованность Pay-сервисов у наших сограждан. Доля бесконтактных платежей с их использованием за 2017 год выросла в разы и продолжает увеличиваться. Однако в онлайн-коммерции мобильные платежные сервисы пока еще «не взлетели». Руководитель направления мобильного эквайринга группы компаний Assist Петр Семенов рассказал, что сейчас происходит на онлайн-рынке Pay-сервисов.

В конце 2016-го года на российский рынок электронной коммерции пришел платежный сервис Apple Pay, а следом за ним в 2017-м – Android Pay (сменивший затем название на Google Pay) и Samsung Pay. Главное преимущество, объединяющее все три сервиса (помимо безопасности) – более высокая скорость и удобство платежа за счет использования сканера отпечатка пальца вместо ввода пароля и данных банковской карты. 

По состоянию на конец мая 2018 года в среднем по российским компаниям доля онлайн-покупок, оплаченных при помощи Pay-сервисов (Apple Pay, Google Pay и Samsung Pay), суммарно не превышает 1%. Две трети заказов оплачиваются с десктопов, треть – через мобильные устройства. Отметим, что здесь и далее учтены только покупки по банковским картам.


Если выделить только те интернет-магазины, у которых подключен хотя бы один Pay-сервис, то картина не будет кардинально отличаться от общей по рынку: здесь на долю таких покупок приходится 2%, платежи с десктопов занимают 64%, с мобильных устройств – 34%.


Количество интернет-магазинов, подключивших Pay-сервисы, на сегодняшний день чрезвычайно мало – всего 3% от общего числа. Причин такого положения несколько: кого-то останавливает необходимость совершать регистрационные действия на стороне Pay-сервиса; не всегда есть техническая возможность со стороны банка, предоставляющего магазину услугу интернет-эквайринга; некоторые компании не спешат заниматься интеграцией новых сервисов, потому что пока не ожидают от них заметной отдачи; кому-то не хочется менять шаблоны платежных страниц и пр.


На подключение того или иного сервиса также оказывают влияние сложность процедуры регистрации со стороны Pay-сервиса, техническая возможность со стороны банка и субъективные предпочтения интернет-магазинов. 

Примерно треть компаний подключает один Pay-сервис, 40% – два, остальные – все три. Наибольшей популярностью пользуется Samsung Pay – его подключают 87% тех, у кого есть хотя бы один Pay-сервис. Меньше всего тех, у кого установлен Apple Pay – их треть от общего числа магазинов с Pay-сервисами, и с большой долей вероятности это происходит именно потому что для интеграции с Apple Pay магазину нужно произвести самое большое количество самостоятельных регистрационных действий.


При этом если сравнить количество платежей через все три Pay-сервиса, то окажется, что только 1% из них осуществляется при помощи Samsung Pay, а 17% и 82% проходят через Google Pay и Apple Pay соответственно. 

Вероятно, одной из причин этого может быть более высокая платежеспособность владельцев iPhone, несмотря на большую распространенность смартфонов на Android. Плюс к этому, для оплаты через Samsung Pay нужно вводить на устройстве учетную запись Samsung account, что не требуется при использовании других Pay-сервисов, а это лишний шаг, который может останавливать пользователя.


У онлайн-покупателей, пользующихся при оплате Apple Pay, также в среднем более крупная сумма заказа, чем у пользователей Google Pay и Samsung Pay, но при этом те, кто оплачивают онлайн-заказ при помощи Pay-сервисов, обычно тратят на одну покупку в 1,5-2 раза меньше, чем те, кто использует обычную оплату банковской картой с десктопа или с мобильного устройства.


Однако такая картина не повод для пессимизма в отношении использования Pay-сервисов в онлайн-коммерции, хотя и может показаться, что их время еще не пришло. В качестве примера приведем результаты продаж интернет-магазина, у которого есть удобные и хорошо работающие приложение и мобильная версия сайта с интегрированными Pay-сервисами.

