Маркировка товаров в 2025 году: что важно знать продавцу на маркетплейсах

Игорь Бахарев
В 2025 году правила работы на маркетплейсах снова поменялись. С 1 марта обязательной маркировке подлежат 12 новых категорий товаров, включая нижнее белье, халаты, детскую одежду, пижамы и аксессуары, такие как галстуки, шляпы и перчатки. С 1 апреля маркетплейсы начали проверять, зарегистрирован ли продавец в системе «Честный знак», и будут отображать эту информацию в карточках товаров. За отсутствие маркировки предусмотрены штрафы, которые могут ударить по бизнесу. Руководитель Al-сервиса для роста продаж товаров на Wildberries Salist Максим Колесов разобрал, как работать по новым правилам, избежать проблем и продолжать успешно продавать на маркетплейсах.
Что такое маркировка «Честный знак»
Любому человеку важно знать, что он покупает оригинальный и качественный товар. Именно для этого в России создана национальная система цифровой маркировки товаров под названием «Честный знак».
«Честный знак» — это система цифровой идентификации товаров, которая помогает защитить потребителей от контрафакта и некачественной продукции. Каждый товар, будь то молочная продукция, одежда, обувь, лекарства или даже упакованная вода, получает уникальный код Data Matrix — тот самый квадратный штрихкод, который можно увидеть на упаковке.
Пример кода Data Matrix
Производитель наносит этот уникальный код на товар и передает информацию о нем в систему «Честный знак». Далее на каждом этапе от оптового склада до полки магазина участники товарооборота сканируют его, подтверждая легальность и подлинность продукции. Когда вы покупаете товар, кассир считывает код, и система фиксирует, что этот товар продан и выведен из оборота.
Актуальный список категорий на дату написания статьи
Покупатели могут проверить подлинность товара за пару секунд через мобильное приложение в любом месте: в пункте выдачи заказов, в магазине или дома. Для этого нужно только отсканировать небольшой квадратный код на упаковке. После этого появится подробная информация: от производителя до даты изготовления. Если код не считывается или информация вызывает подозрения, это повод задуматься о качестве товара.
Внедрение системы «Честный знак» началось с 2019 года и постепенно охватывает все больше категорий. И сейчас это распространяется и на маркетплейсы.
Зачем нужна маркировка товаров
Маркировка — это инструмент для построения безопасного и прозрачного товарного рынка. Вот какие функции она выполняет:
-
Контроль оборота. Государство может отслеживать движение товаров, бороться с серым рынком и увеличивать сбор налогов;
-
Борьба с подделками. Маркировка помогает выявлять контрафакт, защищая потребителей от некачественных и опасных товаров. Покупатель может проверить происхождение предмета, его легальность и безопасность через сканирование кода;
-
Поддержка честного бизнеса. Маркировка дает зеленый свет добросовестным участникам рынка и вытесняет тех, кто использует серые схемы.
Два главных изменения в маркировке в 2025 году
Разберемся к чему же готовиться селлерам.
С 1 марта 2025 года обязательная маркировка 12-ти новых категорий товаров легкой промышленности, проще говоря, одежда и текстиль:
-
Нижнее белье для мальчиков и мужчин: майки, трусы, кальсоны, пижамы, домашние, купальные халаты и др.
-
Женское нижнее белье: майки, комбинации, юбки, трусы, ночные сорочки, пижамы, панталоны, пеньюары, домашние и купальные халаты.
-
Трикотажные нательные изделия: фуфайки с рукавами и без, нижние рубашки.
-
Детская одежда и аксессуары.
-
Купальные костюмы для мужчин, женщин и детей.
-
Чулки, носки и колготки: обычные и компрессионные.
-
Перчатки, варежки, митенки.
-
Готовая одежда и аксессуары (кроме медицинских изделий и отдельных частей одежды): галстуки, бабочки, шейные платки.
-
Бельевые аксессуары: пояса, бюстгальтеры, корсеты, подтяжки, подвязки.
-
Гетры, гамаши и подобные изделия.
-
Головные уборы: шляпы, кепки, шапки и другие виды головных уборов.
-
Прочие готовые изделия легкой промышленности (за исключением медицинских товаров).
