Как cделать складскую систему за 2 дня и не накосячить

Игорь Бахарев
Создание собственной логистической системы – это наисложнейшая работа, особенно когда товары не хранятся на складе постоянно, а приходят от поставщиков на пару дней, а потом направляются заказчику. В клубе распродаж Mamsy столкнулись с такой проблемой. В результате они нестандартно подошли к проблеме и смогли за несколько дней сделать то, на что в других компаниях уходит годы. Технический директор компании Александр Иванов рассказал нам, как это было сделано, и дал ряд советов тем, кому ещё предстоит строить свою логистику.

Для начала немного о клубе Mamsy

Клуб распродаж Mamsy работает с 2011 года. За семь лет мы прошли путь от небольшого клуба до одного из самых крупных в России ритейлеров детских и семейных товаров: продаем вещи из России, Турции, Европы, США и Канады с огромными скидками. Сегодня в нашем клубе распродаж уже 8 миллионов мам.

Особенность магазина — продажи по модели flash-sales. Мы договариваемся с поставщиками и делаем временную скидку на вещи одного бренда или категорию товаров. Акции-распродажи от разных брендов проводятся на сайте одновременно в течение всего нескольких дней, и у пользователя есть возможность объединить в заказе товары из всех доступных акций.

Особенности нашей складской системы

Модель клуба распродаж крайне выгодная с точки зрения бизнеса в целом, но трудная с точки зрения складской логистики: особенность в том, что товары не хранятся на складе постоянно, а сам он больше напоминает сортировочный центр. Более того, в момент проведения акции на складе нет товаров: заказ поставщику делается только после того, как акция прошла. У поставщика есть 3 дня, чтобы привезти товар на наш склад, а у нас — несколько дней на полный цикл формирования и отгрузки заказа клиентам со всей России.  

За это время нам нужно проверить товар: посмотреть, есть ли брак, и соответствует ли вещь изображению на сайте (цвет, рисунок, качество ткани и швов). И попутно общаться с пользователем в случае каких-то форс-мажоров. Отсюда следует, что складская система должна быть тесно интегрирована с нашей CRM.

Склад надо заводить, пока молодой, часики-то тикают

В первые месяцы работы клуба у нас не было никакой системы. Товары поставщиков раскладывались прямо на стеллажах, а комплектовщики ходили с листами подбора и собирали все по памяти. Тогда заказ мог собираться по 10-15 минут. Скоро мы поняли, что так дело не пойдет, ведь количество заказов быстро росло: частенько бывали случаи, когда всей команде приходилось приезжать на склад и помогать. Тогда мы и придумали собственную систему маркировки и хранения товаров.

Объясню: так как мы заранее знали, к какому заказу относится каждая вещь, мы присвоили каждому товару номер ячейки, равный последним трем цифрам номера заказа. Как только акция закончивалась, все купленные клиентами вещи оказывались в их «личных» складских ячейках. Получается, что все заказы собирались сразу — кладовщику достаточно было их просто упаковать. Мы пронумеровали 1000 ячеек и параллельно написали примитивную систему приемки товаров. На интеграцию и разработку, включая маркировку ячеек, мы потратили всего 2 дня!

3.jpg

Эта система позволила нам собирать заказы за немыслимые пару минут и исключала невероятное число ошибок. Более того, она легко объяснялась «на пальцах», что позволило быстро расширить штат сотрудников склада, не тратя много времени на обучение.

Естественно, мы не остановились на достигнутом — наша самописная система и дальше развивалась. Но простой принцип с тремя последними цифрами прослужил нам несколько лет.

Как работает стандартная складская система

90% складов — обычная ячеистая система хранения. Значит, большинство складских процессов у всех на самом деле одинаковые. Например, пришла поставка. Кладовщик должен принять ее, пересчитать по коробкам, записать в систему. После этого товары принимают поштучно и маркируют. Начинается процесс раскладывания товаров по местам хранения. Бывает, система сама указывает куда положить товар, а бывает, это делает комплектовщик считывая номер на ячейке и привязывая к ней товар, считывая штрих код на товаре. Обычно для этого используется терминал сбора данных (ТСД).

В какой-то момент осуществляется подбор товаров в заказ (например, сделали заказ через интернет магазин) — в системе генерируется лист подбора, и кладовщик снимает товары с полок, формируя заказ на отгрузку. Товар отвязывается от своих мест хранения и уходит на упаковку и отгрузку. Это и называется стандартным складским процессом. Система хранит в себе все перемещения, расположение товаров, всю информацию по ним.

На рынке есть большое количество стандартных складских систем, которые обеспечивают работу всего вышеописанного процесса. Но не стоит раньше времени радоваться: любую готовую систему нужно адаптировать к внутренним бизнес-процессам компании. Чем больше процессы компании будут отличаться от стандартных — тем более трудоемким и сложным будет процесс интеграции стандартной складской системы.

