Pay-сервисы в электронной коммерции: пока «не взлетели»

Игорь Бахарев
Российский офлайн-ретейл подтвердил высокую востребованность Pay-сервисов у наших сограждан. Доля бесконтактных платежей с их использованием за 2017 год выросла в разы и продолжает увеличиваться. Однако в онлайн-коммерции мобильные платежные сервисы пока еще «не взлетели». Руководитель направления мобильного эквайринга группы компаний Assist Петр Семенов рассказал, что сейчас происходит на онлайн-рынке Pay-сервисов.

В конце 2016-го года на российский рынок электронной коммерции пришел платежный сервис Apple Pay, а следом за ним в 2017-м – Android Pay (сменивший затем название на Google Pay) и Samsung Pay. Главное преимущество, объединяющее все три сервиса (помимо безопасности) – более высокая скорость и удобство платежа за счет использования сканера отпечатка пальца вместо ввода пароля и данных банковской карты. 

По состоянию на конец мая 2018 года в среднем по российским компаниям доля онлайн-покупок, оплаченных при помощи Pay-сервисов (Apple Pay, Google Pay и Samsung Pay), суммарно не превышает 1%. Две трети заказов оплачиваются с десктопов, треть – через мобильные устройства. Отметим, что здесь и далее учтены только покупки по банковским картам.


Если выделить только те интернет-магазины, у которых подключен хотя бы один Pay-сервис, то картина не будет кардинально отличаться от общей по рынку: здесь на долю таких покупок приходится 2%, платежи с десктопов занимают 64%, с мобильных устройств – 34%.


Количество интернет-магазинов, подключивших Pay-сервисы, на сегодняшний день чрезвычайно мало – всего 3% от общего числа. Причин такого положения несколько: кого-то останавливает необходимость совершать регистрационные действия на стороне Pay-сервиса; не всегда есть техническая возможность со стороны банка, предоставляющего магазину услугу интернет-эквайринга; некоторые компании не спешат заниматься интеграцией новых сервисов, потому что пока не ожидают от них заметной отдачи; кому-то не хочется менять шаблоны платежных страниц и пр.


На подключение того или иного сервиса также оказывают влияние сложность процедуры регистрации со стороны Pay-сервиса, техническая возможность со стороны банка и субъективные предпочтения интернет-магазинов. 

Примерно треть компаний подключает один Pay-сервис, 40% – два, остальные – все три. Наибольшей популярностью пользуется Samsung Pay – его подключают 87% тех, у кого есть хотя бы один Pay-сервис. Меньше всего тех, у кого установлен Apple Pay – их треть от общего числа магазинов с Pay-сервисами, и с большой долей вероятности это происходит именно потому что для интеграции с Apple Pay магазину нужно произвести самое большое количество самостоятельных регистрационных действий.


При этом если сравнить количество платежей через все три Pay-сервиса, то окажется, что только 1% из них осуществляется при помощи Samsung Pay, а 17% и 82% проходят через Google Pay и Apple Pay соответственно. 

Вероятно, одной из причин этого может быть более высокая платежеспособность владельцев iPhone, несмотря на большую распространенность смартфонов на Android. Плюс к этому, для оплаты через Samsung Pay нужно вводить на устройстве учетную запись Samsung account, что не требуется при использовании других Pay-сервисов, а это лишний шаг, который может останавливать пользователя.


У онлайн-покупателей, пользующихся при оплате Apple Pay, также в среднем более крупная сумма заказа, чем у пользователей Google Pay и Samsung Pay, но при этом те, кто оплачивают онлайн-заказ при помощи Pay-сервисов, обычно тратят на одну покупку в 1,5-2 раза меньше, чем те, кто использует обычную оплату банковской картой с десктопа или с мобильного устройства.


Однако такая картина не повод для пессимизма в отношении использования Pay-сервисов в онлайн-коммерции, хотя и может показаться, что их время еще не пришло. В качестве примера приведем результаты продаж интернет-магазина, у которого есть удобные и хорошо работающие приложение и мобильная версия сайта с интегрированными Pay-сервисами.

