EcomWeek: самое интересное в одной сводке
Игорь Бахарев
Организаторами Фестиваля выступили исследовательское агентство Data Insight, компания iFriday и международное информационное агентство East-West Digital News.
В программу вошли образовательные потоки от ведущих экспертов, бизнес-завтраки, воркшопы, кейс-клуб, фокус-интервью, Ecom Talks и ecom-перформанс.«Ключевая задача Фестиваля — правильный формат и контент для каждого участника. Именно поэтому здесь так много разных по типу секций и целых мероприятий. Эта задача удалась в полной мере: мы сделали совсем новый для России формат. Но мы только начали, и нам есть еще куда развивать его, так что ждите в следующем году еще много новостей», — рассказал соорганизатор Фестиваля, сооснователь агентства Data Insight Федор Вирин.
Важно, что EcomWeek стал площадкой для обсуждения вопросов, которые интересуют в первую очередь участников, а не только спикеров и партнеров мероприятия. Панельные дискуссии помогли собравшимся чуть лучше понять друг друга, бизнесмены получили возможность поделиться интересными кейсами своих компаний, а молодые покупатели рассказали, чего они ждут от интернет-магазинов в будущем.Общие точки
Организаторы мероприятия провели 11 опросов участников Фестиваля с целью понять, какие основные факторы сегодня влияют на eCommerce-рынок. Было выделено 4 важнейших тренда:1) Приход государства, причем не только в лице регулятора и основного макроэкономического фактора, но и источника инвестиций в лице крупных, принадлежащих ему банков. «Важно понимать, что государственные программы, подразумевающие прямые вливания в те или иные компании, еще нигде в мире не отличались высокой эффективностью», — считает соорганизатор Фестиваля Владислав Широбоков.
71% опрошенных организаторами экспертов считают излишним усиление регулирующей роли государства на рынке. При этом 36% участников мероприятия считают, что деньги государства способны принести отдачу и прибыль лишь в долгосрочной перспективе.2) На рынке произошел качественный разворот, от стремления любой ценой привлечь нового клиента к его удержанию, повторным покупкам через повышение качества сервиса. Основным тормозом роста интернет-торговли большинство собравшихся (58%) считают недостаточное доверие покупателей к онлайн-магазинам. «Одной из существенных причин, объясняющих такое положение, является недостаточное доверие к системам, бизнесу контрагента (о котором часто неизвестно) и к средствам правовой защиты. В связи с этим первостепенная задача РОЦИТ и отрасли состоит в стимулировании доверия потребителей, в отношениях между промышленными и торговыми предприятиями, а также на правительственном / государственном уровне», — комментирует директор по развитию и стратегическим коммуникациям РОЦИТ Татьяна Голубовская.
3) Сохраняется высококонкурентная борьба интернет-магазинов, что безусловно стимулирует качественный рост рынка. 34% опрошенных респондентов считает, что главным драйвером роста продаж в 2018 году станет внедрение digital-driven подхода в маркетинге и персонализированная работа с покупателями.4) Постоянно растет роль брендов и офлайн-ритейлеров на рынке eCommerce. 65% собравшихся считают, что именно эти офлайн-игроки станут основным драйвером развития в отрасли. Вместе с тем конкуренция приводит к вытеснению небольших магазинов с рынка. По мнению 43% опрошенных экспертов, в ближайшее время доля малого и среднего бизнеса в отрасли сократится. Впрочем, большинство все равно верят в том, что всегда найдется место для специализированных игроков.
Место для дискуссий
Центральное место Форума заняла панельная дискуссия «Бизнес-модели интернет-торговли, показавшие рост и прибыльность на российском рынке». В ней приняли участие Co-Founder & CEO Lamoda Group Флориан Янсен; директор по директор по развитию бизнеса Яндекс.Маркет Евгений Щепелин; генеральный директор «Ситилинк» Михаил Славинский; CEO DPD в России Николай Войнов, руководитель e-com направления QIWI Russia Станислав Савельев и многие другие эксперты.Лидеры рынка обсудили возможные драйверы роста в условиях спада покупательской активности, тактику и стратегию для развития новых ниш онлайн-ритейла, вред и пользу трансграничной торговли, а также грядущие государственные и частные инвестиции в российский онлайн-ритейл.
В 2017 году россияне ощутили желание людей вернуться к прежней модели потребления. И хотя пока не очень заметно какого-то улучшения доходов, благодаря кредитам покупатели вернулись в магазины, считает генеральный директор компании «Ситилинк» Михаил Славинский. По словам эксперта, в России просто обязан появиться один большой игрок, «Русский Amazon», но когда это случится — непонятно.А вот председатель совета директоров «Юлмарта» Дмитрий Костыгин, напротив, утверждает, что в России уже перепробовали все возможные бизнес-модели. По его мнению, у нас не прижилась «классическая модель» компании Amazon, так как она слишком дорогая и крайне медленная в условиях нашей страны.
