ePharma: 6 "подводных камней" при подключении онлайн-продаж в аптечном бизнесе и как их обойти

Игорь Бахарев

Интернет-торговля набирает обороты во всех отраслях, и аптечный бизнес не исключение. Тем не менее, несмотря на очевидные преимущества, подключение онлайн-продаж сопряжено с рядом сложностей. Эксперты по электронной коммерции фармдистрибьютора ООО "ФК ПУЛЬС" рассказали про основные "подводные камни" и способы их преодоления.

Основные преимущества онлайн-продаж для аптек

Онлайн-продажи в аптечном бизнесе предоставляют целый ряд преимуществ, которые делают этот канал привлекательным для аптек. В первую очередь, это расширение клиентской базы. Кроме того, онлайн-торговля позволяет эффективно использовать маркетинговые инструменты для привлечения новых клиентов и удержания существующих.

Процесс подключения к онлайн-продажам является достаточно простым даже, если аптека никогда не работала с eCommerce и не имеет собственных ресурсов и компетенций в этой сфере Многие аптеки уже подключены к интернет-платформам и агрегаторам, таким как POLZAru, Apteka.ru, ZdravCity и др., и имеют опыт в этой сфере. Однако переход к продажам в аптечном бизнесе в формате онлайн таит в себе ряд нюансов, которые необходимо учитывать для достижения успеха.

"Подводный камень" # 1

Ограничения для онлайн-продаж лекарственных средств и меры по их минимизации

Существуют определенные законодательные ограничения на онлайн-продажу лекарственных средств, особенно рецептурных препаратов. По закону, дистанционная продажа таких препаратов запрещена, за исключением тех случаев, когда аптека работает по электронной рецептуре.

Например, аптеки могут использовать модель "click and collect", когда покупатель заказывает лекарство онлайн, а получает его в аптеке при предъявлении бумажного рецепта. Это позволяет соблюдать законодательные требования и одновременно предлагать клиентам удобный сервис.

Особенно это актуально при необходимости купить редкий рецептурный препарат, который можно найти далеко не в каждой аптеке. Тем более, если говорить об удаленных регионах или сельской местности, где есть проблемы с ассортиментом. Если раньше нужно было обойти не одну аптеку в поисках нужного рецептурного препарата, то сейчас можно собрать всю корзину в одном месте и заказать с доставкой в любую удобную аптеку возле дома. Вероятность, что покупатель в следующий раз выберет для оффлайн покупок эту же аптеку - очень высока. В этом и заключается главное преимущество работы с онлайн-площадками - по сути аптека ничего не делает для рекламы, eCommerce сам приводит к ней покупателей.

"Подводный камень" # 2

Технологические вызовы

Одной из главных проблем при внедрении онлайн-продаж является программное обеспечение, которое не поддерживает современные требования eCommerce. Для решения этой проблемы аптекам рекомендуется удостовериться в том, что имеющееся ПО поддерживает необходимые процессы и после этого переходить на поддерживаемые системы, которые позволяют автоматизировать продажи и интегрироваться в реальном времени.

Крупные аптечные сети, как правило, активно развивают свое ПО и стремятся соответствовать современным стандартам. Однако для небольших и отдаленных аптек это может стать серьезным вызовом. Для беспроблемного перехода на онлайн-продажи аптекам рекомендуется обратиться к компаниям, предлагающим интегрируемые решения, совместимые с существующими системами.

"Подводный камень" # 3

Меры безопасности и конфиденциальности при продаже лекарственных средств онлайн

Соблюдение закона о персональных данных является ключевым аспектом при продаже лекарственных средств онлайн. Важно защищать данные клиентов и не передавать их аптекам в открытом виде. Знание этого закона помогает избежать потенциальных штрафов за нарушения и защищает конфиденциальность клиентов.

Информационная безопасность становится все более актуальной в современных условиях. Средние и небольшие аптеки часто не имеют специалистов по информационной безопасности, что делает их уязвимыми для атак. Поэтому здесь сотрудничество с онлайн-платформой тоже дает свои плюсы, так как у eCommerce партнеров есть и специалисты, и технологии, и все необходимые ресурсы для обеспечения кибербезопасности.

