Жёсткая регуляция маркетплейсов: мнение депутата Михаила Делягина и ответ рынка
Игорь Бахарев
Депутат Госдумы Михаил Делягин написал крайне неоднозначную колонку, в которой он поднимает вопрос о необходимости строгого регулирования маркетплейсов. Главный редактор e-pepper.ru Игорь Бахарев побеседовал с крупными экспертами российского рынка eCommerce и выяснил, что они думают о регулировании маркетплейсов.
Позиция депутата
Маркетплейсы, по мнению депутата, приобрели абсолютную рыночную власть. Они создают среду для массовой коммерческой деятельности, минимизируют издержки, но взимают за это плату, которая выражается не только в комиссиях, но и в диктате правил. Делягин считает, что они стали "монополиями качественно более высокого порядка" по сравнению с естественными монополиями, такими как газовые или железнодорожные компании.
"Вырваться за рамки маркетплейса нельзя в принципе, так как он является наиболее удобной и эффективной сферой коммерческой деятельности. Выход из него означает поражение в рыночной конкуренции", — отмечает депутат.
Он утверждает, что большинство участников экосистемы маркетплейсов — продавцы, покупатели, партнёры — не имеют реальных прав. Все изменения в условиях работы вводятся внезапно и без согласования, а отстаивать свои интересы можно лишь в исключительных случаях и только массовыми протестами.
Делягин настаивает на антимонопольном регулировании маркетплейсов, которое должно быть жёстче, чем для традиционных монополий. "Ограничение злоупотреблений возможно только через вмешательство в внутренние правила платформ", — пишет он.
По его мнению, современный рынок, как и экономика в целом, не могут существовать без государственного вмешательства, и регулирование маркетплейсов должно стать частью этого процесса.
Что думают эксперты рынка
Всё уже и так зарегулировано
Вице-президент АКИТ Лия Левинбук напоминает, что в сентябре прошлого года вступил в силу разработанный Федеральной антимонопольной службой России (ФАС России) "пятый антимонопольный пакет" — он уже позволяет применять меры антимонопольного воздействия к участникам цифровых рынков, которыми являются представители цифровых платформ. И после отмены моратория в марте 2024 года, механизмы антимонопольного регулирования стали активно применяться. Проведен анализ рынка маркетплейсов, установлены доминирующие игроки, которым позднее служба выдала предупреждения по ряду практик. Выданные предписания были исполнены участниками "в установленный срок".
"Кроме того, Правительство разместило законопроект о платформенной экономике, который мы концептуально поддерживаем — он соответствует современным запросам и в нем принимаются во внимание интересы всех сторон. Законопроект справедливо распределяет ответственность между всеми участниками процесса: продавцом, площадкой и контролирующим органом. Каждый из них отвечает в своей части за тот объем действий, который от него требуется. Также, в законопроекте определены: порядок взаимодействия с партнерами, с исполнителями, сроки уведомлений, а также частота изменения оферты, досудебный порядок обжалования и многие другие вопросы связанные с прозрачностью отношений с платформой", - уточняет эксперт.
Не стоит также забывать, что помимо "пятого антимонопольного пакета", работа маркетплейсов уже регулируется множеством нормативно-правовых актов. Также существует достаточно развитый институт саморегулирования, руководствуясь правилами которого, в целом сейчас и работает вся платформенная среда.
Поэтому, по мнению АКИТ, нет никакой "новой монополии", — появились различные практики, которые отразились как недопустимые в различных документах и их уже учитывает рынок для выстраивания своей бизнес-модели. "Это, в свою очередь, позволяет обеспечить соблюдение прав сторон платформенного бизнеса", - добавляет эксперт.
Никакой монополии!
Говорить о монополии в условиях, когда на рынке присутствует минимум два сопоставимых в размерах конкурента нельзя, уверен коммерческий директор IQbee Алексей Жуков. Более того, есть и другие торговые площадки, которые развивают не самые маленькие компании российского рынка."Даже об инфраструктурной монополии говорить не приходится, потому, что сети пунктов выдачи торговых площадок составляют франчайзи, которые могут и постоянно выбирают с какой из торговых площадок выгоднее сотрудничать. Покупатели так же не скованы в выборе на каком маркетплейсе совершать покупки. Их выбор - это удобство и цена. На самих площадках ежедневно конкурируют сотни тысяч селлеров, которые фактически вытеснили из страны прошлого "демона" - трансграничную торговлю, сведя её долю до уровня статистической погрешности", - уверяет эксперт.Ведущий аналитик Data Insight Сергей Семко подтверждает, что говорить о монополии маркетплейсов в России сложно, поскольку их доля в общем обороте ритейла страны составляет менее половины.