Особенности аусорсных фулфилмент-центров

Еще один уровень складской абстракции — услуги аутсорсинговых складских центров. Вам не нужно думать про систему хранения и аренду своей площади, появляется возможность быстрого и безболезненного масштабирования склада. К тому же, вам не нужно заниматься поиском и обучением сотрудников. И все хорошо, если бы не 2 фактора: цена и интеграция со своей системой. Если цена — более-менее рассчитываемый показатель, то интеграция может преподнести сюрпризы. Она зависит от внутренних процессов вашей компании и готовности аутсорсинга поддержать эти процессы у себя в системе.

Как интернет-магазину быстро создать складскую систему: 4 совета от команды Mamsy

1. Поймите особенности вашего бизнеса

Дьявол кроется в деталях. Эта поговорка будет вашим спутником на все время становления правильной складской системы. Чем раньше вы поймете отличия вашего бизнеса от стандартных систем — тем быстрее оптимизируете все процессы и сможете найти правильный путь развития складской системы. Аутсорс, стандартная система, помощь интеграторов или собственное решение, которое учитывает все особенности вашего бизнеса, сэкономит деньги, нервы и силы сотрудников.

2. Попробуйте поработать на складе

Все действительно работающие складские системы рождаются не в IT офисах, а непосредственно на складе. Вы никогда не поймете, как все устроено, какие процессы можно упростить, а какие придется добавить, если не посмотрите на все изнутри. Правильный интерфейс, понятные действия и реакция системы — все должно проходить проверку непосредственной работой на месте.

Наша складская система родилась в тот момент, когда я сам помогал на складе и своими глазами увидел все проблемы.

3.  Присмотритесь к услугам фулфилмент-центров

Фулфилмент-центры — те самые склады на аутсорсе. Мы не воспользовались их услугами, потому что наши складские процессы были нестандартными. К тому же в 2011 году, во время старта Mamsy, рынок фулфилмента был в зачаточном состоянии.

Сегодня услугами фулфилмент-центров стало удобнее пользоваться — мы тоже это делаем. Фулфилмент особенно актуален для быстроразвивающихся компаний, которым нужно постоянно растить складские площади. Но чем дальше тема вашего бизнеса от склада — тем более вероятно, что вам не нужен собственный склад. Лучше тратить силы и время на то, в чем вы действительно хороши.

4. Готовое решение — не всегда самое быстрое

Часто интернет-магазины начинают с внедрения стандартного решения и при этом перерабатывают его под себя. Но чем уникальнее процессы на вашем складе, тем больше сил вам понадобится на переделку стандартных решений. Самое сложное при этом — борьба с ненужными действиями в системе, которые постоянно будут замедлять процессы на складе. Например, это могут быть лишние пункты или слишком сложный интерфейс. 

Я знаю случаи, когда компания закрывалась после перехода на стандартную систему — она создавала коллапсы на складе и сильно тормозила процессы. Очень многое зависит от того, насколько стандартный у вас бизнес-процесс. Написать собственное решение с нуля иногда получается быстрей, чем переделывать готовое под свои нужны. 


Материал по теме

Ozon расширяет логистическую сеть в Московской области

Материал по теме

Селлеры смогут хранить товары на "Почте"

Материал по теме

Китайские селлеры выступили против "Политики бесплатного возврата"

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Дарксторы в жилых домах под угрозой запрета

Государственная Дума выступила с инициативой запретить размещение дарксторов в жилых домах. Законопроект направлен в Минстрой. Депутаты обосновывают свою позицию постоянным шумом, нарушением санитарных норм...

Онлайн-торговля продолжает давить на офлайн в преддверии распродаж

Российский рынок недвижимости демонстрирует устойчивую тенденцию к снижению активности в офлайн-сегменте. По данным Focus Technologies, в конце октября посещаемость торговых центров сократилась на 4% год к ...

Электроточилки и умные подушки: Мегамаркет выяснил, какие необычные товары покупают россияне

Мегамаркет проанализировал, какие необычные гаджеты покупали россияне на маркетплейсах с января по сентябрь 2024 года. Наибольший интерес среди пользователей вызвали умные подушки, LED-маски для лица, антиг...

Новые способы оплаты как драйвер роста продаж: аналитика

Исследование Института Человека РОМИР показало, что банковская рассрочка, BNPL-сервисы (оплата по частям), электронные кошельки, системы баллов и кэшбека положительно влияют на развитие бизнеса у компаний се...

Lamoda персонализировала главную страницу

Lamoda, ведущий ритейлер в сфере моды, красоты и лайфстайл, внедрила персонализацию на главной странице в своем мобильном приложении. С помощью персонализированного ранжирования с применением искуственного ...

Продавцы маркетплейсов пожаловались на навязывание акций

Селлеры, работающие на крупных маркетплейсах, столкнулись с новой проблемой: их товары без согласия включаются в различные акции и распродажи. По словам Алексея Кожевникова, члена общественного совет...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.