Что нас ждет после старта онлайн-продаж лекарств? Мнение экспертов

Игорь Бахарев
В конце сентября на рассмотрение Госдумы поступил законопроект, предусматривающий свободную продажу через интернет безрецептурных лекарств. На днях документ одобрен правительством.

Разрешение позволит значительно увеличить объем лекарств, продаваемых с помощью онлайн-канала, считают эксперты. Рынок может составить от 16,5 млрд до 37,5 млрд рублей. Но так ли всё будет радужно после введения закона? Мы попробовали разобраться, какие проблемы ждут рынок.

Будут ли покупать?


Руководитель отдела продаж "Яндекс.Маркета" Илья Коган убежден, что в настоящий момент подрастает поколение, которые мыслит категориями интернет-шопинга. По мнению эксперта, уже через 3-5 лет покупка и доставка в том числе и лекарственных препаратов через интернет будет привычным процессом. Такое заявление он сделал в ходе аптечного саммита, где эксперты отрасли обсуждали главные трудности онлайн-торговли лекарственными средствами.

В свою очередь директор по развитию НПК "Катрен" Анатолий Тенцер считает, что дистанционная торговля лекарствами похожа на "неуловимого Джо". "Неуловимый, потому что никому не нужный. Населению не нужна доставка на дом", - заявил он.

Нехватка кадров

Есть целый ряд серьезных проблем, которые помешают интернет-продаже лекарств. Например, кадры.

Документ не окажет особого влияния на фармрынок, поскольку в нем содержатся нормы о проверке рецепта и доставке лекарств исключительно сотрудниками с фармацевтическим образованием, напоминает исполнительный директор некоммерческого партнерства «Аптечная гильдия» Елена Неволина. Кроме того, сайт, предлагающий к продаже медикаменты, может открыть только реально зарегистрированная аптека.

Как считает исполнительный директор Ассоциации компаний интернет-торговли Артем Соколов, рынок ждет нехватка профессиональных кадров, которые могут доставлять товар. Впрочем, эксперт рассказал, что в АКИТ уже поняли, где в будущем брать кадры. Ими полны региональные учебные заведения.

Алексей Киселев-Романов (ПАО «Аптечная сеть 36,6») считает, что специалистов с фармацевтическим образованием и в настоящий момент с трудом хватает даже в офлайне. По его мнению, ситуация вряд ли кардинально изменится в ближайшие 2-3 года.

"Если будет принят закон, разрешающий доставку безрецептурных лекарств на дом курьерами с фармацевтическим образованием, то в первое время на рынке будет наблюдаться дефицит подобных кадров. Эту проблему нужно системно решать уже сейчас. Также нужно понимать, что подобные услуги будут стоить дороже услуг обычных курьеров, поэтому говорить о низких ценах на лекарства в данном случае не приходится", - говорит он.

Дорогая доставка

Еще на одну сторону нехватки кадров обращает внимание гендиректор "Риглы" Александр Филиппов. По его мнению, доставка лекарств провизорами будет экономически нецелесообразной: "Фармацевты как специалисты становятся все дороже". Сама "Ригла" вводить онлайн-доставку не собирается.

Директор по развитию научно-производственной компании "Катрен" (сервис по онлайн-заказу лекарств Apteka.ru) Анатолий Тенцер тоже считает, что оплата курьера потребует дополнительных расходов, которые скажутся на ценах на препараты. По мнению эксперта, законопроект Минздрава лоббирует интересы крупных IT-компаний, которые заинтересованы в работе на фармрынке.

Рецептурные лекарства

Еще одна проблема - ограничение доставки лишь списком безрецептурных препаратов. "Мнение ритейла - продавать нужно все, главное решить вопрос контроля", - заявил Соколов.

Пока рынок не готов к дистанционной продаже рецептурных препаратов, полагает Алексей Киселев-Романов.

"У нас нет ни единого реестра электронных рецептов, ни четкой системы контроля за транспортировкой этой группы лекарств до дома. Цена неправильного решения в данном случае будет очень велика", - говорит он.