"Селлеры уже давно используют конкурентную среду маркетплейсов для снижения рисков. Сильные продавцы размещают свои товары на нескольких платформах одновременно, перераспределяя ресурсы в зависимости от условий и привлекательности каждой из них. Это позволяет им сохранять гибкость и минимизировать потери", - уверяет он.
Семко напоминает, что даже в США, где на рынке действительно есть доминирующий игрок, Amazon, ситуация не выглядит катастрофической. Как только условия работы с Amazon ужесточаются, на рынке сразу укрепляют позиции как местные игроки, например Walmart, так и международные площадки, такие как Shein и Temu. Это доказывает, что монополия даже крупнейшего игрока не всегда приводит к уничтожению конкурентов или порабощению селлеров.
Угроза будущему развитию
Любая регламентация останавливает развитие, уверен председатель совета по развитию предпринимательства Международной ассоциации развития маркетплейсов и предпринимателей Алексей Никонов. По его словам, чрезмерное регулирование может остановить рост молодой индустрии.
Может случиться так, что "лекарство" от предполагаемой "болезни" окажется опаснее самой "болезни". Регулирование маркетплейсов может привести к тому, что работа на этих площадках станет менее выгодной для продавцов, предупреждает Семко. В результате вместо решения проблем мы рискуем столкнуться с ухудшением условий и снижением привлекательности маркетплейсов."Почему наши маркетплейсы развиваются так быстро? Потому что у них была свобода действий. Мы лидеры в России, но регулирование без учета специфики рынка приведет к тому, что рост замедлится", - считает он.
Экс-управляющий директор компании "Ситилинк" Дмитрий Кузьмин расписывает ряд очевидных рисков, которыми опасны инициативы регулирования маркетплейсов в России.
1. Снижение инвестиций. Жесткие ограничения могут отпугнуть как отечественных, так и иностранных инвесторов, что замедлит развитие цифровой инфраструктуры.
2. Бюрократизация. Усиление контроля может усложнить работу маркетплейсов, повышая затраты на соблюдение требований и снижая показатели эффективности.
3. Риски коррупции. Механизмы регулирования могут быть использованы для давления на компании, усиливая административные барьеры.
4. Потребительские последствия. Ухудшение условий для маркетплейсов может привести к снижению ассортимента и росту цен для покупателей.
"Важно разработать сбалансированный подход, защищающий участников рынка, но не подавляющий развитие технологий. В этом контексте нужны прозрачные механизмы контроля и поддержка конкуренции", - уверен Кузьмин.Подобные колонки выглядят как прогрев холодной аудитории перед внесением законопроекта о жестком регулировании, а любое излишнее давление на бизнес приводит к его удушению, полагает основатель и руководитель РК Пеппер Джем, серийный предприниматель Светлана Советская. И это при том, что у нас сейчас на государственном уровне объявлена поддержка предпринимательства. Перерегулирование сферы маркетплейсов, в которой действительно занят значимый процент активного населения и предпринимателей, точно не приведет к нужному результату.
"Кроме того, государство уже создало Союз интернет торговли, который призван стать связующим и примирительным звеном между селлерами и маркетплейсами. Дополнительно давить на эту сферу кажется излишним", - считает эксперт.Топ-менеджер ГК "Вальд" Павел Смирнов напоминает, что сейчас и так уже разрабатывается несколько законопроектов, существенно ужесточающих работу крупных площадок. Так, согласно идеям, внесенным в законопроект, разрабатываемый Минпромторгом, предлагается приравнять маркетплейсы к торговым сетям и запретить им превлекать к работе самозанятых. Что не корректно, ведь таким образом маркетплейсы впрямую приравниваются к торговым сетям, не учитывая специфики работы электронной торговли.
