Андрей Ториков (SOKOLOV): о развитии и перспективах ювелирной онлайн-торговли

Игорь Бахарев

Онлайн-продажи ювелирных украшений стартовали с большим отставанием от других отраслей eCommerce. Официально их легализовали лишь в 2019 году. Что поменялось за последние годы? Какие перспективы у рынка? Об этом мы поговорили с Андреем Ториковым, директором по электронной коммерции ювелирного холдинга SOKOLOV.

Можете ли вы как-то оценить рынок онлайн-розницы в категории ювелирных изделий? Насколько разрешение на дистанционную торговлю стало важным для ювелирного ритейла?

Дистанционная продажа изделий из драгметаллов и драгкамней была легализована только в декабре 2019 года, как раз накануне пандемии, которая в случае нашего рынка стала катализатором для взрывного роста. Уже по итогам 2020 года доля онлайн-продаж рынка ювелирной розницы достигла 13%. В 2021 году она была примерно 17%, а по итогам 2022 года составила уже 19% рынка, объем которого примерно 301 млрд рублей.

Мы ежегодно проводим опрос с АКИТом через Яндекс Взгляд, чтобы оценить аудиторию ювелирного eCommerce. В 2022 году из трех тысяч опрошенных жителей крупных городов - мужчин и женщин старше 18 лет - 20% хотя бы однажды покупали в интернете украшение. В 2021 году этот показатель составлял всего 14%. Так что рост идёт, и очень мощный.

Я же правильно понимаю, что мы говорим именно о "белом" рынке? Остались ли какие-то нелегальные игроки?

Если говорить про серый рынок, про тот, который торгует именно в онлайне, он фактически с конца 2019 года, с декабря, легализован. Сейчас чисто технически "серыми" можно назвать тех, кто еще не перебрался на НДС, причём процесс постепенного перехода идёт безостановочно.

/От редакции: напомним, что С 1 января текущего года ИП и организации, занимающиеся производством, продажей изделий из драгметаллов и камней, не могут работать на упрощенке/.

Можно предположить, что на данный момент примерно 40% игроков не перешло на НДС, но это временно. В целом же, рынок наконец-то легализован.

Как на ювелирном ритейле сказался кризис, начавшийся весной 2022 года?

По данным нашего аналитического центра, по итогам 2022 года общий рынок ювелирной розницы России в денежном выражении сократился примерно на 9% и составил порядка 301 млрд рублей.

При этом средний чек с начала года вырос на 22% и составил 6880 рублей. А среднерыночные розничные цены на ювелирные изделия, по данным Росстата, в декабре 2022 года оказались лишь на 14% выше, чем в декабре 2021 года.

У нас очень близкая к этим показателям тенденция. Фактически, если говорить простым языком: в конце февраля - начале марта прошлого года резко повысилась себестоимость металла, на этом фоне весь рынок повысил цены.

Был ли инвестиционный скачок? Люди стали вкладывать деньги?

Да, именно в марте-апреле инвестиционная активность была. Люди понесли деньги в ожидании, что цены будут еще больше расти. Но с мая тенденция начала сходить на нет. Цены плавно снижались вслед за снижением себестоимости металла.

На этом фоне значительно увеличился объем и частота покупок украшений из серебра, а также из золота без вставок. В структуре покупок увеличилось число украшений до 10 тыс. рублей (78% против 73% годом ранее), т.е. выросла популярность более бюджетных украшений.

К началу 2023 года рынок более-менее вернулся. Сейчас клиент готов делать покупки, он в меньшей степени экономит, я бы даже сказал, что мы ожидали чуть более худшего клиентского поведения, чем оказалось на самом деле.

В целом, если говорить про тенденции, которые происходят прям сейчас: с одной стороны, рынок сокращается. Клиенты уменьшили число эмоциональных покупок, перешли в недорогие сегменты (я бы сказал, что так ведут себя 75-80% покупателей). 2022 и 2023 год – это годы роста продаж серебра. На данный момент доля продаж серебряных изделий, если говорить в заказах, выросла до 80%.

Для нас это позитивный тренд, ведь мы работаем на рынке масс-маркет, и у нас основная доля продаж и частотность в серебре. Даже если посмотреть на наш суббренд, там один из фокусов, например, который мы делаем в SKLV – это серебро. То есть мы эти тенденции видим достаточно давно. И, так сказать, подстраиваемся под рынок.

Кроме цены изделий есть новые тренды?

С рынка ушло много иностранных брендов, освободив достаточно значимые интересные ниши.

Растет доля маркетплейсов. В 2022 году до 52% увеличилась доля тех, кто покупал там ювелирные украшения. В прошлом году наше исследование показывало 42%. Прежде всего, это обусловлено популярностью Ozon и WB. 

С ростом популярности маркетплейсов идет борьба за оставшийся на российском рынке рекламный инструментарий. То есть сегодня борьба за клиента приводит к перегреву ставок на рекламных площадках и очень внимательному анализу даже самых малых рекламных кластеров на предмет роста у конкурентов - что где происходит с уходом запрещенных рекламных площадок. Вся история намного сложнее – каждый пытается забрать максимум из оставшихся инструментов.   

Ну и, конечно же, из интересного: всё меньше наших клиентов выбирают курьерскую доставку или ПВЗ (пункты выдачи заказов). Наши магазины становятся предпочтительным местом получения заказов. На сегодняшний день эта доля составляет более 70%. За год она выросла на 40%.

