Каких роботов можно использовать в логистике для eСommerce

Игорь Бахарев

Оптимизация процессов в логистических компаниях и курьерских службах — один их самых эффективных способов экономии временных и человеческих ресурсов, повышения продуктивности сотрудников, удовлетворенности клиентов. Геополитические и экономические изменения добавили значимости вопросам цифровизации, повышения сервиса и качества обслуживания заказчиков. Одним из популярных инструментов сегодня являются чат-боты. Коммерческий директор службы доставки Dalli Елена Захарова рассказывает о результатах внедрения чат-ботов в компании и наиболее популярных ботах в логистике для eСommerce. 

Востребованные боты 

Среди технологий, которые в последнее время наиболее часто используются в логистике и e-commerce, есть три типа: это коммуникативные боты, программные роботы RPA и процессные решения на базе BPM-системы.  

  • Задача так называемых Voice assistant  — первичный клиентский контакт, изучение рынка, проведение опросов, оценка качества обслуживания и рекомендательные системы. 

  • Сервисные роботы RPA (Robotic process automation) в первую очередь, избавляют человека от рутинной работы — обрабатывают заявления в техподдержку, принимают заявки, обращения,  оформляют заказы на доставки и тд.

  • BPM-система (Business process management) позволяет автоматизировать разнородные процессы в организации, например, голосовых роботов, программных роботов-оркестраторов, роботов-парсеров. 

Согласно исследованию Business Insider рынок чат-ботов будет неуклонно расти, сохраняя наибольшую востребованность и актуальность в ритейле и e-Commerce. Так, по прогнозам совокупный среднегодовой оборот рынка чат-ботов увеличится на 29,7% с 2,6 млрд долларов в 2019 году до 9,4 млрд долларов к 2024 году.

Высокие технологии для высокого сезона 

С необходимостью внедрения цифровых технологий мы с командой Dalli впервые столкнулись в 2021 году на пике сезона, перед ажиотажем новогодних праздников. Загруженность курьеров в такие периоды достигает максимума, помимо быстрой доставки им требовалось оперативно взаимодействовать с клиентом — звонить за час до визита. Случалось, что на данном этапе коммуникации происходили сбои. Например, когда согласование по времени с заказчиком, поступившее от интернет-магазина, по факту не стыковалось с реальными обстоятельствами. 

При звонке клиенту выяснялось, что в указанное время он не готов принять заказ или быстро принять решение о переносе времени. Очевидно, что такие моменты вызывают определенное беспокойство как у покупателей,так и у курьеров. Поэтому мы решили упростить жизнь нашим сотрудникам и передать работу автоматическому помощнику.

Перед началом внедрения нам нужно было выбрать надежного разработчика, обсудить функционал виртуального сотрудника с его будущими коллегами, определить степень ответственности за управление ботом. Важно, чтобы решение было максимально подстроено под нужды вашей сферы деятельности, без дополнительных, часто привлекательных опций, которые особо не нужны, но за которые придется доплачивать. Советую обсудить с подрядчиком все моменты обслуживания технологии, возможные скрытые траты. В итоге нам был предложен омниканальный бот с функцией синхронной работы.

В его обязанности тогда и по сей день включены звонки клиентам за час до доставки и предупреждение о том, что заказ в пути. Бот уточняет готовность принять заказ и в случае отказа переводит клиента на контакт-центр. После этого уже с оператором решается вопрос о переносе времени или даты доставки. В первую очередь, это экономит время клиента, так как ему самому не нужно дозваниваться до оператора курьерской службы или интернет-магазина. Всё происходит по принципу одного окна — максимально удобно для всех участников процесса. 

“Стоимость обработки коммуникативного бота от 5 до 20 раз дешевле использования человека, цифровые сотрудники четко работают по стандартам качества обслуживания, у них значительно ниже вероятность ошибок, чем у людей. Внедрение таких решений стоит от 50 тысяч рублей, срок реализации — от 3 дней до 3 недель, окупается примерно за 2-4 месяца”, — прокомментировал эксперт, разработчик IT-технологий и продуктов на основе AI и ML Андрей Заворин.  

Эффективность первого бота позволила нам “нанять” еще одного виртуального сотрудника. На него мы возложили задачу коммуникации с клиентами в случае задержки курьера. Различные обстоятельства и дорожные условия нередко влияют на время доставки. Поэтому мы решили снизить тревожность заказчиков путем их общения с ботами-операторами. Они звонят и  предупреждают о том, что курьер опаздывает, при этом проговаривают новый интервал времени и, если варианты не подходят, клиент переводится на контакт-центр. Это стало нашим конкурентным преимуществом, ведь большинство курьерских служб  при недозвоне автобота до клиента автоматически переносят доставку на следующий день. 

