Как отслеживать и предотвращать ошибки в дистанционной торговле

Игорь Бахарев
semikovДистанционная торговля состоит из большого числа различных процессов, таких как: приемка товара на склад, временное хранение, обработка заказов, доставка до конечного покупателя, прием платежей и правильное проведение всех этих процессов по бухгалтерии. В России пока еще нет стандартов, как эти процессы должны быть выстроены и как отслеживать правильность их выполнения. К тому же, специфика этих процессов очень сильно зависит от товарной группы, которой торгует интернет-магазин, от количества номенклатуры и количества обрабатываемых заказов в день. Все эти нюансы приводят к тому, что цепочку процессов каждый интернет-магазин выстраивает, как правило, самостоятельно. А так как дистанционная торговля - относительно молодой для России рынок, еще нет достаточной экспертизы, программного обеспечения и технологий, которые помогали бы решать задачу выстраивания процессов качественно. Это приводит к тому, что как только интернет-магазин начинает расти, вместе с ростом заказов, начинает расти и % ошибок. И чаще всего это приводит к двум вещам: либо интернет-магазин упирается в потолок числа заказов, которое он может обрабатывать в сутки и не более, либо он закрывается, т.к. издержки на поддержку работы такого магазина выше выручки, которую он получает с продаж.

Почему в дистанционной торговле цена ошибок столь велика?

Online-торговля имеет свои специфические издержки, такие как:
  • прием заказов,
  • подбор товаров,
  • комплектация заказов,
  • упаковка для заказов (полезная статья на эту тему от коллег - прим. ред.);
  • доставка до конечного покупателя.
И если, прошедший весь путь от звонка до доставки заказ оказался с ошибкой, то ресурсы на выполнение данных процессов были потрачены впустую. А еще хуже то, что мы будем вынуждены понести дополнительные издержки на обратную логистику этого заказа (обратная доставка на склад, разукомплектование, возврат товара в сток для продажи). Также, все время, пока ошибочный заказ путешествует до покупателя и обратно, товары, которые находятся в этом заказе, не доступны для продажи (что особенно плохо, если большая часть товаров в стоке интернет-магазина находится в единственном экземпляре). И, наверное, самое плохое в этой истории, то, что ошибка в заказе приводит к снижению лояльности покупателя к вашему магазину, а современный e-commerce невозможен без лояльных покупателей, совершающих повторные покупки и рассказывающих о вашем магазине своим друзьям.

Почему в процессе работы интернет-магазина появляются ошибки?

Ответ одновременно и прост и сложен – из-за людей. 99% всех ошибок в процессе приемки и обработки заказов совершаются сотрудниками. И пока полностью роботизированные распределительные складские комплексы – это дело, пусть недалекого, но будущего, необходимо научиться выстраивать систему работы таким образом, чтобы сотрудники ошибались как можно реже. Очень частая ошибка руководителей заключается в том, что в возникающих ошибках они винят своих работников. Как правило, это имеет лишь временный эффект, к тому же приводящий к снижению мотивации и увеличению текучки персонала. Правильный вопрос, который должен задавать себе руководитель – что именно в рабочих процессах вызывает ошибки и что нужно сделать, чтобы их становилось меньше? Для этого необходимо выявлять источники возникновения ошибок и изменять процессы таким образом, чтобы они больше не появлялись. Ведь даже самые внимательные и ответственные сотрудники могут допускать ошибки и для этого есть разные причины:
  • Некачественное обучение или его полное отсутствие;
  • Отсутствие четких и понятных инструкций (например, вопросов, которые можно и нужно задавать по телефону клиенту - прим. ред.);
  • Отсутствие контроля за выполнением поставленных инструкций;
  • Отсутствие программного обеспечения, структурирующего процессы (например, для руководителя будет интересна такая статья - прим. ред.);
  • Отсутствие необходимого оборудования для выполнения процессов;
  • Недружественные программные интерфейсы.

Как отслеживать возникновение ошибок и предотвращать их появление?

