Как с помощью цифровых двойников вывести бизнес-процессы на максимум

Игорь Бахарев

Цифровые двойники и имитационное моделирование позволяют ритейлу и логистическим компаниям "выжать максимум" из бизнес-процессов, инфраструктуры, парка транспортных средства и штата сотрудников. Руководитель направления бизнес-аналитики BIA-Technologies Станислав Воронин рассказывает, как технологии дают возможность без риска для бизнеса проверять гипотезы, готовиться к пиковым сезонам, колебаниям спроса и прочим изменениям, как вероятным, так и форс-мажорным.

Если говорить простыми словами, то цифровые двойники и имитационное моделирование - это возможность заглянуть в возможное будущее. Технология позволяет довольно точно предсказать результаты принимаемых управленческих решений, последствия изменений процессов и технического переоснащения.

Например, в одной крупной логистической компании заказы часто обрабатывались дольше положенного, по непонятным причинам не выполнялись установленные нормативы. Традиционными методами выявить причину не получалось, а экспериментировать "наживую" было рискованно. 

Построенная и интегрированная с WMS (Warehouse Management System, система управления складом) цифровая модель склада "обнаружила" проблему: алгоритмы обработки товарных потоков были неоптимальными. После их коррекции основные процессы пошли на 10-15% быстрее, обработка заказов ускорилась, эффективность всего склада возросла, а компания перестала нести убытки.

Как создаются цифровые двойники

Когда экосистема у компании уже построена и бизнес-процессы автоматизированы, то возникает вопрос о дальнейшем развитии. И тут становится актуальным имитационное моделирование - проверка гипотез в ходе экспериментов с цифровыми двойниками. Системы мониторинга транспорта, WMS, ERP (Enterprise Resource Planning, планирование ресурсов предприятия), CRM (Customer Relationship Management, управление отношениями с клиентами) и др. создают "цифровой след", который можно использовать для извлечения бизнес-значимой информации. Достоверные данные из корпоративных систем - основа для создания "цифровых двойников".

Для построения цифрового двойника нужно создать целостную виртуальную модель, включающую цифровые копии объектов, процессов и взаимосвязей. Моделирование занимает два-четыре месяца, потом с моделью можно экспериментировать. Например, наблюдать в digital-среде, к каким результатам приводит изменение внешних условий или принятие тех или иных управленческих решений. 

Модель максимально точно воспроизводит бизнес-процесс или структуру компании, поэтому результаты, полученные с помощью имитационного моделирования, предельно близки к тем, которые получила бы компания, запустив процесс в реальности. Отработка гипотезы на готовой модели занимает не более недели. 

Построение двойника происходит в несколько этапов. На первом -описываем объекты (размеры склада, топологию хранения) и бизнес-процессы (приход заказов, их выдача). На втором - в модель закладываем принятые в компании регламенты, если необходимо, проверяем соответствие реального протекания процессов и декларируемого. 

Дальше выполняем настройку модели, например, расписываем роли сотрудников, указываем характеристику стеллажей, описываем взаимодействие элементов. После этого проверяем, соответствуют ли процессы в модели реальным, происходящим на физическом складе. Расхождение должно быть минимальным. Если оно превышает единицы процентов, то нужно искать причину и вносить изменения. После создания и валидации модели с ней можно работать.

Зачем ритейлу и логистике имитационное моделирование

Бум онлайн-продаж, подстегнутый пандемией в 2020 году, привел к заметному изменению объемов и структуры услуг, оказываемых логистическими компаниями. В считанные месяцы вырос грузопоток, изменился набор предоставляемых сервисов. Это потребовало от логистов стать более гибкими, им пришлось быстро перестраивать цепочки поставок, делать их более эффективными и прозрачными. 

Цифровые двойники и имитационное моделирование - удобный инструмент поиска оптимальных путей повышения эффективности. Технологию можно использовать для оценки рисков, отработки бизнес-гипотез и управленческих решений. При этом точность созданных моделей достигает 97-98%, что позволяет воспроизводить в цифре очень сложные процессы. 

Яркий пример эффективности внедрения цифровых двойников - оптимизация работы транспортной компании, которая занимается внутригородской доставкой. Наши эксперты создали для нее цифровую модель, учитывающую больше 400 параметров, протестировали гипотезы и оптимизировали процессы. В результате у компании количество заказов на один рейс выросло на 30%, транспортные расходы упали на 10%. Доставка заказа в заданные временные рамки составила 95%, то есть практически все грузы компания теперь доставляет без задержек. Это в свою очередь заметно повысило лояльность клиентов. 

Другой пример использования цифровых двойников и имитационного моделирования - цифровые советники. Если обеспечить подачу данных в режиме реального времени, становится доступно прогнозирование оперативной ситуации. Модель информирует менеджмент о том, что произойдет на складе через час, два или три, это дает возможность реагировать на проблемные ситуации до их возникновения. Причем, на цифровом двойнике можно заранее отработать оптимальные действия для решения еще не возникших задач. 

Подводя итоги 

Практика показывает, что применение цифровых двойников и имитационного моделирования снижает расходы компаний на 10-20%, что весьма ощутимо даже для динамично развивающегося бизнеса, такого как e-Commerce. При этом проекты обычно окупаются в считанные месяцы. Спрос на технологию быстро растет, так как она позволяет строить гипотезы и проверять их, делая бизнес более гибким и устойчивым, менее восприимчивым к форс-мажорам и предельно эффективным.

Материал по теме

FMCG-компании в 2024 году делают ставку на онлайн-продажи: аналитика Nielsen

Материал по теме

Только треть онлайн-предпринимателей участвует в распродажах

Материал по теме

Как продвигать FMCG в eСom: ежегодный ранкер рекламного инвентаря

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Цены на российском рынке онлайн-рекламы демонстрируют стремительный рост

Стоимость рекламных размещений на маркетплейсах в России за последние десять месяцев существенно увеличилась. По оценкам сооснователя и коммерческого директора Eshopmedia Ларисы Юстус, цены выросли в средне...

Первые итоги распродаж на крупнейших маркетплейсах: сводка

На начало ноября традиционно приходится старт крупнейших распродаж года. Всё начинается с "разогревочных" акций, которые на каждой крупной площадки проходят по-разному. 11 числа проходит распродажа в честь "...

Почта России запускает новую платформу для оптимизации доставки

Почта России представила новую платформу "Постмастер", призванную существенно улучшить работу курьерской службы. Разработанная дочерней компанией ПочтаТех, система упростит работу курьеров и диспетчеров, по...

Самокат встретил Чёрную пятницу "чёрным" ассортиментом

Онлайн-ритейлер Самокат в этом году решил подойти к традиционному сезону распродаж нестандартно. Вместо привычных скидок и акций, компания представила лимитированную линейку продуктов в чёрном цвете. ...

Wildberries повышает конкурентоспособность продавцов: новая функция для кастомизации витрин

Маркетплейс Wildberries расширяет возможности для продавцов, предоставляя новый инструмент для кастомизации витрин магазинов. Теперь продавцы смогут создать уникальный образ своего магазина на платформе, де...

Как правильно разрабатывать мотивационные трейд-маркетинговые B2B программы

Мотивационные программы для дистрибьюторов - это стабильно работающий инструмент повышения продаж, к которому постоянно обращается бизнес. Иногда приобретая на рынке готовые решения у экспертов, иногда самос...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.