Для многих заказчиков такой формат является неприемлемым, что порождает недовольство сервисом, снижение выкупа и отказ от дальнейшего взаимодействия с компанией. Мы еще до внедрения ботов поняли плюсы и минусы всех операционных процессов, поэтому сразу стали переводить клиентов на контакт-центр с оператором. 

Результаты внедрения ботов и перспективы технологии 

Уже после нескольких месяцев использования ботов мы значительно улучшились вопросы коммуникации: с клиентами, интернет-магазинами, внутри компании между операторами и курьерами. Сами курьеры стали меньше отвлекаться на телефонные переговоры и занимались непосредственно доставкой. В результате выросли показатели скорости и “доставляемости” заказов, выкупа.

Мы отметили повышение  индекса потребительской лояльности (NPS) удовлетворенности, стало меньше негативных отзывов, связанных со звонками,  негативных обращений в интернет-магазины. В связи с этим наши партнеры, увеличили  объемы работы с нашей службой. Например, в высокий сезон мы можем взять больше заказов, ведь ресурсы позволяют. 

Внедрение ботов позволило нам снизить затраты на мобильные звонки и смс на 15%. Технология довольно быстро окупилась, поэтому курс на дальнейшее использование цифровых технологий мы будем продолжать и дальше. 

В сфере логистики наравне со скоростью доставки ключевую роль играет коммуникация, особенно с требовательными, “трудными”  клиентами. Удержать заказчиков становится сложней в экономически нестабильные времена, ведь возрастает уровень тревожности. Принятие решений в такие периоды — молниеносное, и даже несколько минут задержки заказа или несвоевременного звонка могут привести к отрицательному впечатлению о компании и, как следствие, плохим отзывам в интернете. Цифровые операторы в данном случае нивелируют стрессовые ситуации, исключая как таковой человеческий фактор. Боты вовлекают потенциального клиента в диалог, оценивают поведение пользователя в ходе общения, меняют сценарий. Беспристрастный оператор всегда готов помочь, осуществляя непрерывную поддержку с 9 до 22 часов (в нашем случае). 

Чат-боты улучшают взаимодействие с интернет-магазинами. Фиксация бота в системе позволяет быть держать руку на пульсе, не пропуская без ответа ни одно обращение от интернет-магазинов. Для удобства коммуникации каждый маркетплейс выбирает для себя удобную коммуникацию — мессенджеры, почта или чат-бот. 

Материал по теме

В Яндекс Go получатели и отправители посылок смогут связаться с курьером в чате

Материал по теме

75% маркетплейсов используют чат-боты для общения с клиентами

Материал по теме

"М.Видео" ввели должность нейросетолога

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Новый законопроект об НДС защитит российских продавцов на маркетплейсах?

В Госдуме рассматривают законопроект о введении налога на НДС на товары из Евразийского экономического союза, которые продаются на электронных торговых площадках. Аккаунт-менеджер сервиса аналитики маркетпле...

"Максмарт" проводит экспансию в регионы

B2B-маркетплейс "Максмарт", специализирующийся на быстрых закупках, расширяет свою логистическую сеть. В апреле 2024 года компания открыла два новых фулфилмент-центра в Мурманске и Перми. Новые распр...

Автодилеры России создадут онлайн-платформу для торговли машинами

Ассоциация "Российские автодилеры" (РоАД) до конца 2024 года планирует запустить онлайн-платформу "Платформа РоАД b2b" для торговли автомобилями между дилерами. Как сообщил "Ведомостям" президент РоАД, пред...

Яндекс запустил доставку автошин и дисков за 1–2 часа

На Яндекс Маркете, в Деливери и Еде теперь можно заказать с экспресс-доставкой автотовары - шины и диски. Их привезут за 1-2 часа и поднимут до двери на нужный этаж. Для запуска новой услуги сервисы электро...

Wildberries меняет процесс покупок из-за рубежа

Wildberries сообщает о тестировании нового процесса покупок товаров из-за рубежа. Для оформления заказа из Китая или Узбекистана покупателям необходимо будет пройти верификацию через портал "Госуслуги". ...

Кейс "Маревен Фуд Сэнтрал": как с помощью мемов изменить восприятие известного бренда

Одно из фундаментальных понятий современного маркетинга - жизненный цикл товара, включающий следующие этапы: разработка, выведение на рынок, рост продаж, пик, спад и уход с рынка. Одна из главных задач м...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.