За первые пять месяцев 2018 года доля онлайн-платежей с десктопов сократилась на 4,5 процентных пункта, а доли платежей с мобильных устройств картой и через Pay-сервисы выросли на 3 п.п. и 1,5 п.п. соответственно. Общий объем продаж при этом вырос в 1,6 раза.


Анализ аудитории плательщиков магазина показывает, что среди его регулярных покупателей меньше пользователей Pay-сервисов, чем среди тех, кто совершил единственную покупку за этот период, а это означает, что чаще выбирают Pay-сервисы скорее новые покупатели, чем те, кто уже платил онлайн банковской картой и, вероятнее всего, «привязал» ее к своей учетной записи.

Тот факт, что средняя величина платежа по Pay-сервисам ниже, чем по банковским картам с десктопов и мобильных устройств, тоже отчасти свидетельствует о том, что с помощью Pay-сервисов больше платят новые клиенты, которые делают пробные заказы на небольшую сумму.

Иными словами, если у магазина настроен сервис платежей в один клик, то его постоянные покупатели могут и не воспользоваться Pay-сервисом, т.к. уже «привязали» карту и привыкли оплачивать заказы именно этим способом (хотя в большинстве случаев им все равно требуется подтверждать платеж по SMS, что не нужно в случае с Pay-сервисом). Новым же клиентам, однажды «привязавшим» карту к Pay-сервису, больше не приходится ни заполнять платежную форму, ни подтверждать каждый раз платеж SMS-паролем, что, конечно, делает этот способ оплаты более удобным и быстрым.

В заключение:

  1. Pay-сервисы не получили пока широкого распространения на российском рынке электронной коммерции отчасти из-за неидеальных технических условий, отчасти из-за неготовности интернет-магазинов к мобильным продажам или непонимания ими преимуществ новых платежных инструментов.
  2. Pay-сервисы = новая аудитория магазина + «продвинутая» аудитория, для которой важны скорость и безопасность платежа.
  3. Чтобы Pay-сервисы работали и пользовались спросом, магазин должен уделять внимание юзабилити своего платежного функционала в приложении и/или мобильной версии сайта.
Материал по теме

Как выбрать международную платежную систему для онлайн-магазина

Материал по теме

Доставьте это немедленно: как меняются привычки россиян в оплате доставки

Материал по теме

Гайд по чекам для онлайн-торговли

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Почти два из трех россиян стали активными пользователями маркетплейсов

Согласно данным, представленным президентом Ассоциации развития интерактивной рекламы Борисом Омельницким на выставке "Реклама-2024", онлайн-торговля в России демонстрирует впечатляющий рост. Омельни...

В ожидании распродаж: чего ждёт рынок от "горячего сезона"?

Российские онлайн-ритейлеры готовятся к ноябрьским распродажам на фоне ожиданий осторожного спроса и ужесточившихся условий кредитования. Традиционно первая волна серьёзных распродаж ожидается 11 ноября, в ...

Законопроект об обязательном страховании курьеров: первая реакция рынка

Госдума готовится рассмотреть законопроект, обязывающий курьеров, особенно тех, кто использует электросамокаты и велосипеды с моторами, страховать свою гражданскую ответственность. Инициаторы уверены, что э...

"Крошка Картошка" запустила собственное мобильное приложение

Сеть кафе "Крошка Картошка" объявила о запуске мобильного приложения. Оно уже доступно для скачивания на устройствах iOS и Android. В приложении пользователи могут оформить самовывоз, сделать заказ с доста...

Эксперты электронной торговли обсудят геймификацию в управлении лояльностью на митапе "Ecom и Вино" в Москве

Пятый митап "Ecom и Вино" пройдет 8 ноября в Москве, в офисе компании AGIMA. Главная тема - геймификация в управлении лояльностью. На встрече Ecom-директора крупных торговых сетей обсудят, как геймифи...

Ozon убирает возможность оплачивать товары при получении

С ноября Ozon отменяет возможность оплаты при получении для большинства товаров в пунктах выдачи, за исключением одежды, обуви и аксессуаров. Решение оставить постоплату только для этих категорий объясняетс...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.