Чем грозит интернет-магазину продажа контрафактного товара?

Игорь Бахарев

Irina_Shalova_Zarcyn_cЮрист Ирина Шалова из юридической компании «Зарцын и партнеры» в колонке на E-pepper рассказывает о видах контрафактной продукции и нарушении авторских прав.

Сейчас, в преддверии Нового года объем продаж резко увеличился, и интернет-магазины стараются найти «выгодного» поставщика с привлекательной ценой. Но при выборе поставщика следует быть бдительными.

Так как согласно данным, предоставленным на семинаре Федеральной таможенной службы, в 2015 году импорт контрафакта в Россию увеличился на 50%. 

Если коснуться аналитики за 2015 год, то результаты таковы: 

  1. 14,2 млн единиц контрафактной продукции выявила Федеральная таможенная служба. Настоящий показатель в два раза превышает данные за 2013 и 2014 годы.
  2. Федеральная таможенная служба предотвратила потенциальный ущерб правообладателям на сумму, равную примерно $52 млн, а также передала в суд 721 административное дело, из которых 699 – за незаконное использование чужого товарного знака, а 22 – за нарушение авторских и смежных прав. 

Приведенные выше данные должны заставить владельцев интернет-магазинов задуматься, не является ли товар, который располагается на сайте в настоящий момент, контрафактным. 

 

Как защитить интернет-магазины от «неудачного» приобретения?

Для большей наглядности приведем несколько примеров судебных споров из практики, ведь лучше учиться исключительно на чужих ошибках.

При выборе поставщика 90% интернет-магазинов руководствуются низкой ценой, что является ошибкой. 

ЗАПОМНИТЕ! Интернет-магазин всегда несет ответственность за продажу потребителям контрафактного товара.

Здесь необходимо пояснить, что понимается по контрафактной продукцией.

В текущей редакции ГК РФ (п. 4 ст. 1252) дается исчерпывающее определение контрафакта:
В случае, когда изготовление, распространение или иное использование, а также импорт, перевозка или хранение материальных носителей, в которых выражены результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации, приводят к нарушению исключительного права на такой результат или на такое средство, такие материальные носители считаются контрафактными и по решению суда подлежат изъятию из оборота и уничтожению без какой бы то ни было компенсации, если иные последствия не предусмотрены Гражданским кодексом.

Нормы п. 1 ст. 1515 ГК РФ уточняют положения п. 4 ст. 1252 ГК РФ в отношении товарных знаков:
«Товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно размещен товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение, являются контрафактными».

Следует разделять понятия контрафактный и фальсифицированный товар.

  • Контрафактный товар – товар, находящийся в обороте с нарушением гражданского законодательства.
  • Фальсифицированный товар – товар, сопровождаемый ложной информацией о его составе и (или) производителе.

Можно сделать следующий вывод: контрафактными являются те товары, изготовление, любое использование (включая продажу), импорт, перевозка или хранение которых приводит к нарушению исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации, выраженное в данных товарах. 

Таким образом, главным и ключевым отличием контрафактной продукции от не контрафактной является нарушение интеллектуальных прав. 

Понятие «контрафакт» разнообразно, что позволяет разделить его на следующие типы:

  1. Использование фирменного наименования или товарного знака, очень схожего с широко известным товарным знаком. Обычно производители незначительно видоизменяют товарный знак и распространяют его как оригинальный, что вводит потребителя в заблуждение, и если не проводить детальное ознакомление с продукцией, можно спутать его с оригиналом.
  2. Использование чужого товарного знака без внесения в него изменений одновременно с копированием внешних черт товара. 
  3. «Пиратство» – продажа копий музыкальных, художественных, литературных произведений без разрешения автора или правообладателя. В эту группу можно отнести и безвозмездный контрафакт – распространение таких произведений в сети Интернет.

Любопытные факты из иностранной судебной практики

Судебные иски касаются и таких крупных интернет-магазинов, как eBay. Верховный суд США отклонил иск известного производителя украшений Tiffany and Co, обвинявшего крупный интернет-портал в продаже контрафакта серебряных украшений под брендом Tiffany and Co, поскольку эта претензия не подпадает под законодательство о товарных знаках. 

Ответчик же в свою очередь заявлял, что делает все возможное, чтобы помешать размещению поддельной продукции на своем сайте и таким образом защитить свою репутацию. Расходы eBay на специальные программы, способные обнаружить подделки, составляют около 20 млн долларов в год.

Это не единственное обвинение eBay в продаже контрафакта. Так, в 2009 году eBay выиграл аналогичный процесс у L’Oreal. Правда, годом ранее интернет-магазину не повезло: он проиграл тяжбу, инициированную производителем товаров класса люкс LVMH, и его обязали выплатить компенсацию в размере €38 тыс.

