Как с помощью цифровых двойников вывести бизнес-процессы на максимум

Игорь Бахарев

Цифровые двойники и имитационное моделирование позволяют ритейлу и логистическим компаниям "выжать максимум" из бизнес-процессов, инфраструктуры, парка транспортных средства и штата сотрудников. Руководитель направления бизнес-аналитики BIA-Technologies Станислав Воронин рассказывает, как технологии дают возможность без риска для бизнеса проверять гипотезы, готовиться к пиковым сезонам, колебаниям спроса и прочим изменениям, как вероятным, так и форс-мажорным.

Если говорить простыми словами, то цифровые двойники и имитационное моделирование - это возможность заглянуть в возможное будущее. Технология позволяет довольно точно предсказать результаты принимаемых управленческих решений, последствия изменений процессов и технического переоснащения.

Например, в одной крупной логистической компании заказы часто обрабатывались дольше положенного, по непонятным причинам не выполнялись установленные нормативы. Традиционными методами выявить причину не получалось, а экспериментировать "наживую" было рискованно. 

Построенная и интегрированная с WMS (Warehouse Management System, система управления складом) цифровая модель склада "обнаружила" проблему: алгоритмы обработки товарных потоков были неоптимальными. После их коррекции основные процессы пошли на 10-15% быстрее, обработка заказов ускорилась, эффективность всего склада возросла, а компания перестала нести убытки.

Как создаются цифровые двойники

Когда экосистема у компании уже построена и бизнес-процессы автоматизированы, то возникает вопрос о дальнейшем развитии. И тут становится актуальным имитационное моделирование - проверка гипотез в ходе экспериментов с цифровыми двойниками. Системы мониторинга транспорта, WMS, ERP (Enterprise Resource Planning, планирование ресурсов предприятия), CRM (Customer Relationship Management, управление отношениями с клиентами) и др. создают "цифровой след", который можно использовать для извлечения бизнес-значимой информации. Достоверные данные из корпоративных систем - основа для создания "цифровых двойников".

Для построения цифрового двойника нужно создать целостную виртуальную модель, включающую цифровые копии объектов, процессов и взаимосвязей. Моделирование занимает два-четыре месяца, потом с моделью можно экспериментировать. Например, наблюдать в digital-среде, к каким результатам приводит изменение внешних условий или принятие тех или иных управленческих решений. 

Модель максимально точно воспроизводит бизнес-процесс или структуру компании, поэтому результаты, полученные с помощью имитационного моделирования, предельно близки к тем, которые получила бы компания, запустив процесс в реальности. Отработка гипотезы на готовой модели занимает не более недели. 

Построение двойника происходит в несколько этапов. На первом -описываем объекты (размеры склада, топологию хранения) и бизнес-процессы (приход заказов, их выдача). На втором - в модель закладываем принятые в компании регламенты, если необходимо, проверяем соответствие реального протекания процессов и декларируемого. 

Дальше выполняем настройку модели, например, расписываем роли сотрудников, указываем характеристику стеллажей, описываем взаимодействие элементов. После этого проверяем, соответствуют ли процессы в модели реальным, происходящим на физическом складе. Расхождение должно быть минимальным. Если оно превышает единицы процентов, то нужно искать причину и вносить изменения. После создания и валидации модели с ней можно работать.

Зачем ритейлу и логистике имитационное моделирование

Бум онлайн-продаж, подстегнутый пандемией в 2020 году, привел к заметному изменению объемов и структуры услуг, оказываемых логистическими компаниями. В считанные месяцы вырос грузопоток, изменился набор предоставляемых сервисов. Это потребовало от логистов стать более гибкими, им пришлось быстро перестраивать цепочки поставок, делать их более эффективными и прозрачными. 

Цифровые двойники и имитационное моделирование - удобный инструмент поиска оптимальных путей повышения эффективности. Технологию можно использовать для оценки рисков, отработки бизнес-гипотез и управленческих решений. При этом точность созданных моделей достигает 97-98%, что позволяет воспроизводить в цифре очень сложные процессы. 

Яркий пример эффективности внедрения цифровых двойников - оптимизация работы транспортной компании, которая занимается внутригородской доставкой. Наши эксперты создали для нее цифровую модель, учитывающую больше 400 параметров, протестировали гипотезы и оптимизировали процессы. В результате у компании количество заказов на один рейс выросло на 30%, транспортные расходы упали на 10%. Доставка заказа в заданные временные рамки составила 95%, то есть практически все грузы компания теперь доставляет без задержек. Это в свою очередь заметно повысило лояльность клиентов. 

Другой пример использования цифровых двойников и имитационного моделирования - цифровые советники. Если обеспечить подачу данных в режиме реального времени, становится доступно прогнозирование оперативной ситуации. Модель информирует менеджмент о том, что произойдет на складе через час, два или три, это дает возможность реагировать на проблемные ситуации до их возникновения. Причем, на цифровом двойнике можно заранее отработать оптимальные действия для решения еще не возникших задач. 

Подводя итоги 

Практика показывает, что применение цифровых двойников и имитационного моделирования снижает расходы компаний на 10-20%, что весьма ощутимо даже для динамично развивающегося бизнеса, такого как e-Commerce. При этом проекты обычно окупаются в считанные месяцы. Спрос на технологию быстро растет, так как она позволяет строить гипотезы и проверять их, делая бизнес более гибким и устойчивым, менее восприимчивым к форс-мажорам и предельно эффективным.

Материал по теме

Глобальные тенденции возвратов в eCommerce: вызовы и решения

Материал по теме

Диалог с покупателем: как ответы на отзывы формируют репутацию бренда

Материал по теме

Как продавать с помощью YouTube канала: пошаговый план

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Ozon представил сервис краткосрочной аренды авто для предпринимателей

Ozon расширяет линейку B2B-услуг, запустив сервис краткосрочной аренды коммерческого транспорта. Сервис "Ozon Напрокат" ориентирован на предпринимателей и юридических лиц, предлагая автомобили по тарифу от ...

"Яндекс Товары" запускает аналитику тональности отзывов для интернет-магазинов

Сервис "Яндекс Товары" расширил функционал для интернет-магазинов, добавив инструменты анализа отзывов и управления репутацией. Теперь бизнес может отслеживать тональность обратной связи, оперативно реагиро...

Курьерские службы под контролем: власти обсуждают единый реестр

Власти вернулись к обсуждению лицензирования курьерских служб. Лидер "Справедливой России" Сергей Миронов заявил, что это поможет бороться с нелегальной миграцией, "выведет из тени доходы" и "снизит террори...

Закон о маркетплейсах готов к рассмотрению правительства

Финальная версия законопроекта о регулировании платформенной экономики, включая маркетплейсы, сервисы доставки и такси, одобрена Государственно-правовым управлением президента.  Дата вступления закон...

Рост ПВЗ на 32%: как меняется логистика eСommerce в крупных городах

Рынок пунктов выдачи заказов (ПВЗ) в России демонстрирует стремительный рост. За год их число в 16 городах-миллионниках увеличилось на 32,4% – с 38,5 до 51 тыс., свидетельствуют данные геосервиса 2ГИС. ...

Wildberries делает ставку на премиум

Wildberries усиливает позиции в премиальном сегменте: маркетплейс запускает раздел "Бренды" для продажи оригинальной продукции известных производителей. Обновление стало развитием прежнего раздела "Тренд" и...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» (ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ») (ИНН 7701370771), которому принадлежит веб-сайт e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  6. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» письменного заявления, по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4.
  7. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  8. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.