Чем грозит интернет-магазину продажа контрафактного товара?

Игорь Бахарев

Irina_Shalova_Zarcyn_cЮрист Ирина Шалова из юридической компании «Зарцын и партнеры» в колонке на E-pepper рассказывает о видах контрафактной продукции и нарушении авторских прав.

Сейчас, в преддверии Нового года объем продаж резко увеличился, и интернет-магазины стараются найти «выгодного» поставщика с привлекательной ценой. Но при выборе поставщика следует быть бдительными.

Так как согласно данным, предоставленным на семинаре Федеральной таможенной службы, в 2015 году импорт контрафакта в Россию увеличился на 50%. 

Если коснуться аналитики за 2015 год, то результаты таковы: 

  1. 14,2 млн единиц контрафактной продукции выявила Федеральная таможенная служба. Настоящий показатель в два раза превышает данные за 2013 и 2014 годы.
  2. Федеральная таможенная служба предотвратила потенциальный ущерб правообладателям на сумму, равную примерно $52 млн, а также передала в суд 721 административное дело, из которых 699 – за незаконное использование чужого товарного знака, а 22 – за нарушение авторских и смежных прав. 

Приведенные выше данные должны заставить владельцев интернет-магазинов задуматься, не является ли товар, который располагается на сайте в настоящий момент, контрафактным. 

 

Как защитить интернет-магазины от «неудачного» приобретения?

Для большей наглядности приведем несколько примеров судебных споров из практики, ведь лучше учиться исключительно на чужих ошибках.

При выборе поставщика 90% интернет-магазинов руководствуются низкой ценой, что является ошибкой. 

ЗАПОМНИТЕ! Интернет-магазин всегда несет ответственность за продажу потребителям контрафактного товара.

Здесь необходимо пояснить, что понимается по контрафактной продукцией.

В текущей редакции ГК РФ (п. 4 ст. 1252) дается исчерпывающее определение контрафакта:
В случае, когда изготовление, распространение или иное использование, а также импорт, перевозка или хранение материальных носителей, в которых выражены результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации, приводят к нарушению исключительного права на такой результат или на такое средство, такие материальные носители считаются контрафактными и по решению суда подлежат изъятию из оборота и уничтожению без какой бы то ни было компенсации, если иные последствия не предусмотрены Гражданским кодексом.

Нормы п. 1 ст. 1515 ГК РФ уточняют положения п. 4 ст. 1252 ГК РФ в отношении товарных знаков:
«Товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно размещен товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение, являются контрафактными».

Следует разделять понятия контрафактный и фальсифицированный товар.

  • Контрафактный товар – товар, находящийся в обороте с нарушением гражданского законодательства.
  • Фальсифицированный товар – товар, сопровождаемый ложной информацией о его составе и (или) производителе.

Можно сделать следующий вывод: контрафактными являются те товары, изготовление, любое использование (включая продажу), импорт, перевозка или хранение которых приводит к нарушению исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации, выраженное в данных товарах. 

Таким образом, главным и ключевым отличием контрафактной продукции от не контрафактной является нарушение интеллектуальных прав. 

Понятие «контрафакт» разнообразно, что позволяет разделить его на следующие типы:

  1. Использование фирменного наименования или товарного знака, очень схожего с широко известным товарным знаком. Обычно производители незначительно видоизменяют товарный знак и распространяют его как оригинальный, что вводит потребителя в заблуждение, и если не проводить детальное ознакомление с продукцией, можно спутать его с оригиналом.
  2. Использование чужого товарного знака без внесения в него изменений одновременно с копированием внешних черт товара. 
  3. «Пиратство» – продажа копий музыкальных, художественных, литературных произведений без разрешения автора или правообладателя. В эту группу можно отнести и безвозмездный контрафакт – распространение таких произведений в сети Интернет.

Любопытные факты из иностранной судебной практики

Судебные иски касаются и таких крупных интернет-магазинов, как eBay. Верховный суд США отклонил иск известного производителя украшений Tiffany and Co, обвинявшего крупный интернет-портал в продаже контрафакта серебряных украшений под брендом Tiffany and Co, поскольку эта претензия не подпадает под законодательство о товарных знаках. 

Ответчик же в свою очередь заявлял, что делает все возможное, чтобы помешать размещению поддельной продукции на своем сайте и таким образом защитить свою репутацию. Расходы eBay на специальные программы, способные обнаружить подделки, составляют около 20 млн долларов в год.

Это не единственное обвинение eBay в продаже контрафакта. Так, в 2009 году eBay выиграл аналогичный процесс у L’Oreal. Правда, годом ранее интернет-магазину не повезло: он проиграл тяжбу, инициированную производителем товаров класса люкс LVMH, и его обязали выплатить компенсацию в размере €38 тыс.

Как разрешаются аналогичные споры в России

Арбитражный суд города Москвы в сентябре 2015 года запретил ООО «Профит», ООО «Электротехпром», ООО «Арго», ООО «Маджеста Плюс» использовать объекты интеллектуальной собственности Apple. Все четыре ответчика в разное время были операторами одного и того же интернет-магазина, через который под видом оригинальной продукции продавался контрафакт, в том числе устройства iPad и iPhone. 

Компания Apple пыталась урегулировать спор в 2013 году в досудебном порядке, но ответчики проигнорировали такое предложение. 