Как разрешаются аналогичные споры в России

Арбитражный суд города Москвы в сентябре 2015 года запретил ООО «Профит», ООО «Электротехпром», ООО «Арго», ООО «Маджеста Плюс» использовать объекты интеллектуальной собственности Apple. Все четыре ответчика в разное время были операторами одного и того же интернет-магазина, через который под видом оригинальной продукции продавался контрафакт, в том числе устройства iPad и iPhone. 

Компания Apple пыталась урегулировать спор в 2013 году в досудебном порядке, но ответчики проигнорировали такое предложение. 

Истец представил в суд заключение эксперта Apple, согласно которому качество и исполнение смартфона, приобретенного в интернет-магазине, не соответствует оригинальному смартфону Apple. 

Арбитражный суд удовлетворил требования истца и решил взыскать с каждого из ответчиков следующие суммы:

  1. «Маджента Плюс» – 1 миллион рублей вместо 5 миллионов рублей, которые требовал истец в исковом заявлении;
  2. «Профит» – 500 тысяч рублей вместо 4,5 миллиона рублей;
  3. «Электротехпром» и «Арго» – по 100 тысяч рублей, а не по 3 миллиона рублей.

Итак, интернет-магазину лучше обязательно:

  1. Проверять всех поставщиков, у которых производится закупка товара.
  2. Запрашивать у поставщика все сертификаты подлинности на продукцию.
  3. Если хотя бы один раз был выявлен факт поставки контрафактного товара – прекратить с таким поставщиком все договорные отношения.
Материал по теме

Власти ограничат рассрочку

Материал по теме

В России опять создадают "Чёрный список" для продавцов контрафакта

Материал по теме

Суд обязал ВсеИнструменты.ру следить за своими остатками

Подписаться на новости

Смотрите также

current-theme

5 рекомендаций, как бренду одежды выделиться среди конкурентов на маркетплейсе

current-theme

Онлайн-продажи продуктов питания: аналитика НАФИ

current-theme

Госмаркетплейс, вперёд лети: мнение экспертов

current-theme

Что не так с приложениями супермаркетов: разбираем 11 ошибок, которые снижают их рейтинг

current-theme

Торговые площадки в соцсетях: большое доверие и большие проблемы

current-theme

Исследование Тинькофф Бизнеса: женщин-селлеров на маркетплейсах стало больше, чем мужчин

current-theme

Онлайн-торговля обгонала розницу: аналитика Сбер

current-theme

Рост продаж на 25% с помощью предиктивной аналитики: кейс онлайн-магазина "ВОИН"

current-theme

"Нужно больше золота": как развить B2B-направление и увеличить прибыль интернет-магазина на 20% за полгода

current-theme

Китайская грамота: на что обратить внимание при заключении договора на поставку товара с китайской фабрикой

current-theme

7 из 10 товаров на онлайн-рынке FMCG по итогам 2023 года были куплены по скидке

current-theme

Когда планировать заказ: оценка логистов

Актуальное сейчас

Ozon вводит сервисный сбор для владельцев пунктов выдачи

Ozon с апреля 2024 года вводит сервисный сбор для партнеров, владеющих пунктами выдачи заказов (ПВЗ). Цель сбора – привлечение новых клиентов, обеспечение доступных цен и продвижение пунктов выдачи. ...

X5 Group тестирует сервис доставки товаров из зарубежных онлайн-магазинов

X5 Group запустила в пилотном режиме новый сервис 5post.market, который позволяет выкупать и доставлять товары из зарубежных интернет-магазинов. На 5post.market представлена женская, мужская и детска...

Сеть Familia и сервис "Подели" запустили оплату по частям

Сеть магазинов Familia с помощью сервиса "Подели" запустила оплату разделить на четыре равных платежа. В момент покупки с "Подели" клиенту нужно оплатить только 25% стоимости, остальная сумма спишетс...

Lamoda запускает собственные бренды одежды

Lamoda готовится к запуску собственных марок женской и мужской одежды, а также спортивных и детских товаров. Об этом свидетельствуют вакансии менеджеров и разработчиков, опубликованные на HeadHunter. В комп...

Яндекс Еда приходит в Киргизию

Сервис Яндекс Еда начал работу в Бишкеке, столице Киргизии. Теперь жители города могут заказать доставку еды из ресторанов и товаров из магазинов через приложение Yandex Go. Киргизия стала шестой стр...

5 рекомендаций, как бренду одежды выделиться среди конкурентов на маркетплейсе

Количество фанатов онлайн-шоппинга ежегодно растет. Вместе с этим увеличивается и конкуренция среди продавцов. Так, в 2023 году селлеров в сфере электронной торговли стало больше на треть. О том, как бренду оде...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.