Дмитрий Мамонов: "У "Яндекса" вряд ли есть серьезные претензии к нашей работе"

Игорь Бахарев

Дмитрий Мамонов: У Яндекса вряд ли есть серьезные претензии к нашей работе - 1Чуть больше года назад"Яндекс" запустил новый логистический сервис – Яндекс.Доставка. Тогда руководитель Яндекс.Маркета Павел Алешин рассказывал, что таким образом компания хочет содействовать развитию eCommerce в регионах России. Впрочем, конкретных планов не оглашалось. С тех пор представители "Яндекса" были скупы на комментарии и новости.

И вот нам удалось взять интервью у руководителя Яндекс.Доставки Дмитрия Мамонова

С момента официального открытия сервиса вы почти не выходили к прессе, чтобы похвастаться достижениями. Поэтому начнем именно с хвастовства. Чего вы добились за год?

Мы до сих пор не очень хотим хвастаться своими цифрами, особенно сейчас, когда только-только закончился «мертвый сезон». Вот отработаем «высокий сезон», тогда, в начале января, будет что рассказать. Первый год работы был для нас, своего рода, притиркой. Мы пытались найти общий язык с партнерами, договориться о сотрудничестве, наладить операционные процессы. Активно «выходить в массы», участвовать в конференциях, агитировать к нам подключаться и прочее мы начали только с конца апреля. С момента открытия мы стабильно растем месяц к месяцу. Вот в августе мы выросли на 28% относительно июля по количеству заказов, отгружаемых через наш сервис. И это в «мертвый сезон», повторюсь. У нас было небольшое замедление роста в июне-июле, это было связано в том числе с процессом реструктуризации. Мы переводили договоры с партнерами и заказчиками на другое юридическое лицо, были паузы в перечислении денег в магазины.

Вот, раз сами напомнили. Цитирую форум на одном из тематических сайтов: «Перестали выплачивать деньги за заказы с 24 мая. Прислали письмо о задержке на 5 дней, а потом и платежи возобновятся. Сегодня вечером отключился сайт и личный кабинет, а поддержка говорит, что уже не 5 дней, а 7 рабочих, да и то начиная после выходных. Мы прекратили сразу отгружать на единый склад, но хотелось бы продолжить работу, было удобно». Парируйте.

Да, 24 мая “зависли” деньги у некоторых магазинов как раз в связи с переходом на другое юридическое лицо. Но вообще-то стоит сказать, что условия договора мы не нарушили. По договору мы перечисляем деньги «не реже одного раза в неделю» (От редакции: то есть не реже одного раза в пределах календарной недели). Мы 24 мая делали перечисление, а после этого следующее перечисление было в четверг или пятницу на следующей неделе. Так что нарушения не было. (От редакции: 24 мая в этом году пришлось на вторник)

Сколько вам, в среднем, магазин платит за доставку?

Около 280 рублей. По итогам года работы мы, набрав клиентов и объемы, получили у ряда партнеров скидки, которые сейчас транслируем магазинам. Например, у нас есть скидка 20% на доставку через DPD. Далее договорились о скидке 30% на тариф «Эконом» для крупногабаритных грузов, ее мы в этом месяце тоже начнем транслировать в магазины. Также по итогам работы с компанией InPost мы ввели новый тариф - 99 рублей для доставки в Москву, Питер и города-спутники. Все, что войдет в терминал до 10 килограмм можно отправлять по этой цене.

Вы говорите о росте числа отгрузок. А что с числом подключенных магазинов?  В августе вы рассказали нам, что к "Доставке" подключился 1000-й магазин — My Green Style, который специализируется на экологических товарах.

Число магазинов тоже растет. Тысячный к нам подключился в июне. Сейчас их уже больше 1300, поэтому динамика очень хорошая. Это именно те магазины, кто регулярно отправляет грузы Яндекс.Доставкой. Вместе с тем, логистические процессы не очень динамичны с точки зрения подключения к новым доставщикам. Этот процесс происходит офлайн, поэтому многие магазины боятся, щупают, пробуют, тестируют, как все работает. Многие находятся в процессе подключения: кто-то интегрируется, кто-то ждет модулей.

Кстати, многие жалуются на проблемы интегрироваться с вашим сервисом. Что происходит?

