"Эффект бумеранга" во время пандемии: стоит ли ждать массовых возвратов заказов в конце 2020 года?
Игорь Бахарев
По данным CBRE, в США ожидают возвратов праздничных покупок на сумму $70,5 млрд, и у логистов есть все шансы не справиться с этим потоком. Из-за резкого всплеска популярности онлайн-покупок в стране возник дефицит складских помещений.
Мы расспросили представителей российского рынка, чтобы узнать, будут ли у наших компаний затруднения с возвратной логистикой после сезона распродаж.
Январь - время возвратов
Традиционно основной возвратный поток из регионов начнет поступать в январе, а в Москве практически все возвраты поступают в декабре, рассказывает исполнительный директор TopDelivery Алексей Прыгин. Поэтому если сортировочные центры московских курьерок справятся, то уже в декабре товары пойдут интернет-магазинам.
"Однако тут есть нюансы. Дело в том, что есть магазины, которые просто не принимают отказные посылки в конце декабря, например по причине затоваривания или подготовки складов к инвентаризации. Соответственно, курьерским службам важно иметь запас площадей на складе и максимально быстро обрабатывать этот поток", - говорит эксперт.
По его оценке, в зависимости от размера доставщика, необработанные возвраты от нескольких дней и более могут парализовать работу сортировочного центра, так как займут большие площади и затруднят обработку и сортировку входящего потока.
Всё будет хорошо"Данный вопрос надо решать заранее. Например, мы в TopDelivery, просто увеличили количество складских площадей, арендовав дополнительный склад, разделив потоки исходящих и возвратных посылок. Кроме того, с согласия арендатора мы построили резервный навес около склада на 100 паллетомест для временного хранения подготовленных возвратов", - поясняет Прыгин.
С увеличением количества заказов пропорционально увеличивается количество возвратов, объясняет исполнительный директор ReWorker Алексей Жуков. Поэтому когда пик достигает пяти-десятикратного роста к "обычному дню" - это представляет собой вызов, как складской, так и транспортной логистике. И тут зависит от того, кто как подготовился к сезону.
"Однако этот год был необычным - в марте-апреле был неожиданный для всех всплеск практически повторивший новогодний всплеск и многие логисты вошли в текущий новогодний период уже в тонусе, поскольку успели пересмотреть планы и нарастить инфраструктуру. По крайней мере привычной "просадки" логистов последней мили мы, как фулфилмент-оператор почти не ощущаем", - говорит он.
Глава НАДТ Александр Иванов добавляет, что на фоне пандемии мобильность покупателей сильно занижена. Часть людей, которые во время распродаж активно покупали товары в интернет-магазинах потом боятся пойти в ПВЗ и стоять очередь на получение посылки.
Директор по маркетингу IML Анна Макушева также не ждёт перегруженности логистики из-за возвратной волны."Да и вообще во время карантина люди предпочитают пореже выбираться из дома. Так что "возвратная волна" будет, очевидно, в процентном отношении (к числу заказов) чуть выше обычной. Впрочем, неразрешимых проблем, завалов в ПВЗ и прочих ужасов все-таки мы не ждём".
"В электронной коммерции ежегодно растет доля возвратных заказов. Это связано с тем, что клиентские сервисы становятся удобнее для получателей. Интернет-магазины учитывают это, так как вносят вклад в развитие индустрии. Резкого роста доли возвратов при этом не наблюдается, рынок развивается планомерно", - говорит она.Руководитель немецкого подразделения BMJ-logistics Феликс Херсонский напоминает, что в Европе товарооборот в период проведения "Черной пятницы" вырос на 30% по сравнению с прошлым годом, а доля возврата составила около 60%. Однако для многих игроков российского рынка онлайн-торговли данная акция прошла не так удачно, как ожидалось.
"В 75% случаев в заказе из трех позиций возвращаются две. В первые 10 дней после «Чёрной пятницы»-2020 российские ритейлеры уже обработали и вернули на склады около 75% товаров, которые были оформлены, но не выкуплены. Заказы из регионов будут возвращаться весь декабрь и частично в январе 2021-го, но основная часть онлайн-ритейлеров уже вошла в нормальный режим работы", - поясняет он."Чёрная пятница" — запланированное мероприятие, поэтому складские провайдеры и игроки рынка электронной коммерции заранее организовывают перевод некоторых процессов на аутсорс, заблаговременно распределяют отпуска и отгулы сотрудников, а также формируют временные интервалы приёмки грузов, чтобы осуществлять свою деятельность в этот период без сбоев и задержек.
Подписаться на новости
Прочитаете,
когда вам будет удобно
Свежий дайджест из мира
eCommerce у вас в почте