Полный список с кодами ОКПД 2 и ТН ВЭД ЕАЭС можно посмотреть в официальном сообществе «Честного знака».
Это значит, что с 1 марта эти товары нельзя изготавливать и продавать без маркировки. Однако пока есть возможность реализовывать ранее выпущенные партии, но уже с 1 августа и эта возможность исчезнет.
С 1 сентября 2025 года маркировка будет обязательной еще для нескольких новых категорий:
-
самокаты, педальные автомобили и другие игрушки на колесах;
-
кукольные коляски и сами куклы;
-
наборы электрических гоночных автомобилей для соревновательных игр;
-
головоломки и другие развивающие игрушки для детей до 14 лет.
Кроме того, в сентябре ожидается добавление в перечень маркируемых товаров следующего:
-
молочные напитки с фруктовыми добавками;
-
стройматериалы в упаковке (цемент, сухие строительные смеси, гипс, герметики, монтажная пена и др.).
С 1 апреля маркетплейсы проверяют регистрацию продавца в базе «Честного знака» по ИНН и показывают информацию об этом в карточках товаров. Раньше они делали это только в отношении тех селлеров, кто пользовался складами маркетплейса (FBO).
Как маркировать товары по системе «Честный знак»: инструкция
Подготовили для вас простой и понятный алгоритм, который поможет не запутаться.
1. Оформить электронную подпись. Для начала работы с системой «Честный знак» вам понадобится усиленная квалифицированная электронная подпись (УКЭП). Ее можно оформить в ФНС на имя руководителя компании или ИП.
2. Установить ПО для работы с подписью. Его можно получить в налоговой службе, где вы оформляли подпись. Это специальная программа с высокой степенью защиты данных. Следуйте инструкциям, чтобы все настроить правильно.
3. Подключите систему электронного документооборота (ЭДО). Эту услугу предоставляют разные аккредитованные компании, например, Такском или СБИС. Договор с оператором ЭДО важно заключить на этом этапе, так как дальше нужно будет вносить данные о нем.
Список операторов от Контур.Диадок
4. Зарегистрируйтесь на сайте «Честный знак». Перейдите на официальный сайт системы и зарегистрируйтесь, выбрав вашу категорию товара. Не волнуйтесь, это несложно, там есть подробные пошаговые инструкции для регистрации, а также по другим аспектам работы с маркировкой: подписанию договоров, выбору оборудования, заказу кодов и др. После регистрации заполните свой профиль на сайте, без ошибок указав все данные о компании. Укажите в системе вашего оператора ЭДО.Выбор категории
5. Подпишите документы электронной подписью. Для активации работы с оператором ЭДО нужно подписать необходимые документы электронной подписью. Они создаются автоматически на основе данных из вашего профиля.
6. Закажите коды Data Matrix. Это те самые квадратные коды маркировки. Для каждого уникального товара нужен свой код. Их заказывают платно на том же сайте «Честного знака» (бесплатны они только для товаров, которые были введены в оборот до официального появления их обязательной маркировки).
7. Распечатайте и нанесите коды. Приобретенные коды нужно распечатать на специальной липкой бумаге и нанести на все товары, убедившись, что они достаточно четкие и читабельные. Это можно проверить с помощью специальных 2D-сканеров, которые обычно и используют маркетплейсы.
8. Установите мобильное приложение «Честный ЗНАК.Бизнес». Ссылки на скачивание можно найти на официальном сайте. Приложение поможет быстро работать с информацией в любом месте: проверять коды, подписывать документы УКЭП, обращаться за помощью в техподдержку.
Промаркированные и введенные в оборот товары готовы к продаже. Если вы передаете их другому лицу, не забудьте вывести их из оборота в системе «Честный знак».
Как передавать товары и коды маркировки на маркетплейс
Обмен этими данными происходит через электронный документооборот (ЭДО), а именно с помощью специального универсального передаточного документа (УПД). В зависимости от схемы работы (FBO, FBS и другие) схема работы с маркированными товарами на маркетплейсах может отличаться.
Wildberries
-
FBO (FBW). Продавец отправляет поставку на склад WB, после чего формально право собственности на товар переходит площадке. Маркетплейс проверяет поставку и корректность кодов маркировки, присылает продавцу готовый УПД. В течение 3 дней продавец должен передать УПД обратно через ЭДО. ВБ сам выводит товары из оборота при их продаже.
