Что нас ждет после старта онлайн-продаж лекарств? Мнение экспертов

Игорь Бахарев
В конце сентября на рассмотрение Госдумы поступил законопроект, предусматривающий свободную продажу через интернет безрецептурных лекарств. На днях документ одобрен правительством.

Разрешение позволит значительно увеличить объем лекарств, продаваемых с помощью онлайн-канала, считают эксперты. Рынок может составить от 16,5 млрд до 37,5 млрд рублей. Но так ли всё будет радужно после введения закона? Мы попробовали разобраться, какие проблемы ждут рынок.

Будут ли покупать?


Руководитель отдела продаж "Яндекс.Маркета" Илья Коган убежден, что в настоящий момент подрастает поколение, которые мыслит категориями интернет-шопинга. По мнению эксперта, уже через 3-5 лет покупка и доставка в том числе и лекарственных препаратов через интернет будет привычным процессом. Такое заявление он сделал в ходе аптечного саммита, где эксперты отрасли обсуждали главные трудности онлайн-торговли лекарственными средствами.

В свою очередь директор по развитию НПК "Катрен" Анатолий Тенцер считает, что дистанционная торговля лекарствами похожа на "неуловимого Джо". "Неуловимый, потому что никому не нужный. Населению не нужна доставка на дом", - заявил он.

Нехватка кадров

Есть целый ряд серьезных проблем, которые помешают интернет-продаже лекарств. Например, кадры.

Документ не окажет особого влияния на фармрынок, поскольку в нем содержатся нормы о проверке рецепта и доставке лекарств исключительно сотрудниками с фармацевтическим образованием, напоминает исполнительный директор некоммерческого партнерства «Аптечная гильдия» Елена Неволина. Кроме того, сайт, предлагающий к продаже медикаменты, может открыть только реально зарегистрированная аптека.

Как считает исполнительный директор Ассоциации компаний интернет-торговли Артем Соколов, рынок ждет нехватка профессиональных кадров, которые могут доставлять товар. Впрочем, эксперт рассказал, что в АКИТ уже поняли, где в будущем брать кадры. Ими полны региональные учебные заведения.

Алексей Киселев-Романов (ПАО «Аптечная сеть 36,6») считает, что специалистов с фармацевтическим образованием и в настоящий момент с трудом хватает даже в офлайне. По его мнению, ситуация вряд ли кардинально изменится в ближайшие 2-3 года.

"Если будет принят закон, разрешающий доставку безрецептурных лекарств на дом курьерами с фармацевтическим образованием, то в первое время на рынке будет наблюдаться дефицит подобных кадров. Эту проблему нужно системно решать уже сейчас. Также нужно понимать, что подобные услуги будут стоить дороже услуг обычных курьеров, поэтому говорить о низких ценах на лекарства в данном случае не приходится", - говорит он.

Дорогая доставка

Еще на одну сторону нехватки кадров обращает внимание гендиректор "Риглы" Александр Филиппов. По его мнению, доставка лекарств провизорами будет экономически нецелесообразной: "Фармацевты как специалисты становятся все дороже". Сама "Ригла" вводить онлайн-доставку не собирается.

Директор по развитию научно-производственной компании "Катрен" (сервис по онлайн-заказу лекарств Apteka.ru) Анатолий Тенцер тоже считает, что оплата курьера потребует дополнительных расходов, которые скажутся на ценах на препараты. По мнению эксперта, законопроект Минздрава лоббирует интересы крупных IT-компаний, которые заинтересованы в работе на фармрынке.

Рецептурные лекарства

Еще одна проблема - ограничение доставки лишь списком безрецептурных препаратов. "Мнение ритейла - продавать нужно все, главное решить вопрос контроля", - заявил Соколов.

Пока рынок не готов к дистанционной продаже рецептурных препаратов, полагает Алексей Киселев-Романов.

"У нас нет ни единого реестра электронных рецептов, ни четкой системы контроля за транспортировкой этой группы лекарств до дома. Цена неправильного решения в данном случае будет очень велика", - говорит он.

