Фильтры с ЧПУ для интернет-магазинов: плюсы и минусы с точки зрения SEO

Игорь Бахарев

Умные фильтры помогают генерировать страницы под узкие товарные категории и получать дополнительный трафик. Они же могут привести к серьезным проблемам с SEO. Старший оптимизатор SNOW media Александр Бортников рассказывает, как взять от фильтров только хорошее.

Каждая страница сайта обладает трафикогенерирующим потенциалом. Поэтому расширение структуры проекта — проверенный способ увеличить трафик интернет-магазина. Чем точнее каждая из страниц отвечает на вопрос пользователя, тем проще ее продвигать. Например, список телевизоров Samsung с диагональю 40” будет более релевантным запросу «телевизор самсунг 40 дюймов», нежели каталог с моделями всех марок и размеров.

Часто такие страницы создаются вручную: сначала самые популярные товарные запросы отбирают в Wordstat, затем на сайт добавляют документы с соответствующим контентом. Проблема в том, что много страниц так не сделаешь — слишком велики будут затраты. К тому же, такой подход является несистемным и разрушает логику структуры сайта. А подходящих запросов в некоторых тематиках могут быть сотни или даже тысячи. Получается, что поисковый спрос есть, а соответствующий контент распределен по разным страницам. И ранжироваться по таким запросам сайт может как угодно.

Недавно мы проводили аудит крупного интернет-магазина бытовой техники и электроники. Выяснилось, что люди часто задают запросы вида «акция/скидка + товарная категория + бренд» (например, «скидки на телевизоры самсунг»). На сайте был лишь общий раздел со всеми акциями. В результате пользователи попадали на страницу, содержащую не только нужные им товары, но и кучу лишних. Страница ранжировалась плохо, поскольку не отвечала пользовательскому интенту.

Фильтры нам помогут

В большинстве интернет-магазинов посетитель может уточнить результаты поиска с помощью фильтров. Скажем, отобрать среди вечерних платьев красные, а среди телевизоров — модели с диагональю больше 40”. Веб-мастера обычно закрывают от поисковиков выдачу по таким фильтрам: получившиеся страницы "Яндекс" и Google могут посчитать техническим спамом.


Пример реализации фильтра без ЧПУ - бренд выбран, в url нет ЧПУ

Другой подход, сулящий немалые выгоды с точки зрения SEO, предусматривает внедрение фильтров с ЧПУ. Они позволяют получать результаты поиска в виде индексируемой веб-страницы с «человекопонятным» URL-адресом. Задав свойства товаров, соответствующие фильтрам, и установив правила для генерации заголовков, можно получить страницы под все возможные комбинации товаров и их характеристик.

003.png

Пример реализации фильтра с ЧПУ на сайте сантехники

Вернемся к уже знакомому Samsung с диагональю 40”. Взяв за основу одну категорию товаров и две характеристики, можно сгенерировать сразу четыре страницы фильтров:

Заголовок

ЧПУ

Телевизоры

site.ru/catalog/televizory/

Телевизоры 40”

site.ru/catalog/televizory/40/

Телевизоры Samsung

site.ru/catalog/televizory/samsung/

Телевизоры Samsung 40”

site.ru/catalog/televizory/samsung/40/

На практике характеристик гораздо больше, и благодаря фильтрам можно создать любое количество целевых страниц с минимальными затратами.

Успех? Не совсем.

Где розы, там и тернии

Бывает, что решив одну проблему, получаешь три новых. С фильтрами как раз такая история. У созданных с их помощью страниц есть недостатки:

  • Правила для генерации заголовков и метатегов не могут учитывать всё. В итоге многие заголовки оказываются неудобочитаемыми. А при пересечении трех и более свойств — еще и длинными.

  • Огромное количество страниц «съедает» краулинговый бюджет и замедляет индексирование более важных разделов сайта.

  • Не все комбинации фильтров пользуются спросом у пользователей. Поэтому многие из сгенерированных страниц попросту не принесут трафика.

  • Результаты поиска, в которых используется сразу несколько фильтров (три-четыре и больше), может оказаться мало товаров. Или вообще один. Между тем ассортимент — важный фактор ранжирования.

