Как украинский eСommerce принял вызовы 2020 года

Игорь Бахарев

Текущий год стал сплошным форс-мажором для бизнеса. Тем не менее, есть сферы бизнеса, которые быстрее остальных сумели перестроиться и эффективно работать в новых реалиях. В частности,  eСommerce показал результат в период локдауна и после, но все ли прошло гладко? Руководители украинских компаний рассказали, с какими сложностями столкнулись в 2020 году, какие решения оказались успешными и какие  планы строят на 2021-й. 


Ярослав Губенко (CMO в Secur Group): 

Как украинский eCommerce пережил карантин?  

- Если говорить о доходе – хуже, чем все планировали. Если говорить с точки зрения  глобальных процессов, то коронавирус стал отличным драйвером развития технологий. Решения в области диджитализации бизнесов, которые многие годами откладывали, уже стали не опцией, а необходимостью. В свою очередь это простимулировало развитие всей eCommerce-ниши. 

Какие бизнес-решения, инструменты и технологии оказались эффективными?

- Цифровая трансформация бизнеса оказалась самым выгодным решением, а в выигрыше остались компании, которые начали ее первыми. Максимальный результат принесли решения, которые качественно оптимизируют ключевые eCommerce-показатели: CPL, CPO, AOV, LTV. 

Если говорить о конкретных технологиях, то все они касаются развития систем аналитики и CRM. Это связано с тем, что спрос на продукты/услуги стал меньше, а игроки на рынке - более агрессивными в плане маркетинга. Поэтому зарабатывать сегодня могут те компании, которые умеют сокращать издержки и расходы, извлекая максимальную прибыль из каждого вложенного в свой проект доллара.

Прогноз развития рынка электронной коммерции на 2021 год

- В 2021 году рынок определенно будет оживать. Все уже научились работать и жить в новой реальности. Для eCommerce-компаний открываются новые возможности, поскольку технологическое развитие бизнесов стало решающим фактором в борьбе с конкурентами. 


Александр Нигматулин (CMO в PRNEWS.IO)

Как украинский eCommerce пережил карантин?  

- Если анализировать ситуацию со стороны клиентов, которые пользуются услугами онлайн-сервиса PRNEWS.IO, то ниша eCommerce не только устояла в период кризиса, но и стала интенсивно развиваться. 

Как свидетельствует анализ нашей клиентской базы, расходы на рекламу и продвижение статьями в сегменте электронной коммерции уверенно растут, особенно, у крупных компаний. Они лучше всех адаптировались к текущей ситуации со всеми ее вызовами, и понимают: наступил подходящий период для того, чтобы увеличить свою долю на рынке и захватить нишу. Поэтому бизнес активно улучшает уровень  сервиса, усиливает присутствие, вкладывается в PR и т.д. 

Что касается нашей компании, то мы также не остановились, и продолжаем расти, только более разумно, чем до локдауна. Используем новые технологии, сервисы автоматизации и стараемся развивать бизнес-процессы более взвешенно, оцифровывая результат.  

Какие бизнес-решения, инструменты и технологии оказались эффективными?

- Начало кризиса совпало с внедрением новых маркетинговых процессов в PRNEWS.IO. Мы стали использовать другие технологии и инструменты для продвижения и рекламы, стремиться к максимальной измеримости результатов любого процесса. Также увеличили ресурс, направленный на привлечение клиентов, в частности, на контекстную рекламу, в 5 раз. 

Продолжаем работать над автоматизацией бизнес-процессов в CRM, чтобы снять нагрузку с менеджеров и часть работы выполнять с помощью автоматических систем, для которых прописываем новые сценарии.    

Прогноз развития рынка электронной коммерции на 2021 год

Электронная коммерция развивается и будет интенсивно развиваться - это факт. В условиях глобальных локдаунов по всему миру, по сравнению с оффлайн ориентированным бизнесом, она только выигрывает. 

Лидерами станут те участники рынка, которые соответствуют новым реалиям и потребностям клиентов: используют современные платежные системы, оказывают услуги не только быстро и качественно, но и прозрачно. Сегодня клиент выбирает компанию, с помощью которой ему будет комфортно расстаться с деньгами. Поэтому коронавирус задал еще один тренд, который только усилится в следующем году - легализация бизнеса, “отбеливание” всех процессов в сфере eCommerce и не только.


Александр Павловский  (Co-Founder/Digital manager Breemark agency) 

Как украинский eCommerce пережил карантин?  

- Больнее всего локдаун ударил по компаниям eCommerce с большим количеством оффлайн сотрудников, т.к. с ними приходилось прощаться, либо содержать в убыток компании. Также малый бизнес, которому всегда было тяжело, максимально ощутил на себе "пандемический” удар. Компаниям с низким оборотом было очень тяжело остаться на плаву, поэтому многие закрылись.