"Подводный камень" # 4

Эффективные стратегии маркетинга и продвижения

Производителям рекомендуется работать через профессиональных игроков (POLZAru) это позволит использовать силу бренда онлайн-платформы и инвестировать собственный маркетинговый бюджет максимально эффективно. Ставка на один канал продвижения ограничивает охват аудитории, поэтому лучше распределять бюджеты равномерно и охватывать все возможные каналы.

Кроме того, для достижения максимального эффекта необходимо активно увеличивать долю голоса в рекламе (share of voice). Это можно сделать, покупая рекламное время на телевидении, размещая рекламу на популярных платформах и активно продвигая бренд во всех возможных каналах.

"Подводный камень" # 5

Финансовые и операционные аспекты перехода к онлайн-продажам

Переход к онлайн-продажам требует учета финансовых и операционных аспектов. Автоматизация трудоемких операций, таких как приемка товаров и обработка возвратов, позволяет снизить затраты и повысить эффективность работы аптек. Это особенно важно для точек с высоким потоком клиентов, где время фармацевтов должно быть использовано максимально продуктивно.

Для небольших аптек важно грамотно управлять ассортиментом и использовать возможности eCommerce для продажи товаров, которые не всегда есть в наличии. Это позволяет расширить ассортимент без необходимости хранить большие запасы лекарств.

"Подводный камень" # 6

Извлечение уроков из опыта других стран и компаний

Изучение опыта зарубежных компаний, успешно внедривших онлайн-продажи, может быть полезным для российских аптек. Однако важно учитывать локальные особенности и законодательные требования.

В России рынок eCommerce развивается быстрыми темпами и аптеки, которые смогут адаптироваться к новым условиям и использовать современные технологии, будут в выигрыше. Важно быть гибкими, экспериментировать и адаптировать стратегии под текущие тренды.

Заключение

Переход к онлайн-продажам в аптечном бизнесе открывает новые возможности для расширения рынка и повышения эффективности работы. Важно учитывать все подводные камни, связанные с законодательными, технологическими и операционными аспектами, и работать над их преодолением. Компании, которые смогут адаптироваться и использовать современные инструменты eCommerce, получат значительные преимущества и смогут успешно развивать свой бизнес.

Материал по теме

Яндекс Маркет представил систему планирования поставок по регионам для продавцов

Материал по теме

Приложение Avito пропало из App Store

Материал по теме

ВкусВилл запустил собственный платежный сервис

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Как люди заказывают продукты: аналитика Kokoc Group

16% россиян заказывают продукты или готовую еду на дом ежедневно. Такие данные получили эксперты группы компаний Kokoc Group, которые провели опрос россиян в возрасте от 18 лет. Опрос проводился среди росси...

Автоваз займётся онлайн-продажей подержанных авто

Автоваз и Авто Финанс Банк запустили программу Restart для продажи сертифицированных автомобилей с пробегом онлайн. На сайте restart.auto можно выбрать себе автомобили Lada с пробегом.  Restart предс...

АШАН Ритейл Россия нарастил долю онлайн продаж до 9,5%

По итогам 1 полугодия 2024 доля онлайн-продаж в общем товарообороте АШАН Ритейл Россия достигла 9,5% (+1,5 п.п. по сравнению с аналогичным периодом 2023). Количество онлайн заказов увеличилось на 5%. Прогрес...

Яндекс Маркет представил систему планирования поставок по регионам для продавцов

У продавцов Яндекс Маркета в личном кабинете появилась новая система онлайн-планирования доставки товаров на региональные склады сервиса. Теперь они могут отправить сразу несколько партий с помощью одной зая...

Приложение Avito пропало из App Store

Пользователи iPhone теперь не могут скачать приложение Avito из App Store. Сервис объявлений сам сообщил об этом, добавив, что причины выясняются. Avito рекомендует не удалять уже установленное прило...

OMS в ритейле: улучшаем чекаут, конкурируем с маркетплейсами в логистике и совершенствуем клиентский сервис

Мечта любого ритейла – поток заказов без заминок и изменений. Однако уже после оформления покупатель часто хочет изменить его состав, способ доставки и оплаты. Это страшный сон как IT-команды, так и коммерч...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.