Как cделать складскую систему за 2 дня и не накосячить

Игорь Бахарев
Создание собственной логистической системы – это наисложнейшая работа, особенно когда товары не хранятся на складе постоянно, а приходят от поставщиков на пару дней, а потом направляются заказчику. В клубе распродаж Mamsy столкнулись с такой проблемой. В результате они нестандартно подошли к проблеме и смогли за несколько дней сделать то, на что в других компаниях уходит годы. Технический директор компании Александр Иванов рассказал нам, как это было сделано, и дал ряд советов тем, кому ещё предстоит строить свою логистику.

Для начала немного о клубе Mamsy

Клуб распродаж Mamsy работает с 2011 года. За семь лет мы прошли путь от небольшого клуба до одного из самых крупных в России ритейлеров детских и семейных товаров: продаем вещи из России, Турции, Европы, США и Канады с огромными скидками. Сегодня в нашем клубе распродаж уже 8 миллионов мам.

Особенность магазина — продажи по модели flash-sales. Мы договариваемся с поставщиками и делаем временную скидку на вещи одного бренда или категорию товаров. Акции-распродажи от разных брендов проводятся на сайте одновременно в течение всего нескольких дней, и у пользователя есть возможность объединить в заказе товары из всех доступных акций.

Особенности нашей складской системы

Модель клуба распродаж крайне выгодная с точки зрения бизнеса в целом, но трудная с точки зрения складской логистики: особенность в том, что товары не хранятся на складе постоянно, а сам он больше напоминает сортировочный центр. Более того, в момент проведения акции на складе нет товаров: заказ поставщику делается только после того, как акция прошла. У поставщика есть 3 дня, чтобы привезти товар на наш склад, а у нас — несколько дней на полный цикл формирования и отгрузки заказа клиентам со всей России.  

За это время нам нужно проверить товар: посмотреть, есть ли брак, и соответствует ли вещь изображению на сайте (цвет, рисунок, качество ткани и швов). И попутно общаться с пользователем в случае каких-то форс-мажоров. Отсюда следует, что складская система должна быть тесно интегрирована с нашей CRM.

Склад надо заводить, пока молодой, часики-то тикают

В первые месяцы работы клуба у нас не было никакой системы. Товары поставщиков раскладывались прямо на стеллажах, а комплектовщики ходили с листами подбора и собирали все по памяти. Тогда заказ мог собираться по 10-15 минут. Скоро мы поняли, что так дело не пойдет, ведь количество заказов быстро росло: частенько бывали случаи, когда всей команде приходилось приезжать на склад и помогать. Тогда мы и придумали собственную систему маркировки и хранения товаров.

Объясню: так как мы заранее знали, к какому заказу относится каждая вещь, мы присвоили каждому товару номер ячейки, равный последним трем цифрам номера заказа. Как только акция закончивалась, все купленные клиентами вещи оказывались в их «личных» складских ячейках. Получается, что все заказы собирались сразу — кладовщику достаточно было их просто упаковать. Мы пронумеровали 1000 ячеек и параллельно написали примитивную систему приемки товаров. На интеграцию и разработку, включая маркировку ячеек, мы потратили всего 2 дня!

3.jpg

Эта система позволила нам собирать заказы за немыслимые пару минут и исключала невероятное число ошибок. Более того, она легко объяснялась «на пальцах», что позволило быстро расширить штат сотрудников склада, не тратя много времени на обучение.

Естественно, мы не остановились на достигнутом — наша самописная система и дальше развивалась. Но простой принцип с тремя последними цифрами прослужил нам несколько лет.

Как работает стандартная складская система

90% складов — обычная ячеистая система хранения. Значит, большинство складских процессов у всех на самом деле одинаковые. Например, пришла поставка. Кладовщик должен принять ее, пересчитать по коробкам, записать в систему. После этого товары принимают поштучно и маркируют. Начинается процесс раскладывания товаров по местам хранения. Бывает, система сама указывает куда положить товар, а бывает, это делает комплектовщик считывая номер на ячейке и привязывая к ней товар, считывая штрих код на товаре. Обычно для этого используется терминал сбора данных (ТСД).

В какой-то момент осуществляется подбор товаров в заказ (например, сделали заказ через интернет магазин) — в системе генерируется лист подбора, и кладовщик снимает товары с полок, формируя заказ на отгрузку. Товар отвязывается от своих мест хранения и уходит на упаковку и отгрузку. Это и называется стандартным складским процессом. Система хранит в себе все перемещения, расположение товаров, всю информацию по ним.

На рынке есть большое количество стандартных складских систем, которые обеспечивают работу всего вышеописанного процесса. Но не стоит раньше времени радоваться: любую готовую систему нужно адаптировать к внутренним бизнес-процессам компании. Чем больше процессы компании будут отличаться от стандартных — тем более трудоемким и сложным будет процесс интеграции стандартной складской системы.