-
FBS. Продавец самостоятельно выводит товары из оборота после их продажи. Wildberries формирует отчет с кодами в личном кабинете, а в «Честном знаке» оформляется документ «Вывод из оборота» с причиной «Продажа по образцам, дистанционный способ продажи».
Ozon
-
В схеме FBO логика работы очень напоминает WB: продавец маркирует товары, передает их на склад Ozon для приемки. Затем ему нужно скачать в ЛК УПД-2 и направить площадке через ЭДО. Ozon проверяет товары и цены, заполняет УПД-2 и направляет продавцу, а тот подписывает в течение 3 дней. Площадка сама автоматически передает данные в «Честный знак» при продаже.
-
FBS и realFBS. Передать коды можно в личном кабинете: найти поставку и указать данные о маркировке — GTIN, серийный номер, код и ключ проверки, нажать «Подтвердить» и «Собрать».
Перед отправкой продавец должен вывести товары из оборота, создав документ «Вывод из оборота» с причиной «Дистанционная продажа».
Логика обмена данными на третьем по популярности в России маркетплейсе Яндекс Маркет такая же, как на Wildberries.
Чем грозит отсутствие маркировки
Последствия делятся на 3 группы.
-
Санкции маркетплейсов
Площадки с 1 апреля 2025 запрашивают у продавцов данные о регистрации в «Честном знаке». Если таких данных не будет предоставлено или если товара не окажется в системе, селлеру могут отказать в размещении на площадке. Пока неясно, о чем конкретно идет речь: блокировке карточки, аккаунта продавца или о чем-то еще.
-
Административная ответственность
Торговля немаркированным товаром
Если компания продает товары, подлежащие обязательной маркировке, но не промаркировала их, это грозит штрафами:
-
для должностных лиц (например, директора) — от 5 до 10 тыс. рублей;
-
для компании — от 50 до 300 тыс. рублей.
Для табака, никотиносодержащих продуктов, пива и слабого алкоголя штрафы еще выше (однако на маркетплейсах их зачастую не продают):
-
для должностных лиц — от 30 до 50 тыс. рублей;
-
для компании — от 300 до 500 тыс. рублей.
Другие нарушения
Даже если товары промаркированы, но есть нарушения в процессе их учета или передачи данных, это тоже наказуемо. Например:
-
вы нарушили сроки передачи кодов и других важных данных в систему маркировки;
-
вы промаркировали продукцию, но не ввели в оборот в системе;
-
ввели в оборот без разрешительных документов или с ошибками.
За такие нарушения наказания следующие:
-
для должностных лиц — от 1 до 10 тыс. рублей или предупреждение;
-
для малых организаций — от 25 до 50 тыс. рублей;
-
для крупных компаний — от 50 до 100 тыс. рублей.
- Уголовная ответственность
Если объем немаркированных товаров превышает 1,5 миллиона рублей, это уже не просто административное нарушение, а уголовное преступление. В таком случае виновным грозит:
-
штраф до 1 миллиона рублей;
-
лишение свободы на срок до 5 лет.
Подведем итоги
С 2025 года торговля на маркетплейсах станет более регламентированной: с 1 марта маркировка «Честный знак» обязательна для 12 новых категорий товаров, включая одежду, аксессуары и текстиль. С 1 апреля маркетплейсы проверяют регистрацию селлеров в системе «Честный знак», и показывают эту информацию в карточках товаров. Отсутствие маркировки грозит штрафами до 300 тыс. рублей, а за крупные партии немаркированной продукции — уголовной ответственностью.
Чтобы избежать санкций, продавцам нужно пройти регистрацию в системе «Честный знак», заказать коды Data Matrix, правильно ввести товары в оборот и соблюдать все сроки передачи данных. Без соблюдения новых требований не получится продолжить продажу на популярных платформах, таких как Wildberries и Ozon. Адаптация к новым правилам — гарантия стабильной торговли и защиты бизнеса.
Подписаться на новости

Прочитаете,
когда вам будет удобно
Свежий дайджест из мира
eCommerce у вас в почте