Координатор Центра ОНФ по мониторингу качества и доступности здравоохранения Николай Говорилин сообщил, что с вступлением законопроекта в силу может увеличиться количество рецептурных препаратов.  
Интересно, что в США, где за соблюдением законов и лицензиями следят гораздо строже, скоро тоже будет принято решение, касающееся онлайн-продаж рецептурных лекарств. Amazon уже до Дня благодарения может начать программу по продаже таких препаратов.

Разрешение неизбежно   

Так или иначе, разрешать онлайн-торговлю лекарствами надо, в этом сходятся большинство игроков рынка. 

Исполнительный директор Российской ассоциации аптечных сетей Нелли Игнатьева напоминает, что сейчас в России, по сути,  есть пиратский онлайн-рынок лекарств, ведь в интернете можно приобрести любой лекарственный препарат, даже не зарегистрированный на территории России. "Получается, что аптеки, которые отчитываются перед государством за свою деятельность, не имеют право этого делать, а те, кто фактически вне закона, — делают", - рассказывает она. 

Гендиректор маркетингового агентства DSM Group Сергей Шуляк в прошлом году оценивал объёмы продаж лекарственных препаратов через Интернет в 700 млн рублей в год. Он уточнил, что при подсчётах учитывались те онлайн-аптеки, которые доставляют лекарства на дом, то есть то, что законодательство сейчас запрещает.

Председатель правления Института развития Интернета и советник президента по Интернету Герман Клименко говорит, что запрещать доставку лекарств - "это бред, потому что у людей есть спрос на это. А когда есть спрос, ничто не может остановить процесс".

Аптеки все активнее выходят в онлайн. Компания "Аптечная сеть 36,6″ (управляет сетями "Горздрав", "36,6", "Норма") совместно с SAP СНГ запустила интернет-аптеку 366.ru. В аптечной сети рассчитывают, что эта площадка поможет нарастить долю интернет-продаж в общей структуре выручки компании с 1% до 10% уже к середине 2018 года.

Материал по теме

Крупнейшие онлайн-аптеки 2023: рейтинг DSM Group

Материал по теме

"Аптечная сеть 36,6" запустила экспресс-доставку безрецептурных лекарств

Материал по теме

Рост цен на лекарства вынуждает покупать меньше, но чаще

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Цены на российском рынке онлайн-рекламы демонстрируют стремительный рост

Стоимость рекламных размещений на маркетплейсах в России за последние десять месяцев существенно увеличилась. По оценкам сооснователя и коммерческого директора Eshopmedia Ларисы Юстус, цены выросли в средне...

Первые итоги распродаж на крупнейших маркетплейсах: сводка

На начало ноября традиционно приходится старт крупнейших распродаж года. Всё начинается с "разогревочных" акций, которые на каждой крупной площадки проходят по-разному. 11 числа проходит распродажа в честь "...

Почта России запускает новую платформу для оптимизации доставки

Почта России представила новую платформу "Постмастер", призванную существенно улучшить работу курьерской службы. Разработанная дочерней компанией ПочтаТех, система упростит работу курьеров и диспетчеров, по...

Самокат встретил Чёрную пятницу "чёрным" ассортиментом

Онлайн-ритейлер Самокат в этом году решил подойти к традиционному сезону распродаж нестандартно. Вместо привычных скидок и акций, компания представила лимитированную линейку продуктов в чёрном цвете. ...

Wildberries повышает конкурентоспособность продавцов: новая функция для кастомизации витрин

Маркетплейс Wildberries расширяет возможности для продавцов, предоставляя новый инструмент для кастомизации витрин магазинов. Теперь продавцы смогут создать уникальный образ своего магазина на платформе, де...

Как правильно разрабатывать мотивационные трейд-маркетинговые B2B программы

Мотивационные программы для дистрибьюторов - это стабильно работающий инструмент повышения продаж, к которому постоянно обращается бизнес. Иногда приобретая на рынке готовые решения у экспертов, иногда самос...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.