Как с помощью цифровых двойников вывести бизнес-процессы на максимум

Игорь Бахарев

Цифровые двойники и имитационное моделирование позволяют ритейлу и логистическим компаниям "выжать максимум" из бизнес-процессов, инфраструктуры, парка транспортных средства и штата сотрудников. Руководитель направления бизнес-аналитики BIA-Technologies Станислав Воронин рассказывает, как технологии дают возможность без риска для бизнеса проверять гипотезы, готовиться к пиковым сезонам, колебаниям спроса и прочим изменениям, как вероятным, так и форс-мажорным.

Если говорить простыми словами, то цифровые двойники и имитационное моделирование - это возможность заглянуть в возможное будущее. Технология позволяет довольно точно предсказать результаты принимаемых управленческих решений, последствия изменений процессов и технического переоснащения.

Например, в одной крупной логистической компании заказы часто обрабатывались дольше положенного, по непонятным причинам не выполнялись установленные нормативы. Традиционными методами выявить причину не получалось, а экспериментировать "наживую" было рискованно. 

Построенная и интегрированная с WMS (Warehouse Management System, система управления складом) цифровая модель склада "обнаружила" проблему: алгоритмы обработки товарных потоков были неоптимальными. После их коррекции основные процессы пошли на 10-15% быстрее, обработка заказов ускорилась, эффективность всего склада возросла, а компания перестала нести убытки.

Как создаются цифровые двойники

Когда экосистема у компании уже построена и бизнес-процессы автоматизированы, то возникает вопрос о дальнейшем развитии. И тут становится актуальным имитационное моделирование - проверка гипотез в ходе экспериментов с цифровыми двойниками. Системы мониторинга транспорта, WMS, ERP (Enterprise Resource Planning, планирование ресурсов предприятия), CRM (Customer Relationship Management, управление отношениями с клиентами) и др. создают "цифровой след", который можно использовать для извлечения бизнес-значимой информации. Достоверные данные из корпоративных систем - основа для создания "цифровых двойников".

Для построения цифрового двойника нужно создать целостную виртуальную модель, включающую цифровые копии объектов, процессов и взаимосвязей. Моделирование занимает два-четыре месяца, потом с моделью можно экспериментировать. Например, наблюдать в digital-среде, к каким результатам приводит изменение внешних условий или принятие тех или иных управленческих решений. 

Модель максимально точно воспроизводит бизнес-процесс или структуру компании, поэтому результаты, полученные с помощью имитационного моделирования, предельно близки к тем, которые получила бы компания, запустив процесс в реальности. Отработка гипотезы на готовой модели занимает не более недели. 

Построение двойника происходит в несколько этапов. На первом -описываем объекты (размеры склада, топологию хранения) и бизнес-процессы (приход заказов, их выдача). На втором - в модель закладываем принятые в компании регламенты, если необходимо, проверяем соответствие реального протекания процессов и декларируемого. 

Дальше выполняем настройку модели, например, расписываем роли сотрудников, указываем характеристику стеллажей, описываем взаимодействие элементов. После этого проверяем, соответствуют ли процессы в модели реальным, происходящим на физическом складе. Расхождение должно быть минимальным. Если оно превышает единицы процентов, то нужно искать причину и вносить изменения. После создания и валидации модели с ней можно работать.

Зачем ритейлу и логистике имитационное моделирование

Бум онлайн-продаж, подстегнутый пандемией в 2020 году, привел к заметному изменению объемов и структуры услуг, оказываемых логистическими компаниями. В считанные месяцы вырос грузопоток, изменился набор предоставляемых сервисов. Это потребовало от логистов стать более гибкими, им пришлось быстро перестраивать цепочки поставок, делать их более эффективными и прозрачными. 

Цифровые двойники и имитационное моделирование - удобный инструмент поиска оптимальных путей повышения эффективности. Технологию можно использовать для оценки рисков, отработки бизнес-гипотез и управленческих решений. При этом точность созданных моделей достигает 97-98%, что позволяет воспроизводить в цифре очень сложные процессы. 

Яркий пример эффективности внедрения цифровых двойников - оптимизация работы транспортной компании, которая занимается внутригородской доставкой. Наши эксперты создали для нее цифровую модель, учитывающую больше 400 параметров, протестировали гипотезы и оптимизировали процессы. В результате у компании количество заказов на один рейс выросло на 30%, транспортные расходы упали на 10%. Доставка заказа в заданные временные рамки составила 95%, то есть практически все грузы компания теперь доставляет без задержек. Это в свою очередь заметно повысило лояльность клиентов. 

Другой пример использования цифровых двойников и имитационного моделирования - цифровые советники. Если обеспечить подачу данных в режиме реального времени, становится доступно прогнозирование оперативной ситуации. Модель информирует менеджмент о том, что произойдет на складе через час, два или три, это дает возможность реагировать на проблемные ситуации до их возникновения. Причем, на цифровом двойнике можно заранее отработать оптимальные действия для решения еще не возникших задач. 

Подводя итоги 

Практика показывает, что применение цифровых двойников и имитационного моделирования снижает расходы компаний на 10-20%, что весьма ощутимо даже для динамично развивающегося бизнеса, такого как e-Commerce. При этом проекты обычно окупаются в считанные месяцы. Спрос на технологию быстро растет, так как она позволяет строить гипотезы и проверять их, делая бизнес более гибким и устойчивым, менее восприимчивым к форс-мажорам и предельно эффективным.

Материал по теме

Критерии выбора службы доставки

Материал по теме

Что надо продавать в ожидании зимы: аналитика ЮKassa/Lamoda

Материал по теме

Четыре ключевых вопроса ценообразования по правилам

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Бесплатная доставка и кросс-продажи: как магазину ВКонтакте увеличить средний чек

Средний чек в интернет-магазине зависит от товаров, которые в нём продаются: например, для техники и электроники в 2020 году он составил 8,8 тысячи рублей, тогда как для одежды — в четыре раза меньше, выясни...

Китайскому eCommerce прогнозируют опережающий рост

К 2025 году объем рынка электронной коммерции в Китае превысит $3,3 трлн. Аналитики прогнозируют прирост онлайн-продаж в 2021 году на 17,2%. В долгосрочной перспективе до 2025 года ожидается среднего...

Сбер прикрутил виртуального ассистента к Delivery Club

Виртуальные ассистенты "Салют" (разработка Сбера, установлены на умных устройствах Sber) научились заказывать готовую еду из ассортимента Delivery Club. Для того, чтобы сделать заказ, можно сказать: ...

Безосу угрожают уголовным делом

Пять законодателей США направили письмо в адрес гендиректора Amazon Энди Ясси с требованием предоставить дополнительные доказательства непричастности корпорации к использованию данных селлеров в своих интер...

Илья Кретов покидает eBay

Илья Кретов покидает пост генерального директора eBay на глобальных развивающихся рынках и переходит в Тинькофф E-commerce на должность директора по электронной коммерции.  Позицию Кретова займет Дже...

Бесконтактно, быстро и бесшовно: как меняются платёжные привычки покупателей

По данным Business Insider, пандемия коронавируса ускорила  диджитализацию индустрии платежейна два-три года и повлияла на платёжные привычки покупателей - как именно, рассказывают эксперты приложения "Кошел...