Координатор Центра ОНФ по мониторингу качества и доступности здравоохранения Николай Говорилин сообщил, что с вступлением законопроекта в силу может увеличиться количество рецептурных препаратов.  
Интересно, что в США, где за соблюдением законов и лицензиями следят гораздо строже, скоро тоже будет принято решение, касающееся онлайн-продаж рецептурных лекарств. Amazon уже до Дня благодарения может начать программу по продаже таких препаратов.

Разрешение неизбежно   

Так или иначе, разрешать онлайн-торговлю лекарствами надо, в этом сходятся большинство игроков рынка. 

Исполнительный директор Российской ассоциации аптечных сетей Нелли Игнатьева напоминает, что сейчас в России, по сути,  есть пиратский онлайн-рынок лекарств, ведь в интернете можно приобрести любой лекарственный препарат, даже не зарегистрированный на территории России. "Получается, что аптеки, которые отчитываются перед государством за свою деятельность, не имеют право этого делать, а те, кто фактически вне закона, — делают", - рассказывает она. 

Гендиректор маркетингового агентства DSM Group Сергей Шуляк в прошлом году оценивал объёмы продаж лекарственных препаратов через Интернет в 700 млн рублей в год. Он уточнил, что при подсчётах учитывались те онлайн-аптеки, которые доставляют лекарства на дом, то есть то, что законодательство сейчас запрещает.

Председатель правления Института развития Интернета и советник президента по Интернету Герман Клименко говорит, что запрещать доставку лекарств - "это бред, потому что у людей есть спрос на это. А когда есть спрос, ничто не может остановить процесс".

Аптеки все активнее выходят в онлайн. Компания "Аптечная сеть 36,6″ (управляет сетями "Горздрав", "36,6", "Норма") совместно с SAP СНГ запустила интернет-аптеку 366.ru. В аптечной сети рассчитывают, что эта площадка поможет нарастить долю интернет-продаж в общей структуре выручки компании с 1% до 10% уже к середине 2018 года.

Материал по теме

Рост цен на лекарства вынуждает покупать меньше, но чаще

Материал по теме

Онлайн-канал в покупке аптечных товаров в 2023 году: аналитика Data Insight

Материал по теме

Эксперимент по онлайн-торговле рецептурными препаратами провалился?

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Постоплата обгоняет предоплату: исследование PIM Solutions

Компания PIM Solutions представила результаты исследования среднего чека за 2023 год. Анализ 66 млн заказов выявил интересную тенденцию: в ряде категорий товаров средний чек при постоплате оказался выше, че...

Россияне и спонтанные покупки: исследование AliExpress

AliExpress провел масштабное исследование, чтобы узнать, как часто россияне совершают незапланированные онлайн-покупки, какие категории товаров чаще всего попадают в корзину под влиянием момента, и в какое ...

Мегамаркет рассказал о результатах работы сервиса примерки косметики

В декабре 2023 года Мегамаркет добавил возможность онлайн-примерки декоративной косметики для своих пользователей. В компании рассказали о результатах первых трех месяцев работы услуги. На данный мом...

Что и как продают женщины в онлайне

Компания Boxberry провела опрос среди женщин, чтобы понять, как они зарабатывают с помощью онлайн-торговли. Выяснилось, что 55% респонденток продают в интернете с разной периодичностью, а 20% делают это еже...

Яндекс Еда идёт в офлайн: новый путеводитель внутри сервиса подскажет, где и что поесть в городе

Яндекс Еда расширяет функционал сервиса — теперь пользователи смогут выбрать заведения для посещения в офлайне в зависимости от предпочтений.  Новый экспериментальный сценарий доступен в приложении в...

Как сделать прогноз эффективности трафика из соц. сетей на товарные карточки Ozon

Маркетологи, которые подключают новый рекламный канал, должны понимать, какой результат ожидать от рекламы, так как от этого зависит выполнение его КПИ. Когда перед глазами аргументированный прогноз по плани...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.