Обратная связь в eСommerce: как бизнесу работать с отзывами клиентов?

Игорь Бахарев

Потребители верят в эффективность обратной связи: 37% россиян оставляют отзывы о своем клиентском опыте. Каждый второй предпочитает делать это на личных страницах в соцсетях, 28% делятся впечатлениями в третьих источниках — например, на картах или платформах-агрегаторах обратной связи.

Как бизнес отвечает на обратную связь, чем она может быть полезна для улучшения процессов и можно ли автоматизировать работу с отзывами, рассказали спикеры конференции «Полезный маркетинг» из компаний «Детский мир», METRO и Sunlight.

Рассказывает заместитель генерального директора по ИТ и операциям Sunlight Дмитрий Лазарев: 

Sunlight просит пользователей делиться мнением: оценивать удобство интерфейса, качество обслуживания в розничных точках и процедуру возврата товаров.

Работа с обратной связью началась в тот момент, когда мы осознали: пользователи лучше любых экспертов знакомы с процессами и могут указать на недостатки и точки роста. С помощью первых, самых простых опросов, например, мы обнаружили, что промокод сгорает после того, как его применили. И не восстанавливается, если клиент отменяет заказ.

Система оценок и отзывов позитивно влияет на бизнес. Так, в 2020 году, когда мы только запускали оценку интерфейса, наше приложение получало 81% пятерок. В 2022 году показатель вырос до 87%.

Чтобы показать, как именно мы применяем оценки для улучшения процессов, можно привести в пример работу над удобным возвратом. Несколько лет назад, чтобы вернуть изделие, покупателю обычно приходилось несколько раз посещать офлайн-магазин. Это связано со спецификой бизнеса — часто продавец-консультант ювелирного магазина не может самостоятельно оценить дефект и передает изделие экспертам и старшим менеджерам. 

Мы предположили, что можем сделать процедуру возврата более удобной, если предоставим возможность оформлять первичное обращение в онлайне — через форму, в которой покупатель описывает суть проблемы и прикладывает фотографии или видео. 

Проверить гипотезу («обращаться в онлайне — удобнее») нам помогли оценки: процедура возврата через App набрала средний балл 4,7 против 4,5 в варианте с офлайн-присутствием. Так работа с обращениями через приложение оказалась в приоритете — сегодня 95% решений о возврате мы принимаем по фотографии. 

А оптимизировать работу с поставщиками помогла оценка качества изделий. Конечно, мы и раньше следили за тем, нравятся ли покупателям представленные в линейке позиции. Например, рассматривали вопрос о снятии с продажи украшений, которые чаще других возвращают из-за обнаруженных дефектов.

Но проблема в том, что до возврата дело чаще всего доходит, если у покупателя был высокий чек. Недорогие украшения возвращают реже — но зато, если что-то с ними оказалось не так, стабильно оставляют негативные отзывы. Мы стали забирать их в работу — передавать все поставщикам через специальный портал, ранжируя от негативных к положительным. А также разработали аналитические модели, которые помогают принять окончательное решение о снятии товара с продажи. Это эффективнее, чем оценка «вручную», так как модель учитывает совокупность факторов. Например, находит неблагоприятное соотношение низких оценок и процента возвратов.

Также мы предложили покупателям оценить поиск на сайте. Нашей задачей было обнаружить процент нулевой выдачи и нерелевантных результатов. Для этого мы добавили простой вопрос об удобстве поиска — и смогли оценить, какие запросы «не работали».



Открытием для нас стало то, что люди часто пользовались поиском по аналогии с Google. То есть искали не конкретное изделие, а определенную довольно широкую категорию — или конкретные магазины и акции. 

Обработав все оценки, мы улучшили выдачу по нескольким популярным запросам. Например, «бесконечность» (такой запрос вводили пользователи, которые искали украшения в форме перевернутой восьмерки), «недорогие золотые кольца», «акции».

И в результате получили значительное улучшение конверсии — с 7,59% в 2021 году до 9,35% в 2022-м:


Подводя итоги, хочется еще раз подчеркнуть — оценки пользователей помогают бизнесу становиться лучше. 

Но при этом важно помнить — обратная связь окажется ценной только в том случае, если вы анализируете ее и предпринимаете на ее основе конкретные действия. Например, закладываете оценки в систему мотивации сотрудников, делитесь ими с поставщиками — и отслеживаете в динамике.


Рассказывает head of digital marketing «Детский мир» Константин Бровка: 

Важно не забывать: взаимодействие с клиентом не заканчивается покупкой. После первой сделки начинается следующий важный этап: формируется лояльность — залог повторных продаж.

Оценить лояльность можно с помощью индекса NPS — оценки от 0 до 10, которая отображает, насколько клиенты готовы порекомендовать ваш бизнес друзьям и знакомым. В ритейле это очень важный показатель — каждый третий клиент «Детского мира», например, узнал о бренде благодаря «сарафанному радио». А если говорить о розничных точках, то здесь также пригодится индекс CSI — оценка, которая отражает впечатления от последнего посещения магазина.

Долгое время «Детский мир» собирал обратную связь вручную: специалисты проводили еженедельные опросы, а по их результатам отправляли покупателям рассылки.

Но опрос раз в неделю не всегда давал точные цифры: во-первых, когда после покупки проходит какое-то время, впечатления клиентов размываются. Во-вторых, ручная обработка результатов не давала возможности выделять отдельные сегменты или замечать важные закономерности.