Но это у нас. На рынке другая тенденция: поскольку выросла доля продаж через маркетплейсы, пункты выдачи стали еще более предпочтительным вариантом для получения товара во всех городах независимо от цены покупки (по нашему исследованию, их выбирают в 53% случаев). В ответе на вопрос о способе доставки интернет-заказов, участники опроса также указывали доставку в ювелирный магазин (29%), а 16% выбирали курьерскую доставку. 

А как сказался фактический уход AliExpress? Если вы работаете на масс-маркете, то для вас он должен был быть важным конкурентом.

В свое время, когда мы попробовали выйти на AliExpress (а это было в 2021 году), доля заказов, которая приходила оттуда, была крайне мала. Сейчас, соответственно, уход AliExpress не дал никакого значимого притока числа клиентов. То, что пользовалось спросом На AliExpress – это именно бижутерия, а мы продаем серебро и золото.

Ещё об изменениях. Исторически, в России несколько проблем с онлайн-продажей ювелирки. Одна была связана с логистикой. Ещё недавно даже серебряную цепочку нужно было везти чуть ли в бронированной машине. Рынок как-то решил эту проблему?

Проблему, о которой вы говорите, удалось решить. Безусловно, чтобы возить ювелирные украшения, курьерские службы должны быть зарегистрированы в пробирной палате. Но это не очень сложно. Все, кто хочет возить ювелирку, как крупные, так и мелкие, СДЭК, DPD, все там регистрировались. А никаких бронированных машин уже несколько лет не нужно.

Ещё одна проблема связана с ограничением суммы продажи ювелирных изделий, из-за которых приходится разделять чек на несколько частей, если клиент хочет купить товар на крупную сумму. Вы решили эту проблему?

Увы, она есть и сейчас. Если говорить про доставку на дом и в ПВЗ, мы торгуем в указанном законом диапазоне. Впрочем, в нашем случае есть 487 розничных магазинов, где никаких ограничений по продажам нет. Поэтому всё что касается больших чеков, мы транслируем в розницу. То есть, если клиент заказывает что-нибудь на полмиллиона, на миллион рублей, у него среди способов доставки есть только "самовывоз из магазина".

А если в магазине нет нужного товара?

Не проблема. Мы в любой момент можем привезти товар в нужный магазин и продать его клиенту.

Это если один товар. А если несколько? От схемы "разделения чека" и разных посылок вы отказались?

Да, на данный момент мы не делим чеки и посылки, а просто ведем клиента в офлайн-магазин, мы поняли, что так будет проще всего, как нам, так и клиенту.

Ещё одно важное изменение: отток платежеспособной аудитории. Люди релоцируются в соседние страны. Насколько вы верите в перспективы ритейла, который начинает работать в этих странах?

Одной из главных стратегических целей нашей компании в 2023 году является развитие франшизного направления, в том числе, в Казахстане и Узбекистане. У нас уже открыта доставка в Казахстан, в третьем квартале запускаем там склад по еком. Сейчас средний срок доставки в страну от 5 дней. Быстрее никак не получается, а клиентов достаточно много. И как показывает наши исследования, Казахстан - достаточно несистемный рынок, там много ИПшников. И поэтому там SOKOLOV любят и у нас там достаточно высокие позиции.

Оцените перспективы рынка к концу 2023 года? 

В этом году мы видим оживление рынка и рост среднего чека, превышающий прирост розничных цен, и в целом по рынку по итогам года при отсутствии шоков со стороны внешней среды ожидаем прирост порядка 5% до 315 млрд рублей.

Материал по теме

Sunlight продал на миллиард рублей за три дня

Материал по теме

FMCG-компании в 2024 году делают ставку на онлайн-продажи: аналитика Nielsen

Материал по теме

Только треть онлайн-предпринимателей участвует в распродажах

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Где найти инвестиции в развитие собственных команд разработки: опыт "Здравсити"

Современный темп развития онлайн-торговли невозможно выдержать без развития собственных кросс-функциональных команд разработки. В условиях интенсивного роста бизнеса затраты на аутсорс нецелесообразны. Компе...

Селлеры пожаловались на экстремистов

В 2024 году с проявлениями потребительского экстремизма столкнулись 62% продавцов на маркетплейсах. Как говорится в исследовании, проведенном Федеральным обществом сетевой торговли (ФОСТ), которое объединяе...

"Яндекс" обойдётся без людей

ООО "Яндекс" зарегистрировало новый товарный знак "Товар без человека". Согласно данным Роспатента, бренд охватывает 17 классов Международной классификации товаров и услуг, включая оборудование, роботов, бе...

Ozon готовится выйти на рынок Туркменистана

Ozon активно изучает возможность выхода на туркменский рынок. Об этом сообщила пресс-секретарь компании Кристина Топалова в рамках международной выставки "Türkmentel-2024" в Ашхабаде. Ozon, один из к...

Прогноз: количество покупок в Черную пятницу в 2024 году станет рекордным за последние шесть лет

Количество покупок в дни распродаж в Черную пятницу (29 ноября ― 1 декабря) 2024 года вырастет на 4% по сравнению с показателями прошлого года и станет рекордным за последние шесть лет, выяснил сервис приема он...

Ozon Fresh: Россияне все чаще заказывают готовую еду на дом

Согласно совместному исследованию МТС Банка и сервиса Ozon Fresh, россияне стали значительно чаще заказывать готовую еду на дом. В октябре 2024 года количество заказов из ресторанов и кафе выросло на 11% по...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.