Особенности аусорсных фулфилмент-центров

Еще один уровень складской абстракции — услуги аутсорсинговых складских центров. Вам не нужно думать про систему хранения и аренду своей площади, появляется возможность быстрого и безболезненного масштабирования склада. К тому же, вам не нужно заниматься поиском и обучением сотрудников. И все хорошо, если бы не 2 фактора: цена и интеграция со своей системой. Если цена — более-менее рассчитываемый показатель, то интеграция может преподнести сюрпризы. Она зависит от внутренних процессов вашей компании и готовности аутсорсинга поддержать эти процессы у себя в системе.

Как интернет-магазину быстро создать складскую систему: 4 совета от команды Mamsy

1. Поймите особенности вашего бизнеса

Дьявол кроется в деталях. Эта поговорка будет вашим спутником на все время становления правильной складской системы. Чем раньше вы поймете отличия вашего бизнеса от стандартных систем — тем быстрее оптимизируете все процессы и сможете найти правильный путь развития складской системы. Аутсорс, стандартная система, помощь интеграторов или собственное решение, которое учитывает все особенности вашего бизнеса, сэкономит деньги, нервы и силы сотрудников.

2. Попробуйте поработать на складе

Все действительно работающие складские системы рождаются не в IT офисах, а непосредственно на складе. Вы никогда не поймете, как все устроено, какие процессы можно упростить, а какие придется добавить, если не посмотрите на все изнутри. Правильный интерфейс, понятные действия и реакция системы — все должно проходить проверку непосредственной работой на месте.

Наша складская система родилась в тот момент, когда я сам помогал на складе и своими глазами увидел все проблемы.

3.  Присмотритесь к услугам фулфилмент-центров

Фулфилмент-центры — те самые склады на аутсорсе. Мы не воспользовались их услугами, потому что наши складские процессы были нестандартными. К тому же в 2011 году, во время старта Mamsy, рынок фулфилмента был в зачаточном состоянии.

Сегодня услугами фулфилмент-центров стало удобнее пользоваться — мы тоже это делаем. Фулфилмент особенно актуален для быстроразвивающихся компаний, которым нужно постоянно растить складские площади. Но чем дальше тема вашего бизнеса от склада — тем более вероятно, что вам не нужен собственный склад. Лучше тратить силы и время на то, в чем вы действительно хороши.

4. Готовое решение — не всегда самое быстрое

Часто интернет-магазины начинают с внедрения стандартного решения и при этом перерабатывают его под себя. Но чем уникальнее процессы на вашем складе, тем больше сил вам понадобится на переделку стандартных решений. Самое сложное при этом — борьба с ненужными действиями в системе, которые постоянно будут замедлять процессы на складе. Например, это могут быть лишние пункты или слишком сложный интерфейс. 

Я знаю случаи, когда компания закрывалась после перехода на стандартную систему — она создавала коллапсы на складе и сильно тормозила процессы. Очень многое зависит от того, насколько стандартный у вас бизнес-процесс. Написать собственное решение с нуля иногда получается быстрей, чем переделывать готовое под свои нужны. 


Материал по теме

Ozon вводит сервисный сбор для владельцев пунктов выдачи

Материал по теме

Яндекс Маркет представил Роборуку со встроенной нейросетью

Материал по теме

Как избавиться от бардака и наладить систему хранения на небольшом складе с экспресс-доставкой

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Ozon вводит сервисный сбор для владельцев пунктов выдачи

Ozon с апреля 2024 года вводит сервисный сбор для партнеров, владеющих пунктами выдачи заказов (ПВЗ). Цель сбора – привлечение новых клиентов, обеспечение доступных цен и продвижение пунктов выдачи. ...

X5 Group тестирует сервис доставки товаров из зарубежных онлайн-магазинов

X5 Group запустила в пилотном режиме новый сервис 5post.market, который позволяет выкупать и доставлять товары из зарубежных интернет-магазинов. На 5post.market представлена женская, мужская и детска...

Сеть Familia и сервис "Подели" запустили оплату по частям

Сеть магазинов Familia с помощью сервиса "Подели" запустила оплату разделить на четыре равных платежа. В момент покупки с "Подели" клиенту нужно оплатить только 25% стоимости, остальная сумма спишетс...

Lamoda запускает собственные бренды одежды

Lamoda готовится к запуску собственных марок женской и мужской одежды, а также спортивных и детских товаров. Об этом свидетельствуют вакансии менеджеров и разработчиков, опубликованные на HeadHunter. В комп...

Яндекс Еда приходит в Киргизию

Сервис Яндекс Еда начал работу в Бишкеке, столице Киргизии. Теперь жители города могут заказать доставку еды из ресторанов и товаров из магазинов через приложение Yandex Go. Киргизия стала шестой стр...

5 рекомендаций, как бренду одежды выделиться среди конкурентов на маркетплейсе

Количество фанатов онлайн-шоппинга ежегодно растет. Вместе с этим увеличивается и конкуренция среди продавцов. Так, в 2023 году селлеров в сфере электронной торговли стало больше на треть. О том, как бренду оде...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.