Для того, чтобы была возможность отслеживать ошибки, необходимо, чтобы вся работа интернет-магазина была структурирована и разбита на бизнес-процессы, каждый из которых должен выполняться одинаково для всех сотрудников, кроме этого всегда должно быть известно:
  1. кто выполняет какой-либо бизнес-процесс;
  2. какую информацию исполнитель процесса получает на входе;
  3. какие действия выполняет в процессе;
  4. что получает на выходе.
Также структурированный процесс позволит вам:
  • Создать инструкции, описывающие процессы и то, как сотрудники должны выполнять поставленные перед ними задачи;
  • Определить какое оборудование и программное обеспечение должно использоваться при выполнении определенного бизнес-процесса;
  • Создать программу обучения сотрудников на основе инструкций, проверять знания и проводить курсы повышения квалификации;
  • Ввести контроль за соблюдением инструкций в процессе работы. Функции контролера могут выполнять, как специально выделенные для этого сотрудники, которые следят за выполненными работами и отмечают результаты в контрольных листах, так и система защиты от ошибок в программном обеспечении. Например, при подборе, кладовщик сканирует товар, и ИТ-система подтверждает правильность или неправильность данного действия.
Таким образом, вы увидите, что процент ошибок резко снизился, потому как все сотрудники знают как нужно правильно выполнять свои обязанности. А если же ошибки продолжают появляться или же начали возникать при увеличении роста продаж, то вы всегда сможете отследить, в каком процессе и на каком этапе они возникают. И далее уже разбираться, почему ошибки были совершены, и что нужно сделать, чтобы они не появлялась в будущем. Возможно, вам понадобится написать дополнение к инструкции, как необходимо выполнять данный процесс или следует использовать другое оборудование для выполнения данного процесса, а может быть необходимо изменить логику программного обеспечения или интерфейс взаимодействия и установить дополнительный контроль за данным действием. А возможно, нужно сделать несколько изменений, но сам факт обнаружения источника проблем – это уже большая часть решения по их устранению.
Александр Семиков, Everada
специально для E-pepper.ru
Материал по теме

Как “Детский мир” переигрывает маркетплейсы: логистика, СТМ и гармоничный ритейл

Материал по теме

Купер представил аналитическую платформу для FMCG-рынка

Материал по теме

Wildberries планирует покупку страховой компании

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

5Post запустил доставку заказа по клику из магазинов

Дочерняя компания X5 5Post запустила доставку заказа по клику из пункта выдачи. Покупатели сервиса 5Post теперь могут вызвать курьера прямо в магазин "Пятёрочка" или "Перекрёсток" после поступления туда зак...

Рейтинг качества доставки в 2025 году

Компания PIM Solutions представила рейтинг лучших предложений по доставке среди крупнейших российских интернет-магазинов. Исследование выявило явных лидеров в сфере логистики и клиентского сервиса. Победу в...

Как “Детский мир” переигрывает маркетплейсы: логистика, СТМ и гармоничный ритейл

В условиях жесткой конкуренции с маркетплейсами "Детский мир" делает ставку на собственную онлайн-платформу, гармоничное сочетание офлайна и eСommerce, а также развитие параллельных направлений - от зоотова...

Потребители проводят больше времени в интернет-магазинах

Российские покупатели стали проводить значительно больше времени в интернете за шопингом. Доля онлайн-покупателей, тратящих на это более четырех часов в неделю, достигла 40,4% в сентябре. С марта показатель...

Россияне готовятся тратить больше в Черную пятницу

Большинство россиян планируют участвовать в распродажах Черной пятницы в этом году. По данным компании Яндекс, 46% потребителей собираются делать покупки, а треть из них намерена потратить больше, чем в 202...

Купер представил аналитическую платформу для FMCG-рынка

Сервис доставки Купер запускает аналитическую платформу для всех игроков FMCG-рынка. Она объединит ритейлеров, производителей и сервисные компании в едином цифровом пространстве. Платформа ориентиров...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» (ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ») (ИНН 7701370771), которому принадлежит веб-сайт e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  6. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» письменного заявления, по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4.
  7. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  8. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.