Покупатель в поисках поддержки: несколько советов магазинам

Игорь Бахарев

Бывает, что магазин работает идеально: товар доставляется вовремя, нет проблем с юзабилити сайта, описания товаров четкие и не требуют разъяснений, вся продукция есть на складе и готова к отгрузке, платежи принимаются без сбоев. Бывает. По крайней мере, хочется в это верить. Но чаще всего клиент сталкивается с какой-то проблемой. И тогда лишь хорошая клиентская поддержка может помочь вам сохранить ценного покупателя. Или, наоборот, сделать так, чтобы он больше никогда у вас не появлялся. И хорошо, если только он. Исследователи сервиса Usedesk провели исследование клиентской поддержки. В нём они решили выяснить, как обстоят дела с этой отраслью в eCommerce. Для этого эксперты изучили работу интернет-магазинов и B2B-сервисов – от логистики до маркетинга.

Сколько времени ждать ответов, в какой канал лучше обращаться и стоит ли вообще связываться с eCommerce письменно? Об этом рассказывает CEO компании Usedesk Сергей Будяков.

Как исследовали

Мы взяли топ-100 магазинов 2015 года из рейтинга Ruward и 317 сервисов из Экосистемы eCommerceа Data Insight. Нашли электронные почты компаний, группы в Фейсбуке и Вконтакте, и под видом клиента Анатолия обратились с простыми вопросами.

Магазинам

Здравствуйте! Подскажите, до скольких работает пункт самовывоза? Помогите оформить заказ! Мне надо сегодня только доставку организовать как-то.

Сервисам

Доброго времени суток! Подскажите, какие у вас тарифы и какой порядок заключения договора, сколько это времени займет?

Писали только в рабочее время с 10 до 17 по будням, чтобы не подкидывать поддержке работы под конец дня и не нарушать чистоту эксперимента. В итоге мы получили три метрики:

  • Количество каналов, в которых компании ответили
  • Скорость ответов
  • Качество

На основе этих метрик мы составили общий рейтинг магазинов и сервисов. Но гораздо интереснее выводы, которые стоят за циферками в рейтинге. Расскажем о наших открытиях по порядку.

Куда писать?

Почта 

Клиент Анатолий так и не дождался ответа по почте от половины интернет-магазинов и сервисов. Интересно, что показатель совпал с точностью до 1%, как в аптеке.

 Скриншот 2016-07-05 14.14.59

Общий вывод: Вероятность того, что вам ответят на е-мейл – 50 на 50. Зачем адрес почты указан у компаний на сайте – загадка. eCommerce то ли не умеет, то ли не хочет работать с е-мейлами, поэтому лучше сразу звонить. 

Соцсети 

Интернет-магазины учитывают, что их аудитория обитает во Вконтакте и отвечают там в три раза чаще, чем сервисы.

 Скриншот 2016-07-05 14.39.32 

При этом сервисы не рассматривают соцсети как канал поддержки – на личные сообщения группе ответили примерно 20% сервисов. Это связано с тем, что их клиенты – компании не обсуждают условия сотрудничества и рабочие вопросы в соцсетях. Для общения с провайдерами бизнес скорее предпочтет более надежные и проверенные годами каналы – почту и телефон.

Сколько ждать?

В среднем на письменные обращения по почте и Вконтакте компании отвечают в течение 1-2 часов. Фейсбук – самый медленный канал, в трети случаев вам ответят только на следующий день. 

Скриншот 2016-07-11 14.43.53

Стоят ли ответы ожидания?

Самое большое разочарование – качество ответов. Проверив более 500 сообщений от компаний, я наткнулась на штук 10 действительно хороших, которые смело записала в образец. Над другими хотелось плакать сначала от смеха, а потом от слез, когда стало понятно, что это норма для большинства. Итог – только 6% интернет-магазинов и 14% сервисов заслужили оценку выше 3 баллов и при этом ответили в течение часа.

 Скриншот 2016-07-12 17.48.52 

Компании не умеют общаться с клиентами письменно.

Вот какие 3 главные проблемы можно выделить в содержании ответов:

1. Пересылка

Реальную поддержку в соцсетях почти никто не предоставляет. Компании отфутболивают клиентов в другие каналы – телефон и почту. Учитывая, что и в почте отвечают через раз, клиенту приходится приложить немало усилий и постучаться во все двери, чтобы получить ответ на простой вопрос.

10

Процент компаний, посоветовавших Анатолию написать по почте или перезвонить. Внешняя активность магазинов Вконтакте оказалась фикцией – треть не смогли ответить на вопрос сразу.

Скриншот 2016-07-05 16.18.03

В Фейсбуке таких недоответов было в 3 раза меньше. Компании отвечают медленнее, зато полноценно.

Скриншот 2016-07-11 15.48.54

2. Глухота и безразличие

Компании отвечали на отвяжись: пропускали вопросы, игнорировали претензии, не предлагали решение, требовали дополнительных данных, не объясняя зачем. Иногда складывалось ощущение, что отвечают не тебе, а какому-то воображаемому клиенту.

Скриншот 2016-07-11 16.16.16

Скриншот 2016-07-11 16.54.53

Скриншот 2016-07-11 16.29.47

Скриншот 2016-06-01 17.30.21

Скриншот 2016-06-03 13.04.03

Скриншот 2016-06-03 15.52.17

3. Культура переписки

Вежливость, грамотность, забота о клиенте – в некоторых компаниях это все под запретом, возможно, даже лишают премии, если вдруг поздороваешься в письме или расставишь знаки препинания. Иначе подобные перлы объяснить нельзя.