Проблемы в первую очередь вызваны тем, что у нас пока нет модулей для популярных CMS-систем. В этом квартале мы договорились с подрядчиками, которые делают  модули. В частности осенью должны появиться модули Bitrix и retailCRM, их ждут много магазинов, чтобы интегрироваться и войти «в сезон» уже с работающим процессом. У нас есть план сделать простую интеграцию через модули для ТОП-10 основных CMS-систем. Мы договариваемся с владельцами движков, которые на своей стороне вшивают модуль, а если нет владельца, то ищем студию, которая для нас это делает.

А у "Мультишипа" не было таких модулей в свое время?

Там были модули, но мы существенно изменили софт и платформу, и эти модули стали неактуальными. Время идет, и сами CMS-системы за это время поменялись, без поддержки все устарело.

Существует ли хотя бы одна CMS-система, про которую вы можете сказать, что если магазин создан на ней, то точно не будет проблем с интеграцией?

Интегрироваться можно практически с любой CMS платфомой, код доступа которой открыт.

Сейчас  есть модуль для RetailCRM, но часть функционала все равно необходимо донастраивать через наш личный кабинет, например, подтверждать отгрузку, печатать документы и прочее. Скоро доработаем совместно с коллегами из RetailCRM.

Какое среднее время подключения магазина? Вот, к вам с нуля пришел магазин. Когда вы его подключите?

Если речь идет о минимальной  интеграции, то в среднем около 7 дней. Это реальное время от момента подачи регистрации, до момента начала отгрузок. И мы хотим сократить это время в два раза.

А кто из этих магазинов реально отгружает вам товары? Есть ли кто-то, кто уходит?

Около 50% отгружают заказы ежемесячно. Есть магазины, которые сами приостанавливают свою деятельность, это не связано с Доставкой. Мы связываемся с магазинами, которые с нами работали и вдруг перестали, чтобы выяснить, что произошло. Обычно оказывается, что просто лето на дворе, спад продаж. Поэтому некоторые магазины отключаются сразу после майских праздников, им выгоднее уехать на дачу и копать картошку, а вернуться в августе-сентябре. Просто поддержка магазина, реклама и прочее дороже, чем прибыль от продаж.

Какие-нибудь планы на развитие в регионах?

Мы пока работаем только с Москвой и Подмосковьем. Планируем осенью включить наш сервис в Питере, и в этом году на этом и остановимся. Мы понимаем, что нужно идти в регионы, но пока большая часть магазинов - это Москва и Питер, нам нужно здесь отработать нашу схему, получить достаточное количество партнеров, нарастить спрос, а только потом идти в другие города.

А что с доставкой в регионы? Какое реальное покрытие? Это не праздное любопытство. Вот еще одна жалоба: «Пытаемся работать с Яндекс.Доставкой, у них катастрофическая ситуация с почтовыми отправлениями. Они декларируют отправку почтой, но забыли отметить, что отправляют далеко не во все почтовые отделения. В результате многие клиенты не могут оформить свой заказ, т.к. даже если у них почта есть - Яндекс туда не шлет». Как быть магазинам?

Могу ответить в цифрах. В текущем состоянии «Почта России» отгружает нашим партнерам посылки в 37500 отделений почтовой связи. Из них в нашем сервисе доступно около 32000. То есть где-то около 5000 отделений пока не задействованы. Это очень мелкие поселки и труднодоступные точки. Плюс мы не показываем те точки, которые доступны только через авиаперевозку либо комбинированную перевозку. Там отдельное ценообразование, мы сейчас думаем, как этот способ доставки к нам интегрировать. Но доля заказов в эти регионы очень маленькая. Кроме этого есть некоторая задержка в синхронизации нашей базы населенных пунктов. Когда мы запускали сервис, в геобазе Маркета было порядка 5000 точек по всей России. Сейчас мы ее увеличили до 31500. И буквально в этом месяце добавится еще около 6000 локаций. 70% жалоб должна исчезнуть.

А где компания может посмотреть, может ли она отправить заказ или нет?

В нашем калькуляторе на сайте, который мы подключили пару месяцев назад. Там есть возможность проверить, есть ли выдача в населенном пункте и сколько доставка будет стоить, ездят ли курьеры, есть ли самовывоз и прочее.

Многие жалуются, что проблема с «Почтой России» заключается в том, что они не принимают по одной посылке, к тому же выгрузка данных у них идет так, что с этим нужно разбираться. Как вы решили эту проблему?

Мы отгружаем заказы через нашего партнера, компанию «РБ логистик». У них уже налажено сотрудничество и никаких проблем с XLS-файлами «Почты» там нет. Кроме того, мы взаимодействуем с новыми сервисами «Посылка-онлайн» и «Курьер-онлайн» и активно думаем, как все процессы упростить.

