Меню

Голос регионов: Дмитрий Шатилов (Домашкино.ru, Самара) о региональном рынке eGrocery

Игорь Бахарев
В 2020 году региональный продуктовый ритейл вслед за столичным рынком начал трансформацию. Свои интернет-магазины стали открывать локальные игроки. О региональном продовольственном онлайн-рынке рассказывает директор сервиса "Домашкино.ru" (Самара) Дмитрий Шатилов.

- Каковы перспективы продовольственных интернет-магазинов в России? Потребитель готов покупать продукты online?
- Сегодня продукты питания - главный тренд электронной торговли в России. Он начался пару лет назад в столице и в дни весеннего карантина был подхвачен регионами. Сейчас уже никто не сомневается: продукты питания и товары повседневного спроса в целом становятся главным драйвером развития электронной коммерции. Таким, каким на заре eСommerce в России была электроника, а ещё недавно - одежда.
- В Самаре, кроме вас, есть местные игроки на рынке электронной коммерции или здесь работают только интернет-магазины федеральных сетей? Оцените этот рынок в Самарской области и его перспективы.
- Если говорить про местных игроков, являющихся полноценными интернет-магазинами, то могу вспомнить Ближний.ru от одноименной сети супермаркетов. Он открылся пару лет назад и уже имеет определенную аудиторию. В целом это, конечно, наш конкурент, но у них уклон в крафт и фермерство, в уникальные продукты, которые продаются не везде. Мы же ориентируемся на продажу продуктов из массового сегмента напрямую от ведущих производителей.
Все остальные, включая федеральных игроков, занимаются доставкой из крупных продуктовых сетей. Я бы не назвал их полноценными интернет-магазинами, скорее это службы курьерской доставки. А учитывая, что они берут товар по цене полки торговой сети - а им еще нужно окупить свой транспорт и курьеров - у них гораздо меньше шансов дать выгодное ценовое предложение покупателю.
В любом случае рынок в ближайшее время будет расти. А те, кто сокращает цепочку от производителя до потребителя, как мы, окажутся в более выигрышной ситуации. На это и делаем ставку.
- В чем особенность регионального интернет-магазина?
- Здесь пока нет сформированной целевой аудитории. Сейчас только начинается массовый прирост пользователей. Ясно, что доковидные тенденции будут меняться.
- Как локальные интернет-магазины позиционируют себя относительно федеральных?
- Тут скорее дело не в локальности, а в бизнес-модели. Я думаю, самарцам в любом случае приятнее покупать местное у своих. Мы в этом плане на 100% самарские и, кстати, продаем напрямую от производителей привычные местные продукты, такие как "Пестравка", например.
- Ассортимент - наверное, основная проблема регионального игрока рынка электронной коммерции. Где берете продукты?
- Действительно, поддерживать широкий ассортимент сложно, особенно учитывая наличие скоропортящегося товара. Тем не менее, мы закрываем все категории продуктов питания, которые найдете в большинстве супермаркетов, плюс непродовольственные товары повседневного спроса. Не торгуем только алкоголем и сигаретами: их продажа online запрещена.
Все продукты берем напрямую от производителей, это наш принцип и наша особенность. Таким образом, с одной стороны гарантируем качество продуктов, с другой - обеспечиваем привлекательную цену, сокращая количество перепродающих.
- Как организовали доставку? Где брали машины, курьеров?
- Мы работаем на базе одной из самарских логистических компаний. Она обеспечивает хранение и доставку продуктов. Доставка осуществляется с сертифицированных мультирежимных складов, предназначенных для продуктов питания. Все заказы фасуются по пакетам и пломбируются. Скоропортящиеся продукты везем в термосумках. Работаем и с курьерскими компаниями. Понимаем, что курьер воспринимается покупателем как "лицо" интернет-магазина. Важно, чтобы он был вежливым, опрятным и приезжал вовремя.
- Каков средний чек покупателей вашего сервиса?
- 2000-2500 рублей. Мы запустились недавно и, конечно, не все готовы новому магазину доверить большой заказ. Как правило, средний чек растет с увеличением количества лояльных покупателей.
Замечу, что для желающих попробовать новый для себя магазин и формат заказа действует бесплатная доставка от 1200 рублей: на эту сумму легко набрать товар среди нашего ассортимента.
- Весной по всей стране даже у крупных федеральных игроков были проблемы с доставкой. Она занимала несколько дней. Как вы отработали в этот период?
- И тогда, и сейчас доставляем продукты день в день. Работаем без выходных. Каждый день разбит для удобства клиента на четыре временных слота, например, можно заказать доставку в период с 20:00 до 22:00. До 18:00 можно сделать заказ на доставку день в день.
- Среднестатистический клиент регионального продовольственного интернет-магазина - кто он?
- Сейчас аудитория интернет-магазинов сильно "плавает", сказывается приток людей во время пандемии. Разные категории людей оказались по сути в одной ситуации и все вместе пошли покупать. Если же брать период до пандемии, то в отличие от столицы, где покупают сравнительно обеспеченные люди, которые экономят свое время, в регионах велика доля тех, кому просто неудобно лишний раз выходить из дома - люди с инвалидностью, молодые мамы, пенсионеры. Мы, кстати, хорошо это понимая, делали интернет-магазин простым в использовании, чтобы, условно говоря, даже бабушка смогла в нем разобраться.
Материал по теме

"Яндекс" отчитался о работе своих eCommerce-сервисов

Материал по теме

eCommerce и товарный контент: как снизить расходы на 70%?

Материал по теме

Сбербанк закрыл сделку по "Еаптеке"

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Ozon Express доставит готовую еду из "Азбуки вкуса"

Сервис Ozon Express начал использовать свои дарксторы и для обработки заказов готовой еды. Первым партнером по новому ассортименту стала "Азбука вкуса". На площадке уже представлены порядка 100 товарных наи...

Одноразовые холодильники, универсальные dark kitchen и безопасные электрофургоны: как новые технологии приходят на службу eGrocery

Пандемия дала новый толчок развитию технологий в eCommerce. Увеличение скорости доставки товара, сокращение операционных процессов и срезание костов - вот за что бьются технологические eCommerce компании во...

Сеть Aldi углубляется в онлайн

А немецкий ритейлер Aldi вложит в программу цифровизации около €1,5 млрд. Компания продолжает расширяться в онлайне. В её планах - создать систему, стандартизирующую процессы во всех магазинах сети, а их ок...

Потребители выбрали курьерскую доставку: аналитика банка "Русский стандарт"

По данным банка "Русский стандарт", за минувший год общее число покупок товаров с доставкой курьерской службой выросло на 64% относительно 2019 года, а средний чек увеличился на 13% и составил 5 617 руб. ...

Ян Дюннинг: "Магнит" нарастит долю онлайн-продаж до 5%

"Магнит" планирует построить eGrocery-платформу, способную поддерживать не менее 5% оборота ритейлера. Сегодня компания выполняет более 8000 онлайн-заказов в сутки в 86 городах. Предполагается, что онлай...

Аптекари пошли войной на онлайн-торговлю

В Генпрокуратуру поступила жалоба в отношении интернет-аптеки "Сбер Еаптека" и розничной сети "Здоров.ру". Автором обращение выступает Российская ассоциация аптечных сетей, которая объединяет крупнейших игр...