Главные темы рынка электронной коммерции. Чего ждать участникам отрасли?
Игорь Бахарев
BNPL-сервисы в сегменте B2B
BNPL-сервисы — удобная альтернатива кредитам, которая позволяет совершать покупки в рассрочку, разбивая платеж на несколько частей. Сегодня воспользоваться таким сервисом можно как в крупных сетевых оффлайн-магазинах, так и совершая покупки на маркетплейсах.
Тренд на развитие POS-кредитования и BNPL-сервисов среди физических лиц наблюдается уже несколько лет. По данным Frank RG объем BNPL-рынка в России за 2023 год вырос в несколько раз и составил 0,8% от общего объема электронной коммерции, а к концу 2024 года эта цифра может вырасти более, чем вдвое.
Несомненный тренд, который начнет развиваться в ближайшем будущем — применение BNPL-сервисов для юридических лиц. В B2B-сегменте такой инструмент работает как кредитная карта для бизнеса и позволяет предпринимателям покупать у поставщиков то, что им нужно, не платя сразу. BNPL позволяет отложить оплату на более поздний срок, когда деньги поступят в оборот бизнеса. Подобные сделки могут включать в себя гибкий график платежей, а также скидки при оптовой покупке или досрочной оплате.
Использование такого инструмента поможет упростить B2B-транзакции и обеспечить предпринимателям более быстрый и гибкий путь к получению товаров и услуг. Услуга позволит клиентам расширять ассортимент товаров в соответствии со спросом и быстро адаптироваться к постоянно меняющимся потребностям рынка.
Автоматизация работы на маркетплейсах
Сфера электронной коммерции становится все более персонализированной: алгоритмы маркетплейсов анализируют поведение потребителей, чтобы предлагать им наиболее подходящие товары. Для ведения успешного бизнеса на таких площадках продавцам необходим переход от ручного подхода к автоматизированному. Развитие технологий искусственного интеллекта и Big Data стало настоящим прорывом для селлеров: такие инструменты позволяют значительно упростить и ускорить работу на маркетплейсе.
Использование чат-ботов для автоматизации процессов — это сегодняшняя реальность. Такие боты могут интегрироваться с маркетплейсами и предоставлять широкий функционал, опираясь на данные магазина продавца. Они способны закрывать практически все рутинные задачи селлера: работать с карточками и отзывами, продвигать товар на лидирующие позиции с помощью рекламы, предоставлять аналитику и производить финансовые расчеты.
Грамотное использование таких технологий позволяет не только автоматизировать бизнес-процессы. Анализ данных маркетплейса и конкурентов помогает отслеживать изменения в потребительском поведении и строить предиктивные модели, позволяющие определить эффективные стратегии для масштабирования бизнеса.
Использование API-интеграций для финансирования селлеров
API-интеграции позволяют сделать процесс обмена информацией между компаниями практически мгновенным, упрощая операционные процессы. Тренд на “открытость данных” позволил финансовым организациям начать активно работать с новым для себя сегментом — продавцами маркетплейсов. API-интеграции передают доступ к такой информации как рейтинг продавца, отзывы, динамика продаж. Финансовые организации используют новый пласт данных для построения скоринговых моделей и пользуются ими при принятии решения о выдаче финансирования селлеру.
Однако развитие такого тренда порождает еще одну тенденцию — повышение чувствительности населения к своим персональным данным. Люди все чаще задумываются о необходимости соблюдения “цифровой гигиены” и с осторожностью относятся к передаче информации о себе и своем бизнесе. Это уже давно происходит в европейских странах, а сегодня мы наблюдаем подобное поведение и в России.
Создание экосистем для онлайн-бизнеса
Для организации работы на маркетплейсе предпринимателю требуется множество различных сервисов по логистике, сертификации товаров, упаковке, продвижению. Объединение всех необходимых услуг на одной площадке — это то, к чему сегодня стремится бизнес. В такой экосистеме продавец сможет получить все необходимое в “одном окне”. Экосистемы для онлайн-бизнеса значительно упрощают работу селлеров и делают ее максимально комфортной.
Крупные маркетплейсы создают собственные экосистемы на базе своей площадки, например, предлагая селлерам кредитование, сервисы по рекламе и т.п. В то же время в конкуренцию с экосистемами маркетплейсов вступают экосистемы, построенные по партнерской модели. В них, через удобную бесшовную интеграцию, объединяются независимые бизнесы и каждый из партнеров оказывает свою услугу, сохраняя при этом высокое качество сервиса.
Игроки рынка услуг для электронной коммерции вступают в эпоху серьезной борьбы за клиента. Победить в ней сможет тот, кто предоставит для селлеров наиболее выгодные и удобные решения в одном месте.
Развитие B2B-маркетплейсов
B2B-маркетплейс представляет собой площадку, объединяющую продавцов с поставщиками. Механизм работы схож со стандартными B2C-маркетплейсами, такими как Wildberries и Ozon: клиент заходит на платформу, выбирает понравившийся ему товар и оформляет заказ. Поставщики, аналогично селлерам, размещают на маркетплейсе свои товары, делают фотографии, заполняют карточки и следят за отзывами.
Создание единого пространства для взаимодействия предпринимателей позволяет сравнивать товары от нескольких производителей и выбирать наиболее подходящие для своего бизнеса. На таком маркетплейсе предприниматель может получить все необходимые услуги в одном месте и избавиться от необходимости ездить на закупки и решать проблемы со складским хранением. Более того, на такой площадке представлены товары и крупных сетевиков, и небольших производителей. Так покупатель получает доступ к более широкому ассортименту товаров, а поставщик — возможность конкурировать с лидерами на рынке.
Рынок электронной коммерции продолжит стремительно развиваться, привлекая к себе технологичные решения, позволяющие автоматизировать ведение бизнеса. Использование инновационных технологий значительно упрощает процесс получения товаров и услуг, делая его все более удобным и персонализированным.
Подписаться на новости
Прочитаете,
когда вам будет удобно
Свежий дайджест из мира
eCommerce у вас в почте