Ещё на вас жаловались, что у вас есть проблемы с возвратной логистикой. Ряд магазинов испытывал проблемы.

Были сложности с компанией Boxberry, которые в этом году переехали в новый большой сортировочный центр за МКАД. И в связи с этим были некоторые задержки. Всё остальное работает нормально. Товары не реже раза в неделю свозятся в наш сортировочный центр и оттуда их забирают магазины самостоятельно или с очередным забором заказов на доставку курьер привозит все возвратные заказы.

Что с новыми партнерами? Есть ли переговоры с компаниями, типа «Мультишипа»?

Мы как раз по опыту работы с «Мультишипом» решили, что лучше создавать подобный сервис изнутри, чтобы мы сами могли понимать, что происходит и контролировать процесс. Безусловно, мы сотрудничаем с разными студиями, которые занимаются разработкой, но в разовых проектах, например, для написания внешних модулей. Ядро у нас свое, мы пишем его сами.

А логистические партнеры новые какие?

Мы год назад запускались, если вы помните, с 5 партнерами. Вначале были доступны только две службы доставки: «Стриж» и Boxberry. И далее подключили «Аксиомус», DPD и «Почту России». Теперь у нас уже семь партнеров, еще InPost и «МаксиПост». Также на этапе тестирования еще три партнера - PickPoint, ПЭК и СДЭК. Мы хотим, чтобы суммарно было 10, чтобы была представлена вся география.

То есть если договор будет подписан, вы будете доставлять в ящики Qiwi?

Да, мы уже тестируем с ними доставку, впрочем, постоматы у нас уже есть - InPost.

Новые склады не планируете арендовать?

Пока у нас один склад в Москве на базе компании «Стриж». Наш партнер выделил нам отдельное помещение, отдельный персонал. Сейчас мы тестируем второй склад на базе «РБ логистик». У них большой опыт в работе с крупными магазинами, они могут принимать товары большими фурами.

Говорят, что в «Яндексе» есть практика: если рабочая группа по какому-нибудь проекту валит сроки запуска или выведения метрик на запланированные уровни, их расформировывают и набирают новую. Вот скажите, как вы считаете, довольны ли группой «Яндекс.Доставка» в Яндексе? Вы, безусловно, важный стратегический проект, но...

Наша динамика роста положительная, так что вряд ли есть серьезные претензии к нашей работе. Никаких массовых увольнений у нас не было, наоборот, наша команда растет, была в три раза расширена проектная команда, мы эффективно выстраиваем рабочие процессы.

С Дмитрием Мамоновым беседовал главный редактор E-peppr.ru Игорь Бахарев

Материал по теме

Tesco доставит еду дронами за 30 минут

Материал по теме

Walmart запустит доставку дронами

Материал по теме

Wildberries выдаст товары через "Обувь России"

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

"ВКонтакте" представила свой маркетплейс "Маркет"

Социальная сеть "ВКонтакте" представила свой маркетплейс "Маркет". Там уже собраны предложения от 190 тысяч продавцов. Пользователи получат доступ к ассортименту самых разных магазинов - как крупных, так и лока...

На новом маркетплейсе "Почты России" появятся товары Goods

"Почта России" запустила новую товарную витрину внутри своего мобильного приложения. Проект будет работать по модели маркетплейса. Свои товары для этой витрины предоставил Goods, чей ассортимент в 2 млн товаров...

Роберт Трифус (Gucci): "Виртуальный мир создает свою собственную экономику"

Gucci запускает приложение, которое позволит пользователям создавать собственные виртуальные модели кроссовок или переводить в цифровой формат уже существующую обувь. Приложение, которое будет запущено в...

Apple поменяла формат магазинов из-за коронавируса

Apple открыла свой первый пункт выдачи заказов под названием Express Pickup, в который можно заказать различные электронные устройства с сайта "яблочной" корпорации, после чего забрать их из этого мини-магаз...

В Украине разрешили онлайн-продажу лекарств

Депутаты Украинской Рады приняли решение официально узаконить продажу лекарств через интернет. Законопроект №3615-1 принят во втором чтении. Он разрешает не только создание онлайн-аптек, но и даёт право обы...

О том, как продавать больше онлайн, узнают участники eMarketingSib-2020

18-19 ноября 2020 года в Новосибирске уже в шестой раз состоится Сибирская конференция "Эффективный интернет-маркетинг: как получить результат" - eMarketingSib-2020. Организаторами мероприятия выступают Obuv...