Голос регионов: Дмитрий Шатилов (Домашкино.ru, Самара) о региональном рынке eGrocery
Игорь Бахарев
- Каковы перспективы продовольственных интернет-магазинов в России? Потребитель готов покупать продукты online?- Сегодня продукты питания - главный тренд электронной торговли в России. Он начался пару лет назад в столице и в дни весеннего карантина был подхвачен регионами. Сейчас уже никто не сомневается: продукты питания и товары повседневного спроса в целом становятся главным драйвером развития электронной коммерции. Таким, каким на заре eСommerce в России была электроника, а ещё недавно - одежда.
- В Самаре, кроме вас, есть местные игроки на рынке электронной коммерции или здесь работают только интернет-магазины федеральных сетей? Оцените этот рынок в Самарской области и его перспективы.- Если говорить про местных игроков, являющихся полноценными интернет-магазинами, то могу вспомнить Ближний.ru от одноименной сети супермаркетов. Он открылся пару лет назад и уже имеет определенную аудиторию. В целом это, конечно, наш конкурент, но у них уклон в крафт и фермерство, в уникальные продукты, которые продаются не везде. Мы же ориентируемся на продажу продуктов из массового сегмента напрямую от ведущих производителей.
Все остальные, включая федеральных игроков, занимаются доставкой из крупных продуктовых сетей. Я бы не назвал их полноценными интернет-магазинами, скорее это службы курьерской доставки. А учитывая, что они берут товар по цене полки торговой сети - а им еще нужно окупить свой транспорт и курьеров - у них гораздо меньше шансов дать выгодное ценовое предложение покупателю.
В любом случае рынок в ближайшее время будет расти. А те, кто сокращает цепочку от производителя до потребителя, как мы, окажутся в более выигрышной ситуации. На это и делаем ставку.
- В чем особенность регионального интернет-магазина?- Здесь пока нет сформированной целевой аудитории. Сейчас только начинается массовый прирост пользователей. Ясно, что доковидные тенденции будут меняться.
- Как локальные интернет-магазины позиционируют себя относительно федеральных?- Тут скорее дело не в локальности, а в бизнес-модели. Я думаю, самарцам в любом случае приятнее покупать местное у своих. Мы в этом плане на 100% самарские и, кстати, продаем напрямую от производителей привычные местные продукты, такие как "Пестравка", например.
- Ассортимент - наверное, основная проблема регионального игрока рынка электронной коммерции. Где берете продукты?- Действительно, поддерживать широкий ассортимент сложно, особенно учитывая наличие скоропортящегося товара. Тем не менее, мы закрываем все категории продуктов питания, которые найдете в большинстве супермаркетов, плюс непродовольственные товары повседневного спроса. Не торгуем только алкоголем и сигаретами: их продажа online запрещена.
Все продукты берем напрямую от производителей, это наш принцип и наша особенность. Таким образом, с одной стороны гарантируем качество продуктов, с другой - обеспечиваем привлекательную цену, сокращая количество перепродающих.
- Как организовали доставку? Где брали машины, курьеров?- Мы работаем на базе одной из самарских логистических компаний. Она обеспечивает хранение и доставку продуктов. Доставка осуществляется с сертифицированных мультирежимных складов, предназначенных для продуктов питания. Все заказы фасуются по пакетам и пломбируются. Скоропортящиеся продукты везем в термосумках. Работаем и с курьерскими компаниями. Понимаем, что курьер воспринимается покупателем как "лицо" интернет-магазина. Важно, чтобы он был вежливым, опрятным и приезжал вовремя.
- Каков средний чек покупателей вашего сервиса?- 2000-2500 рублей. Мы запустились недавно и, конечно, не все готовы новому магазину доверить большой заказ. Как правило, средний чек растет с увеличением количества лояльных покупателей.
Замечу, что для желающих попробовать новый для себя магазин и формат заказа действует бесплатная доставка от 1200 рублей: на эту сумму легко набрать товар среди нашего ассортимента.
- Весной по всей стране даже у крупных федеральных игроков были проблемы с доставкой. Она занимала несколько дней. Как вы отработали в этот период?- И тогда, и сейчас доставляем продукты день в день. Работаем без выходных. Каждый день разбит для удобства клиента на четыре временных слота, например, можно заказать доставку в период с 20:00 до 22:00. До 18:00 можно сделать заказ на доставку день в день.
- Среднестатистический клиент регионального продовольственного интернет-магазина - кто он?- Сейчас аудитория интернет-магазинов сильно "плавает", сказывается приток людей во время пандемии. Разные категории людей оказались по сути в одной ситуации и все вместе пошли покупать. Если же брать период до пандемии, то в отличие от столицы, где покупают сравнительно обеспеченные люди, которые экономят свое время, в регионах велика доля тех, кому просто неудобно лишний раз выходить из дома - люди с инвалидностью, молодые мамы, пенсионеры. Мы, кстати, хорошо это понимая, делали интернет-магазин простым в использовании, чтобы, условно говоря, даже бабушка смогла в нем разобраться.
Подписаться на новости
Прочитаете,
когда вам будет удобно
Свежий дайджест из мира
eCommerce у вас в почте