Таким образом, большое количество малоконтентных сгенерированных страниц может привести к снижению качества всего сайта. В следующем примере внедрение фильтров с ЧПУ поначалу дало положительный результат. Затем страницы начали исключаться из индекса поисковых систем, а трафик постепенно вернулся на прежний уровень:

001.png

Получается, от сгенерированных фильтрами страниц вреда больше, чем пользы? Не совсем.

Дьявол в деталях

Фильтры с ЧПУ помогут продвижению интернет-магазина с большим ассортиментом. А вот маленьким проектам они скорее создадут лишние проблемы. При скромном ассортименте фильтр сгенерирует много страниц с малым числом товаров. Поведенческие факторы у таких URL будут плохими, поисковики посчитают новые документы некачественными и исключат из индекса. Все это отрицательно скажется на положении в выдаче и поисковом трафике.

Ощутимую пользу фильтры приносят в тех случаях, когда ассортимент достаточно широкий и есть поисковый спрос на разные комбинации товаров. Но и тогда не стоит открывать для поисковых систем все страницы. В постановке ТЗ на их генерацию должен участвовать специалист по SEO. Ему нужно отсеять страницы, содержащие слишком мало товаров или не имеющие перспектив в плане привлечения трафика. Затем необходимо настроить корректное формирование ЧПУ и прописать правила индексирования, чтобы поисковикам были видны только полезные для пользователей страницы.

002.png

Бонус: где взять фильтр с ЧПУ

Скорее всего, он у вас уже есть. Поиск по каталогу товаров и фильтрацию результатов поддерживает большинство популярных CMS для интернет-магазинов: 1С-Битрикс, OpenCart и другие. Остается только настроить функционал под конкретный проект. В других случаях, чтобы получать результаты выборки в виде страниц с ЧПУ, придется разработать фильтр самостоятельно или приобрести дополнительный модуль в маркетплейсе вашей CMS. Эти модули — готовые решения, которые быстро устанавливаются и запускаются. Кроме того, их можно кастомизировать под потребности вашего интернет-магазина.

Материал по теме

Пять лучших тактик маркетинга впечатлений

Материал по теме

Как понять почему уходят клиенты и снизить их отток с помощью системного анализа клиентских данных: кейс Petshop.ru

Материал по теме

Игорь Татаренко ("Дочки-сыночки"): как строить работу с контентом в eCommerce

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

CB Insights: ритейл увеличил втрое инвестиции в цифровизацию и автоматизацию

По данным CB Insights, за второй квартал 2021 года инвестиции в розничные технологии приросли на 4% к прошлому кварталу и увеличились втрое по сравнению с прошлым годом до $31,5 млрд, достигнув нового макси...

Shein рвётся в топы российского fashion-рынка

Китайская компания из сегмента ультрафаст-фэшн Shein за год втрое увеличила свою ежедневную аудиторию в России и по этому показателю уже обогнала Lamoda. По данным Mediascope, в апреле на сайт и в мобильное...

ПЭК предупредил о задержках доставки грузов из Китая

В связи с затяжными ливнями и наводнениями сроки доставки грузов из Китая могут вырасти на 3-7 дней, прогнозирует директор филиала ПЭК в Китае Алексей Музеев. Причина - тайфун "Ин-Фа", который 26 июля во вт...

Ультрафреш пришел на смену готовой еде?

По данным iGooods, количество заказов готовой еды и кулинарии из гипермаркетов уменьшилось год к году на 20% в июне-июле. Частота заказов осталась на прежнем уровне - готовая еда и кулинария встречаются в к...

"Магнит" отчитался о продажах eCommerce

Экстраполированная годовая выручка (run rate) онлайн-канала "Магнита" составляет 7,6 млрд руб., исходя из последней недели июня. Сейчас ритейлер выполняет около 15 000 онлайн-заказов в день. Об этом говорит...

Hoff открывает омниканальный гипермаркет

Hoff открывает гипермаркет нового омниканального формата в ТЦ "МЕГА Белая Дача". Важной особенностью нового магазина является его заточенность под онлайн-продажи. Выбор для покупателей в этом гипермаркете н...