Сбор обратной связи автоматизировали с помощью триггерных рассылок — с этого момента покупатели получали письмо с просьбой поставить оценку сразу после оплаты. Даже без дополнительной мотивации откликались порядка 3% адресатов — мы получали 50-100 тысяч анкет ежемесячно, обрабатывали их с помощью алгоритма и устанавливали, у каких сегментов и на каком этапе возникают проблемы. Если у покупателей были вопросы к качеству товара, то информация поступала к производителям, если проблема оказывалась в доставке — к транспортной компании.

Кроме вопросов, на основании которых мы формируем оценку NPS и CSI, мы также задаем вопросы, связанные с отдельными этапами жизненного цикла покупателей. Для онлайн-заказа, например, это удобство выбора товара на сайте или доступ к полной и прозрачной информации о статусе заказа.



Вся информация, полученная от покупателей, поступает в Управление заботы о клиентах, которое объединяет контакт-центр и команду аналитиков. Там данные обрабатывают и систематизируют — и передают в подразделения, которые используют их для улучшения бизнес-процессов.



Среди полезных решений, которые «Десткий мир» принимал на основе обратной связи — размещение в розничных магазинах отдельной зоны для выдачи онлайн-заказов, оптимизация количества касс и сотрудников для сокращения очередей или корректировка графиков в соответствии с активностью покупателей в течение дня. 

Рассказывает head of e-commerce division METRO, ex-CMO Vprok.ru X5 Retail Денис Марфутин

Сегодня больше 50% покупателей обращают внимание на оценки и отзывы перед тем, как принять решение о покупке. Всего 10 отзывов и средняя оценка магазина или сервиса 4+ по 5-балльной шкале могут давать до 20% прироста продаж.

Любому бизнесу в e-commerce очень важно системно работать с публичными площадками. Сегодня это и социальные сети, и площадки вроде Яндекс Карт или сайтов-агрегаторов обратной связи «Отзовик» или IRecommend. 

Обратная связь помогает вовремя замечать проблемы и находить точки роста. Очень часто клиентам даже не нужно задавать наводящие вопросы — они сами рассказывают, чего им не хватает. В случае с доставкой продуктов, например, это может быть повторяющаяся просьба предоставить возможность оставлять заказ у двери или у консьержа. Или добавить в зону доставки какой-то адрес.

Из интересного — я не считаю, что клиентов нужно дополнительно мотивировать на написание отзывов. По крайней мере, стоит помнить, что к такой мотивации важно подходить осторожно и осознанно. 

Пример неудачного сценария — розыгрыш приза за отзыв. Конечно, это вдохновит людей сказать о компании что-то приятное — и вы получите десятки восторженных, похожих один на другой, комментариев. Которые в дальнейшем будут провоцировать негатив — потому что покупатель, который хотел узнать из отзывов что-то полезное, просто не найдет в этом потоке полноценного, обстоятельного описания. Особенно часто с этим сталкиваются магазины с дорогостоящими товарами (например, бытовой техникой), которые покупатели редко выбирают спонтанно — и особенно любят изучить все за и против перед покупкой. 

Но идею с наградой за отзыв можно доработать — и все-таки использовать в интересах компании. Магазин бытовой техники KITFORT, например, дарит покупателям за отзыв кухонные весы. Во-первых, это минимальная затрата — себестоимость весов очень низкая. Во-вторых, здесь исключен элемент соревнования — подарок гарантированный, человек получит его независимо от содержания комментария. Соответственно, мы значительно повышаем шанс получить «живой» отзыв вместо шаблонной похвалы.  

_______________________


Чтобы обсудить главные новости диджитал-рекламы и онлайн-продвижения, поделиться кейсами из практики и опытом преодоления кризиса топ-менеджеры Sunlight, «Детский мир», METRO и других ведущих российских компаний встретятся 15 сентября на конференции платформы Mindbox «Полезный маркетинг».
Материал по теме

Доля российских производителей на маркетплейсе "Детского мира" выросла до 25%

Материал по теме

"Детский мир" запустил доставку "по клику"

Материал по теме

Яндекс Маркет обновил инструменты по управлению отзывами

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Крупные банки требуют ужесточить контроль над маркетплейсами

Крупные российские банки - ВТБ и Промсвязьбанк - выразили обеспокоенность отсутствием регулирования маркетплейсов, которые оказывают банковские и платежные услуги на своих платформах. "Для своих эк...

Крупнейшие онлайн-аптеки 2023: рейтинг DSM Group

По итогам 2023 года количество аптечных организаций в России достигло почти 79 тыс, сообщают эксперты агентства DSM Group. Для сравнения: в 2009 году их было порядка 50-51 тысяч. Год прошел под знаком ужесточен...

Средний чек в 2023 году: онлайн-торговля обгоняет офлайн

Средний чек в интернет-магазинах в 2023 году почти вдвое превысил аналогичный показатель в традиционной рознице. Это следует из исследования СберАналитики, изучившего расходы россиян в офлайн- и онлайн-сегм...

Сервис Level Kitchen выходит в офлайн с мобильными кафе

Онлайн-сервис здорового питания Level Kitchen запускает сеть фирменных мобильных кафе. Первое кафе уже отправилось в Ростов-на-Дону, где пройдет этап Russian Drift Series (RDS). В дальнейшем сеть планируетс...

Мегамаркет начал продажу золотых слитков

Мегамаркет, один из крупнейших онлайн-ритейлеров России, рад представить своим покупателям эксклюзивную коллекцию золотых сувенирных слитков. Коллекция, ограниченная 160 экземплярами, включает в себя...

Системы MDM в российских реалиях: чек лист и несколько рекомендаций

Уход с российского рынка западных IT-гигантов обнажил острую проблему импортозамещения ПО в области управления данными. Сегодня бесперебойная работа бизнес-процессов и независимость от иностранных поставщико...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.