Обзор правил дистанционной продажи лекарственных средств

Игорь Бахарев

Совсем недавно были окончательно сняты ограничения на дистанционную торговлю лекарственными препаратами. Первая "ласточка" была еще в середине марта - Президент РФ подписал указ № 187 "О розничной торговле лекарственными препаратами для медицинского применения". 3 апреля были опубликованы поправки в законодательство об обращении лекарственных средств и законодательство об информации, а 16 мая Правительство РФ опубликовало правила дистанционной продажи. Юрист практики по интеллектуальной собственности / информационным технологиям "Качкин и Партнеры" Андрей Алексейчук специально для E-pepper.ru разъяснил, как происходит дистанционная торговля лекарствами в соответствии с опубликованными правилами.

Сама идея - разрешить дистанционную торговлю лекарствами - обсуждается уже несколько лет, но к ее исполнению рискнули приступить только под давлением обстоятельств, связанных с эпидемией. При этом итоговая реализация, похоже, не устроила никого - компании, уже имеющие опыт в e-commerce, недовольны слишком строгими ограничениями, установленными для продажи лекарств, а традиционные аптеки беспокоит появление новых участников рынка.

Кто может осуществлять дистанционную продажу лекарств?

Требования к организации, которая планирует осуществлять дистанционную розничную торговлю лекарствами, частично содержатся в законе, а частично - в принятых Правительством РФ Правилах. Соответственно, вторая группа правил впоследствии может быть достаточно оперативно скорректирована.

По закону дистанционную торговлю лекарствами может осуществлять только аптечная организация, имеющая лицензию на фармацевтическую деятельность и получившая специальное разрешение. Для получения разрешения Правительство установило следующие требования:

  • Наличие права на осуществление розничной торговли лекарствами - должно быть предусмотрено в лицензии;
  • Не менее 10 мест осуществления фармацевтической деятельности;
  • Наличие мест для хранения заказов, оборудованных в соответствии с правилами хранения лекарств;
  • Наличие сайта или мобильного приложения;
  • Наличие собственной курьерской службы или договора со сторонней организацией;
  • Наличие возможности для приема банковских карт и электронных платежей в месте доставки товара.

Само разрешение выдает Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор).

Правила также подробно описывают требования к содержанию сайта аптечной организации, реализующей товары дистанционно. На сайте организации должны быть:

  • Полное фирменное наименование, ИНН, ОГРН, адрес и режим работы;
  • Копия лицензии и разрешения на дистанционную торговлю;
  • Сведения о подразделении организации, осуществляющем прием заказов - телефон, электронная почта;
  • Сведения о работнике, ответственном за размещение информации на сайте;
  • Сведения о реализуемых дистанционно лекарственных препаратах, включая условия хранения и инструкции по применению;
  • Условия дистанционной продажи лекарств, в частности, их доставки и оплаты;
  • Сведения о нормативных актах, регламентирующих возврат лекарств;
  • Сведения о органах, контролирующих дистанционную продажу лекарств;
  • Сведения об обязательствах покупателя.

Какие лекарства можно продавать дистанционно?

По умолчанию разрешена дистанционная торговля только безрецептурными лекарственными препаратами. Лекарственные препараты, отпускаемые по рецепту, могут продаваться дистанционно в условиях чрезвычайных обстоятельств, если Правительство примет соответствующее решение - пока такое решение не принято.

Наркотические, психотропные препараты и препараты, содержащие более 25% спирта, не могут продаваться дистанционно ни при каких обстоятельствах.

Куда можно доставлять лекарства? Можно ли их доставлять в пункты выдачи заказов или почтоматы?

В соответствии с пунктом 21 Правил доставка товара осуществляется по месту жительства, пребывания или фактического местонахождения покупателя или по иному указанному покупателем адресу. Доставленные лекарства передаются покупателю или любому другому лицу, предъявившему документ, подтверждающий заказ лекарства, его оплату или оформление доставки.

В то же время из формулировки указанного пункта Правил следует, что заказанные лекарства должны быть именно вручены лично покупателю или другому уполномоченному лицу. При этом аптечная организация при доставке лекарств должна соблюдать специальные требования по упаковке и (при необходимости) соблюдению температурного режима доставляемых лекарств.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что доставку лекарств можно оформить в пункты выдачи заказов, но нельзя - в почтоматы и иные подобные устройства, поскольку не будет прямой передачи лекарств покупателю. При этом аптечная организация несет ответственность за доставку лекарств в надлежащем состоянии, даже если они доставляются через пункт выдачи заказов.

Кто может доставлять лекарства клиенту?

Правила (пункт 19) прямо предусматривают, что доставка лекарств может осуществляться как работниками аптечной организации, так и сторонними курьерами, привлеченными аптечной организацией на основании договора. При этом у сторонней курьерской организации должно быть специальное оборудование для доставки лекарств, в том числе для поддержания необходимой температуры.

Правила не содержат каких-либо требований к квалификации курьеров, наличия у них фармацевтического или иного специального образования. При этом возникает некоторая правовая неопределенность, поскольку в соответствии с общими правилами отпуска лекарственных препаратов (на которые в Правилах дистанционной продажи лекарств содержится соответствующая ссылка), отпуск лекарственных препаратов осуществляется только фармацевтическими работниками, которые должны проинформировать клиента об условиях приема и хранения лекарства.