Директор проекта Quelle/Otto Ольга Сатановская считает, что российский ритейл не отличается от международного и развивается по похожим правилам: «Глобально люди хотят получить от интернет-магазинов максимально широкий выбор товаров по лучшим ценам с удобными условиями доставки. Или специфичный товар, по которому их могут качественно проконсультировать. И в этом отношении мы четко наблюдаем развитие двух параллельных трендов: с одной стороны глобализация и движение в сторону маркетплейсов, с другой стороны — специализация и уход в ниши. И в этом мы не отличаемся от мировых трендов как минимум с точки зрения глобализации, о чем заявляют такие ведущие игроки рынка как Wildberries и Ozon. Да, безусловно у России есть специфика с точки зрения построения инфраструктуры, особенно ее логистической части, поэтому у нас высока доля собственных курьеров, которых в Европе нет. К тому же низкая доля онлайн-торговли все еще позволяет функционировать большому количеству игроков, среди которых нет лидера, многократно опережающего других. Однако оба этих пункта говорят не о каком-либо особом пути России, а скорее о ее запаздывании в сфере онлайн-торговли на несколько лет», — говорит эксперт.Сооснователь Lamoda Group Флориан Янсен не ожидает в ближайшей перспективе выхода на российский рынок новых международных игроков, как инвесторов, так и ритейлеров: «В прошлом иностранные инвесторы уже вкладывали средства в российский e-commerce, и я думаю, что они продолжат инвестировать. Однако те инвесторы, которые не имеют опыта на российском рынке или подвержены риску, вряд ли будут инвестировать в текущих условиях», — говорит он.
CEO DPD Russia Николай Воинов рассказал о моделях ведения бизнеса его компанией. По его словам, развитие инфраструктуры для интернет-торговли сейчас должно быть экономически оправдано, а одним из способов достижения эффективности выступает совместное пользование инфраструктурой. «Логистические компании как раз выполняют такую объединяющую функцию, на нашей инфраструктуре собраны объемы многих тысяч компаний наших клиентов, что позволяет им сэкономить на развертывании собственных мощностей и пустить эти деньги на собственное развитие!», — заявил он.На панельной дискуссии «Развитие фулфилмента и логистики для онлайн-ритейлеров» ритейлеры и логисты обсудили ожидания рынка электронной коммерции, основы клиентоцентричности и роль диджитализации. Так, директор по операциям myToys Балинт Ачай отметил потребность интернет-магазинов в доставке день в день в пункты самовывоза и в предоставлении покупателю права самостоятельно выбирать временной интервал доставки.
В секции о клиентских сервисах с презентацией о том, как происходит коммуникация с клиентами интернет-магазинов и что определяет их выбор в пользу того или иного продавца, выступила Мария Зайцева, директор по развитию направления B2C DPD: «Доставка напрямую влияет на лояльность онлайн-покупателей, при этом речь идет не только о скорости как таковой, но и о пунктуальности и соблюдении заявленных сроков. Для 85% клиентов важно получать информацию о ходе доставки в реальном времени, а для 80% — возможность выбрать дату и интервал доставки. Отсутствие информации о дате доставки станет барьером к покупке для 83% клиентов», — привела Мария цифры из ежегодного исследования DPDgroup E-Shopper barometer.Лучшие из лучших
Первый день Фестиваля завершился тематической вечеринкой TOP100 Index Party, в ходе которой был представлен рейтинг крупнейшних интернет-магазинов России E-Commerce Index TOP-100 за 2017 год от Data Insight.В рейтинг включены сто крупнейших интернет-магазинов по объему онлайн-продаж по итогам 2017 года.
На третьем месте рейтинга в этом году оказалась дальневосточная сеть DNS. Второе место досталось федеральному электронному дискаунтеру «Ситилинк». Лидером E-Commerce Index TOP-100, как и в прошлом году, стал одежный ритейлер Wildberries.
Также были награждены магазины, которые показали наиболее успешные результаты в росте трафика, конверсии, доле рынка и обороту.В рейтинге 2017 года были введены две новых номинации. Первая из них — «Лучший менеджер интернет-магазина». Приз в ней достался Евгению Усенко (Re:Store). Кроме того был вручен приз лучшей компании, не входящей в топ-100, но активнее всего продвигающейся к этой цели. В этой номинации победил магазин La roche posay.
По словам основателей агентстваData
Insight, в 2018 году ритейлеры из сотни лучших приняли суммарно 150
млн заказов. Общая выручка магазинов достигла 650 млрд рублей. На продавцов
электроники приходятся более четверти продаж (если считать по объему продаж
в деньгах)! На втором месте — магазины одежды, на третьем — универсальные
магазины. По числу продаж очень высоко находятся товары для дома и ремонта.
Средний чек в российских магазинах составляет 4500 рублей.
Число заказов выросло на 23%, а сумма выручки за них — на 22%, при этом у
большинства магазинов из ТОП-100 заказы выросли на 32% в деньгах. По данным
агентства, 88 из 100 магазинов увеличили объем продаж.
Подписаться на новости
Прочитаете,
когда вам будет удобно
Свежий дайджест из мира
eCommerce у вас в почте