Скриншот 2016-07-11 18.07.27Скриншот 2016-07-12 22.44.56

А как надо отвечать

Покажу, за какие ответы мы ставили высший балл. Вот здесь все, как надо – почувствуйте разницу.

Скриншот 2016-07-11 19.33.17 Скриншот 2016-07-11 18.48.19Скриншот 2016-07-11 20.13.23 

Хорошими ответами сервисы радовали больше. Компании b2b осознают, что потерянный клиент обойдется дорого и уделяют внимание качеству поддержки. Смертным покупателям не повезло, "вас много, а я один" – к сожалению, только так все еще можно охарактеризовать стиль общения интернет-магазинов с клиентами. И это онлайн, на минуточку, продвинутая сфера. Сравнив оценку магазинов и сервисов, мы обнаружили, что магазины в почте отвечают в полтора раза хуже. 

Скриншот 2016-07-05 16.57.23

Здесь мы копнули чуть глубже, чтобы понять, что скрывается за средней оценкой магазинов в почте 1,8 балла.

Магия хелпдеска

Вернемся на два шага назад. Когда мы задумали исследование, нам было интересно, сколько компаний используют хелпдеск как специальную систему для поддержки вместо обычной почтовой программы и отражается ли это на скорости и качестве ответов. Цифры по сервисам и магазинам снова совпали.

Скриншот 2016-07-05 17.11.43

Треть компаний уже перешли из аутлука в хелпдеск. Мы были уверены, что поддержка с хелпдеском отвечает быстрее и уже готовы были записать это в конкурентное преимущество, но к нашему разочарованию оказалось, что хелпдеск на скорость не влияет.

Скриншот 2016-07-05 17.11.49 

Тогда мы проверили оценки компаний с хелпдеском и без – и наткнулись на любопытное совпадение. Магазины с хелпдеском отвечали почти так же хорошо, как и сервисы, а те, что хелпдеск не используют – как раз в полтора раза хуже. Именно магазины без хелпдеска и потянули вниз общую оценку магазинов в сравнении с сервисами. Было бы заманчиво сделать вывод, что хелпдеск повышает качество ответов поддержки, но правильнее смотреть с другого угла.

Скриншот 2016-07-05 17.40.26

Компании, которые делают ставку на качественное обслуживание, понимают, что работу с обращениями нужно отлаживать – отсортировать письма, назначать ответственных, следить за сроками, снимать статистику и анализировать узкие места. Для решения этих задач компании и используют хелпдеск. Систематизация работы – это только первый шаг. Навели порядок в организации поддержки, выгребли мусор, разложили все по полочкам, теперь можно задуматься и о красоте – научиться грамотно писать, общаться с клиентом на его языке, работать с негативом, создавать положительное впечатление, заботиться о клиенте. В итоге мы видим, что компании с хелпедском предоставляют лучшее обслуживание, потому что они уже перешли на эту следующую ступень. А на каком этапе вы? :)

Чтобы узнать подробнее о результатах исследования, рекомендуем посмотреть полную версию с детальной статистикой, веселыми картинками и комментариями экспертов отрасли, плюс Топ-10 лучших сервисов и компаний здесь.

Материал по теме

Позвонить, написать или тэгнуть в чате: как eCommerce дотянуться до новых клиентов и удержать их

Материал по теме

Чем обернется плохое обслуживание: результаты исследования клиентского опыта потребителей

Материал по теме

Особенности churn rate: почему клиенты уходят и как этого избежать

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Персональные данные: особенности работы в 2025 году

В 2025 году роль персональных данных в электронной коммерции выходит на первый план. Речь давно уже не идет о простой аналитике. Данные клиентов позволяют строить поведенческие модели, прогнозировать покупки...

Что действительно влияет на продажи на маркетплейсах: аналитика Easy Commerce

Цена, отзывы или оформление карточки? Эксперты Easy Commerce (технологического партнера Okkam) проанализировали более 100 000 товаров на Ozon и Wildberries, чтобы выяснить, какие факторы действительно обеспе...

Роскачество назвало лучшие приложения для заказа лекарств

Центр цифровой экспертизы Роскачества провел масштабное исследование 28 популярных мобильных приложений онлайн-аптек. Лучшими по совокупности параметров стали "Ютека", "ЕАПТЕКА", Apteka.ru, "Аптека 36,6" и ...

Онлайн-ритейл обогнал офлайн по расходам на рекламу

В 2024 году российские онлайн-магазины потратили на рекламу 11% от общего объема медиаинвестиций, тогда как традиционные торговые сети — лишь 6%. Такие данные приводят аналитики Group4Media и E+ Awards в ис...

"Магнит" и "Т-Банк" запустили совместный сервис доставки продуктов

Сеть магазинов "Магнит" и "Т-Банк" объявили о старте совместного сервиса доставки продуктов. Теперь клиенты банка могут заказывать товары из ассортимента "Магнита" прямо в мобильном приложении. В кат...

Блогеры в кризисе: как партнерский маркетинг стал спасением для инфлюэнсеров

В прошлом году доходы блогеров серьёзно упали из-за блокировок популярных платформ и сокращения рекламных бюджетов. Однако те, кто перешел на партнерский маркетинг, увеличили прибыль. Эксперты компании Такпр...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» (ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ») (ИНН 7701370771), которому принадлежит веб-сайт e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  6. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» письменного заявления, по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4.
  7. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  8. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.