Истец представил в суд заключение эксперта Apple, согласно которому качество и исполнение смартфона, приобретенного в интернет-магазине, не соответствует оригинальному смартфону Apple. 

Арбитражный суд удовлетворил требования истца и решил взыскать с каждого из ответчиков следующие суммы:

  1. «Маджента Плюс» – 1 миллион рублей вместо 5 миллионов рублей, которые требовал истец в исковом заявлении;
  2. «Профит» – 500 тысяч рублей вместо 4,5 миллиона рублей;
  3. «Электротехпром» и «Арго» – по 100 тысяч рублей, а не по 3 миллиона рублей.

Итак, интернет-магазину лучше обязательно:

  1. Проверять всех поставщиков, у которых производится закупка товара.
  2. Запрашивать у поставщика все сертификаты подлинности на продукцию.
  3. Если хотя бы один раз был выявлен факт поставки контрафактного товара – прекратить с таким поставщиком все договорные отношения.
Материал по теме

Маркетплейс vs бренд: "Детский мир" проиграл суд Московскому метрополитену

Материал по теме

Правительство принудит маркетплейсы к введению биометрии

Материал по теме

Онлайн-магазины хотят защитить от "сатанинской атрибутики"

Подписаться на новости

Смотрите также

current-theme

"Новая ИИ-физика бизнеса": почему традиционный eCom стагнирует, и как GEO меняет правила игры

current-theme

Новый индекс показал расстановку сил в онлайн-ритейле

current-theme

Как подружиться с алгоритмами маркетплейсов: 5 значимых факторов ранжирования

current-theme

Объем онлайн-продаж за 11 месяцев вырос на четверть: аналитика IBC Real Estate

current-theme

Три главные ошибки в ИИ-стратегиях ретейлеров

current-theme

Эксперты ICSC: Ритейлеры недооценивают силу Gen X

current-theme

Китай меняет правила для онлайн-платформ и ограничивает демпинг

current-theme

Онлайн тянет розницу вверх: оборот торговли в России превысит 60 трлн рублей

current-theme

Как упаковка меняет правила игры на рынке электронной коммерции

current-theme

UX/UI-аудит ювелирного интернет-магазина: как найти барьеры в пользовательском опыте с помощью методов карточной сортировки и «вопросов-историй»?

current-theme

Почему D2C побеждает: eСommerce-подход 12 STOREEZ, который работает лучше маркетплейсов

current-theme

Зумеры уходят к конкурентам при первом сбое заказа

Актуальное сейчас

"Новая ИИ-физика бизнеса": почему традиционный eCom стагнирует, и как GEO меняет правила игры

К 2025 году восприятие ИИ изменилось: из категории "инновационных фич" искусственный интеллект перешел в разряд "базового минимума". Нейросети сейчас - это не только генерация изображений и более естественны...

Заказы с доставкой на "Авито" выросли на 30% за год

В 2025 году количество товаров, заказанных и отправленных через "Авито Доставку", выросло на 30% год к году. Число покупателей, которые в принципе готовы заказывать с доставкой, увеличилось на 13%, а продав...

Новый индекс показал расстановку сил в онлайн-ритейле

Консалтинговая компания NF Group представила новый экономический показатель для оценки покупательской способности и состояния рынка торговой недвижимости - "индекс футболки". Он основан на стоимости базовой...

Онлайн занял пятую часть покупок в Москве - но цифры рынка расходятся

В Москве каждая пятая покупка совершается онлайн, а сервисами интернет-торговли пользуются 80% жителей города. Эти цифры привел Сергей Собянин, выступая с отчетом о работе правительства столицы. По словам м...

Искусственный интеллект Яндекс Маркета распознает подозрительные заказы в ПВЗ

Яндекс Маркет начал использовать искусственный интеллект, чтобы выявлять подозрительные заказы, оформленные с постоплатой. Решение позволит предотвратить мошеннические схемы, когда в пункт выдачи (ПВЗ) зака...

Как подружиться с алгоритмами маркетплейсов: 5 значимых факторов ранжирования

SEO на маркетплейсах уже давно перестало сводиться лишь к подбору ключевых слов. Видимость товара в выдаче зависит от множества факторов: поведения покупателей, скорости доставки, процента возвратов и других...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» (ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ») (ИНН 7701370771), которому принадлежит веб-сайт e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  6. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» письменного заявления, по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4.
  7. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  8. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.
bulu film hd video tastymovie.mobi indian public porn videos dytto dancer sexofvideo.info indian gay x video rape hentau hentai-art.net blazeblue hentai dizon estate compinoy.com glaiza de castro family popuni hentaionly.net hentai nier
تقفيش arabysexy.org مارلي برينكس طياز طريه pornclassic.info فيديو سكس كوري haryanvi chudai video xvideostube.mobi indian hard xnxx tamanna photos in sarees betterfap.mobi malayamxxx xxx sex youtube indianhardcoreporn.com sunny leone porn hub.com
indian sex movies download porntubemania.info indian mother xnxx tamil wife sex ztube.mobi www bangla sax com جنس حلو teenki.com أفلام نيك محارم tamil kamaveri kathai justerporn.mobi indian x videos download 俺を嫌いな女たちと睨まれsex!!~催眠ヂッポでキレても絶頂イキまくり~ javmobile.mobi av バック