Но огромным плюсом для ниши eCommerce стало то, что во время локдауна бизнес старался максимально улучшить качество клиентского сервиса, переформатировал логистику и в целом пересмотрел ряд расходов, которые не давали нужного эффекта.

Какие бизнес-решения, инструменты и технологии оказались эффективными?

- На самом деле, основной сложностью для бизнеса стал переход на удаленный режим работы. На протяжении всей деятельности нашей компании мы, по разным причинам, частично переходили на такой формат, обязательной привязки к офису у нас не было и нет. Тем не менее, такая длительная десоциализация стала дискомфортной для команды. 

За время локдауна мы полностью перестроились, обустроили домашние рабочие места, сделали обязательные Zoom-коллы. Конечно, мы готовы ко второй волне карантинных ограничений, получили огромный опыт и надеемся на то, что подобного дискомфорта не будет. Но живую беседу ни один Zoom/Skype не заменит. 

Технологически рабочий процесс нашей компании не изменился. Как и ранее, используем сервис Jira и календарь к ней, а также Google Docs - этого минимального набора инструментов хватает для продуктивной работы. 

Прогноз развития рынка электронной коммерции на 2021 год

- На самом деле, прогноз на 2021-й год - положительный. В первую очередь, для клиентов, т.к. люди начали больше "шопиться" онлайн, и все стараются создать им максимально комфортные условия, чтобы забрать себе клиента в это не простое время. А вот win-win возможен только для тех проектов, для которых компании сумеют выстроить идеальную коммуникацию и клиентский опыт. 

Но есть и негатив. При второй волне локдауна, если она будет идентичной по продолжительности или более длительной, чем первая, ещё часть малого бизнеса закроется. А малый бизнес всегда интересен и полезен рынку, т.к. является главным генератором идей и нестандартных подходов.


Алина Кунденко (заместитель директора ЧП «Альтеп-Центр»)

Какие бизнес-решения, инструменты и технологии оказались эффективными?

- Основными сложностями, с которыми наша компания столкнулась во время весеннего карантина, стали организация безопасной работы сотрудников, удаленного рабочего процесса и снижение уровня продаж. Наш основной канал продаж - В2В, поэтому, когда во время локдауна магазины и торговые точки наших дилеров и дистрибьюторов закрылись, объем продаж уменьшился, а производство было приостановлено. 

Поэтому нам пришлось максимально быстро изменить всю организацию работы. Сотрудников перевели на дистанционку, освоили on-line платформы для коммуникации и перенастроили все бизнес-процессы с учетом новых реалий. Также значительно сократили продолжительность рабочей недели работников на производстве. Самортизировало ситуацию то, что наше предприятие всегда поддерживает запасы готовой продукции на достаточном уровне: это позволило обеспечить коллективу возможность максимально оставаться дома, а клиентам поставить необходимое оборудование.

Прогноз развития рынка электронной коммерции на 2021 год

Во время беспрецедентного кризиса украинский eCommerce научился работать в новых реалиях. Растущий спрос онлайн-закупок дал толчок для развития интернет-магазинов, систем продвижения продукции и развития интернет-продаж в целом.

Материал по теме

Fashion Consulting Group: российский fashion-рынок в 2020 году

Материал по теме

Электронная торговля в 2021 году: прогноз Digital Commerce 360

Материал по теме

АКИТ: рынок eCommerce по итогам года может составить более 3 трлн рублей

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Пандемия перевела Global Fashion Group в плюс

Трансконтинентальная eCommerce-группа Global Fashion Group, в которую входят онлайн-площадки Lamoda (Россия и страны СНГ), Dafiti (Латинская Америка), Zalora (Юго-Восточная Азия) и The Iconic (Австралия и Н...

"Почта России" снизила число возвратов в AliExpress в 2,5 раза

"Почта России" более чем в два раза (с 10% до 4%) снизила число возвратов и неполученных заказов из AliExpress. В основе улучшения лежит IT-интеграция компаний, позволившая уточнить данные о клиентах, а так...

Ozon приманивает французские бренды

Ozon обсудил сотрудничество с французским бизнесом в рамках встречи вице-президента по правовым вопросам и взаимодействию с органами государственной власти компании Артёма Афанасьева и президента международ...

Россияне переходят на безнал

По оценкам платежной системы Visa, доля безналичных платежей на российском рынке может достигнуть отметки 90% в течение ближайшие трех-четырех лет. Рывок в области цифровизации платежей был совершен на фоне...

"Почта России" за год доставила 98 млн заказов из интернет-магазинов

Доходы "Почты России" от посылочного бизнеса в 2020 году выросли на 10%. За год оператор доставил более 98 млн отправлений с заказами из российских интернет-магазинов. "Исключительные условия, созданные па...

AliExpress предложил локальным продавцам медиацентр

Aliexpress открывает "Медиацентр"- встроенный облачный сервис для работы с фотографиями. Ёмкость этого сервиса позволяет обрабатывать и хранить бесплатно до 50 Гб файлов. Благодаря платформе российск...