При этом в соответствии с Правилами (пункт 15) заключение договора купли-продажи лекарства происходит не в момент его получения, а в момент получения от клиента оплаты либо получения сообщения клиента о намерении приобрести лекарство (в зависимости от того, что произойдет раньше). Кроме того, Правилами (пункт 16) на фармацевтических работников аптечной организации возложена обязанность сообщить клиенту всю необходимую для отпуска лекарства информацию, в момент осуществления клиентом заказа лекарства, а не в момент его доставки. То есть, можно сделать вывод, что при дистанционной продаже лекарств отпуск лекарства происходит не в момент его доставки, а в момент подтверждения фармацевтическим работником заказа клиента и заключения договора купли-продажи.

Соответственно, последующую доставку лекарства могут уже осуществлять любые курьеры, даже и не являющиеся фармацевтическими работниками.

Кто может принимать оплату лекарств от клиента?

Оплата заказанных лекарств может производиться и в наличной, и в безналичной форме, как в момент заказа лекарств на сайте или в мобильном приложении, так и в момент доставки заказанных лекарств. Правила не содержат запрета на организацию приема платежей через третьих лиц, например, через стороннюю курьерскую службу, которая осуществляет доставку, однако при этом на аптечной организации лежит обязанность выдать подтверждающие оплату документы. Можно предположить, что в таком случае третьи лица могут осуществлять прием платежей от имени аптечной организации (по модели агентского соглашения).

Может ли интернет-агрегатор (маркетплейс) участвовать в дистанционной продаже лекарств?

Да, но с некоторыми ограничениями.

Судя по всему, непосредственно предлагать лекарства к продаже (на условиях публичной оферты) может только аптечная организация, имеющая разрешение на дистанционную торговлю. Принятые поправки в законодательство об информации предусматривают блокировку информации о дистанционной продаже лекарственных средств лицом, не имеющим лицензии и разрешения.

С другой стороны, если в предложении о дистанционной продаже лекарств содержится указание, что такую продажу осуществляет аптека, имеющая лицензию и разрешение, то саму такую информацию могут распространять и другие лица - Правила прямых ограничений на этот счет не содержат. Единственное, если распространяемая информация соответствует критериям рекламы, нужно будет соблюдать правила осуществления рекламы в целом и лекарственных средств в частности.

То есть, можно сделать вывод, что информация о продаже лекарств конкретной аптекой в дистанционном порядке может размещаться и, например, на ресурсах-агрегаторах.

Таким образом, агрегатор может собирать и размещать информацию аптек о дистанционной продаже лекарств по конкретным товарным позициям, при этом при заказе лекарств должно осуществляться перенаправление на соответствующий сайт аптечной организации, если только аптечная организация не указала сайт агрегатора в качестве сайта для дистанционной продажи лекарств при получении разрешения. Однако агрегатор не может размещать информацию о дистанционной продаже лекарств и принимать заказы клиентов от собственного имени. Как указано выше, агрегатор также может принимать оплату от имени аптечной организации и участвовать в доставке лекарств.

С учетом изложенного, на мой взгляд, принятые правила дистанционной торговли лекарствами дают достаточную свободу для аптечных организаций осуществлять дистанционную торговлю как собственными силами, так и с привлечением других организаций - курьерских служб, маркетплейсов. Кроме того, возможно, правила будут корректироваться в будущем, в том числе, исходя из отзывов участников рынка.

Материал по теме

В СБЕР ЕАПТЕКЕ внедрили чат-центр для поддержки клиентов от компании edna

Материал по теме

Крупнейшие онлайн-аптеки 2023: рейтинг DSM Group

Материал по теме

"Аптечная сеть 36,6" запустила экспресс-доставку безрецептурных лекарств

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

АВТОРУСЬ запустила собственное retail media

Группа компаний АВТОРУСЬ, один из крупнейших автодилеров и ритейлеров автотоваров, запустила рекламную платформу для поставщиков на своей розничной онлайн-площадке в сотрудничестве с Retail Rocket Group. Те...

"Лента" запустила доставку из "Зоомаркетов"

Сеть "Лента" запустила доставку товаров из магазинов "Зоомаркет". Партнёрами выступают "Купер" и Яндекс Еда.  Товары магазинов "Зоомаркет" появились на витринах "Купер", Яндекс Еда и Деливери. Пользо...

"Яндекс Лавка" вышла на рынок Казахстана

Сервис быстрой доставки продуктов и товаров для дома "Яндекс Лавка" расширяет свое географическое присутствие. С 29 ноября жители Алматы получили возможность заказывать товары через эту платформу. Это уже в...

Массовый сбой в сервисах доставки еды: виноват облачный сервис Яндекса

В четверг вечером россияне столкнулись с массовыми сбоями в работе популярных сервисов доставки еды. Среди пострадавших – «Вкусно – и точка», KFC, «Бургер Кинг», «Додо Пицца», «Купер», а также сервисы доста...

NielsenIQ нашёл на региональных рынках FMCG потенциал для онлайн-торговли

Российский рынок онлайн-торговли продовольственными товарами демонстрирует устойчивый рост, особенно в регионах. Однако, несмотря на эти положительные тенденции, уровень проникновения онлайн-шопинга в разли...

Оборот онлайн-магазинов зоотоваров в 2024 году вырос на 35%

Исследование, проведенное сервисом "Ремонт со СберУслугами" и платежным сервисом ЮKassa, выявило заметный рост интереса россиян к домашним животным. Оборот интернет-магазинов зоотоваров в 2024 году увеличил...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.