За первые пять месяцев 2018 года доля онлайн-платежей с десктопов сократилась на 4,5 процентных пункта, а доли платежей с мобильных устройств картой и через Pay-сервисы выросли на 3 п.п. и 1,5 п.п. соответственно. Общий объем продаж при этом вырос в 1,6 раза.


Анализ аудитории плательщиков магазина показывает, что среди его регулярных покупателей меньше пользователей Pay-сервисов, чем среди тех, кто совершил единственную покупку за этот период, а это означает, что чаще выбирают Pay-сервисы скорее новые покупатели, чем те, кто уже платил онлайн банковской картой и, вероятнее всего, «привязал» ее к своей учетной записи.

Тот факт, что средняя величина платежа по Pay-сервисам ниже, чем по банковским картам с десктопов и мобильных устройств, тоже отчасти свидетельствует о том, что с помощью Pay-сервисов больше платят новые клиенты, которые делают пробные заказы на небольшую сумму.

Иными словами, если у магазина настроен сервис платежей в один клик, то его постоянные покупатели могут и не воспользоваться Pay-сервисом, т.к. уже «привязали» карту и привыкли оплачивать заказы именно этим способом (хотя в большинстве случаев им все равно требуется подтверждать платеж по SMS, что не нужно в случае с Pay-сервисом). Новым же клиентам, однажды «привязавшим» карту к Pay-сервису, больше не приходится ни заполнять платежную форму, ни подтверждать каждый раз платеж SMS-паролем, что, конечно, делает этот способ оплаты более удобным и быстрым.

В заключение:

  1. Pay-сервисы не получили пока широкого распространения на российском рынке электронной коммерции отчасти из-за неидеальных технических условий, отчасти из-за неготовности интернет-магазинов к мобильным продажам или непонимания ими преимуществ новых платежных инструментов.
  2. Pay-сервисы = новая аудитория магазина + «продвинутая» аудитория, для которой важны скорость и безопасность платежа.
  3. Чтобы Pay-сервисы работали и пользовались спросом, магазин должен уделять внимание юзабилити своего платежного функционала в приложении и/или мобильной версии сайта.
Материал по теме

Платежные системы в российских и зарубежных интернет-магазинах: аналитика Arvato

Материал по теме

Интернет-магазины принудили к "Миру"

Материал по теме

Повышение эквайринговой комиссии в онлайн-торговле: что думают эксперты

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Онлайн-рынок одежды и обуви: аналитика Data Insight

В 2020 году в российских онлайн-магазинах одежды и обуви было оформлено 215 млн заказов на сумму 382 млрд рублей. Это а 40% больше заказов, чем за 2019 год, говорят аналитики Data Insight, которые совместно...

Как правильно сегментировать базу клиентов для рассылок?

Сегодня email-маркетинг - один из наиболее эффективных инструментов интернет-маркетинга для продвижения бизнеса. Он позволяет брендам выстраивать прямую коммуникацию с потенциальными и существующими клиентам...

Когда маркетплейсы ошибаются по-крупному

Джулиан Кэннан из Буффало, штат Нью-Йорк, в начале июня начала получать таинственные посылки из Amazon, хотя она никогда их не заказывала. Коробки содержали тысячи силиконовых вкладок в защитные маски...

"Маркет" упростил возврат товаров

"Яндекс.Маркет" существенно облегчил возврат товаров. Маркетплейс будет бесплатно принимать товары в пункте выдачи и возвращать деньги через несколько дней. Кроме того, для возврата больше не нужно распечат...

Кто в России покупает лекарства в интернете?

Аналитики рекламной платформы SlickJump совместно с компанией "Ютека" проанализировали статистические данные, полученные в ходе комплексного исследования эффективности применения в России инструментов стимул...

"Сбермаркет" откроет доставку из дарксторов

"СберМаркет" запустит в тестовом режиме проект по доставке из дарксторов. Это следует из вакансии "руководителя дарксторов" на HeadHunter. Сейчас сервис уже ищет помещения 120-200 кв. м. в Москве, с также а...