Не ритейлер, а инфраструктурный проект
Независимый эксперт по инновациям в ритейле, сооснователь New retail и Project Line Борис Агатов согласен с тем, что маркетплейс сегодня — это не просто ритейлер, а крупный инфраструктурный проект. Такой подход требует, безусловно, пересмотра привычного отношения и нового взгляда на эту бизнес-модель. Однако, полагает эксперт, Делягин упустил ключевую причину монополистической природы маркетплейсов.
"Маркетплейсы существуют в онлайн-среде, которая кардинально отличается от физического мира: здесь нет границ, переключение покупателя с одного сервиса на другой занимает всего доли секунды. Такое унифицированное пространство создает благодатную почву для глобальных монополий. Amazon, социальные сети, агрегаторы такси — все они стали лидерами в своих сферах именно благодаря этой бесшовности цифровой среды", - поясняет Агатов.
Поэтому регулирование цифровых активов должно учитывать их природу: необходимо рассматривать маркетплейсы именно как инфраструктурные проекты. Это накладывает ответственность за решение вопросов безопасности, ценообразования, оптимизации транзакционных издержек и других ключевых аспектов.
Что будет дальше?
Глава НАДТ Александр Иванов считает, что словом "монополизм" Делягин пытается объяснить особенность любого рынка. Испокон веков на любом рынке выживают не все, остаются единицы, доля рынка которых, логично, возрастает."Насчет добровольного бесправия - да, все так и есть, в этом отношении ситуация у нас уникальная, так как у нас не существует конкуренции, как в Китае, и понятия естественных прав (в данном случае - прав предпринимателя, продающего через МП) нет тоже", - уточняет эксперт.Иванов уверен, что в обозримом точно появятся новые законы, придуманные специально под маркетплейсы. Их введут вместо того, чтобы скорректировать существующие законы о торговле под реалии рынка eCommerce.
"И подобные "законодательные костыли", увы, обязательно будут противоречить существующим. Иначе не бывает. Это логично для системы, которая привыкла не опираться, как в других государствах, на права и суд, защищающий не только строки закона, но и природное право. Что точно не будет сделано - так это не появится программа действий для исправления искажений. До механизма тонких настроек дело точно не дойдет", - убеждён эксперт.Что можно было бы реально сделать? Например, унифицировать карточки товара и информацию, в них содержащуюся. Такая унификация, полагает Иванов, позволила бы мерчанту легко перейти с одного маркетплейса на другой (или выступать с товаром на всех сразу).
Владелец бренда женской одежды Carla Domiani, селлер с ежемесячным оборотом в заказах 184 млн рублей, основатель онлайн-школы WB School Татьяна Опутина считает, что в обозримом будущем, в 2025 году, рынок маркетплейсов очистится.
"Уйдут необученные, неумелые псевдопредприниматели, которое залетели туда на волне хайпа в надежде заработать миллионы и ничего не делать. Политика продавцов тоже изменится, так как придется соответствовать жестким требованиям площадок, которые в 2024 году ввели много ограничений и новшеств. Например, на фоне дополнительных сборов существенно изменился расчет юнит-экономики за единицу товара. Интересно, как будет развиваться рынок дальше, надеемся, что регулирование государством этой монополии даст возможность всем участникам быть во взаимовыгодных условиях", - заключает она.
Возможна монополизация?
Сразу несколько чиновников в последнее время говорили о необходимости ещё больше "закручивать гайки" в отношении маркетплейсов. На этом фоне (и, особенно, в рамках ситуации с компанией Wildberries) на рынке ходит слух о предстоящей частичной монополизации таких площадок.
По мнению Агатова, крупные инфраструктурные проекты в перспективе могут стать объектами национализации. "Важно понимать, что речь идет не о попытке ограничить их развитие, а о стремлении обеспечить их стабильность и устойчивость в интересах общества", - говорит он.
Иванов полагает, что в обозримом будущем можно ждать появления "государственных маркетплейсов", о которых так давно говорят чиновники. Будут ли это национализированные существующие площадки или какие-то новые госкорпорации - покажет время.
Подписаться на новости
Прочитаете,
когда вам будет удобно
Свежий дайджест из мира
eCommerce у вас в почте