"Ждун" наносит ответный удар

Игорь Бахарев
ООО "Си Ди Лэнд контакт", владеющее правами на бренд "Ждун", раз за разом выигрывает иски против компаний, которые использовали этот образ. На днях Арбитражный суд Москвы взыскал 25 тысяч рублей компенсации с ФГУП "Почта России". Правообладатель "Ждуна" требовал от ответчика 50 тысяч рублей компенсации за незаконное использование образа.

В прошлом году омбудсмен в сфере интеллектуальной собственности Анатолий Семенов рассказывал E-pepper.ru о том, что не исключает "тысяч исков" из-за использования образа Ждуна в интернете. С тех пор "Си Ди Лэнд контакт" уже многократно одерживала победу в судах.

Управляющий партнер юридической фирмы «Гин и партнеры» Кира Гин напоминает, что торговать куклами «Ждун» очень опасно, если у магазина нет лицензионного соглашения с правообладателями. Согласно картотеке арбитражных дел (kadr.arbitr.ru), компания "Си Ди Лэнд Контакт", лицензиат части авторских прав на "Ждуна", подала десятки исков от Хабаровска до Калининграда к юридическим и физическим лицам на нарушение авторских прав. Последний иск в 2018 году был подан 25 декабря. 

По многим из этих исков суды удовлетворяют требования исцов. Например, в декабре арбитраж взыскал 313 тысяч рублей с производителя мягких игрушек "Играмир", а 23 августа присудил компании "Си Ди Лэнд Контакт" 8,6 миллиона рублей компенсации с ПАО "Мегафон".

По состоянию на сентябрь 2018 года, суды удовлетворили около 30 заявлений истца о взыскании компенсации с продавцов игрушек. Арбитражи взыскали с ИП и фирм 10,9 млн рублей. В судах рассматриваются более двадцати аналогичных исков. В частности, в московском арбитраже находятся на рассмотрении иски этой компании к ООО "Интернет решения" (магазин Ozon) и АНО "Народная команда — хоккейный клуб "Спартак".

"В исках правообладатель просит взыскать компенсацию на основании ст. 1301 ГК РФ. Правообладатель действует тщательно, как «курочка по зернышку» собирает компенсацию с нарушителей любого размера. Подает иски на десятки тысяч рублей (например, в июньском деле в г.Котлас Архангельской области с ИП взыскано 30 тыс. рублей компенсации) до нескольких миллионов рублей, как в деле с Мегафоном", - говорит Кира Гин. 

Истец действует по одной и той же схеме: его представитель направляется в магазин, приобретает «Ждуна», далее представляет вместе с иском в суд чек, компакт-диск с записью приобретения товара, излагает претензию за нарушение исключительные прав и идет в суд. 

"На мой взгляд, эта ситуация похожа на чей-то бизнес, который грамотно использует российское законодательство, ловит ИП и другие компании покрупнее на нежелании соблюдать интересы правообладателя, в каких-то случая по недомыслию, в каких-то из-за неграмотных юридических служб. Согласно картотеке суда, правообладатель ООО "Си Ди Лэнд Контакт"судился еще с 2013 года, но тогда не существовало «Ждуна», тогда истец действовал в интересах «Смешариков», требуя компенсации за нарушение авторских прав", - считает юрист. 

Гин настоятельно советует тем интернет-магазинам, кто имеет в продаже «Ждуна», изучить иски, имеющиеся в открытом доступе, чтобы заранее знать, к каким претензиям и финансовым потерям нужно быть готовыми. "Далее решайте сами - снимать с реализации «Ждуна», рисковать или заключить лицензионное соглашение, чтобы избежать претензий правообладателей", - добавляет она.

В апреле 2017 года истец заключил лицензионный договор с создательницей "Ждуна" Маргрит ван Бреворт. ООО "Си Ди Лэнд контакт" обладает исключительными правами на персонажа на территории России, Белоруссии и Казахстана. Скульптура Homunculus loxodontus была создана весной 2016 года для больницы Лейденского университета. Автор заявляла, что, когда создавала этот образ, думала о людях, которые сидят в очереди к врачу в ожидании диагноза или лечения.
Материал по теме

"Ждун" пошел войной на интернет-магазины

Материал по теме

Торговля "Ждунами" перестала быть безопасной

Материал по теме

Роскомнадзор запретил продавать игрушечные авто

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Скидки на маркетплейсах теряют доверие: более половины россиян сомневаются в выгоде

Более половины россиян не верят в реальность скидок на маркетплейсах, показало исследование A2:Research. Лишь 2,1% покупателей сразу совершают покупку под влиянием акции, а 36,5% не чувствуют существенной э...

Gen Z предпочитает осознанные покупки импульсивным?

Новое исследование Snapchat и Portas Agency опровергает стереотип о том, что поколение Z склонно к спонтанным тратам. Согласно опросу более 2000 представителей этой возрастной группы в Великобритании, 95% р...

Юные пользователи сервисов доставки: дети осваивают онлайн-заказы с дошкольного возраста

Современные дети начинают пользоваться сервисами доставки еды значительно раньше, чем предыдущее поколение. Как показало исследование сервиса доставки еды "Чиббис", проведённое в мае 2025 года, 53% родителе...

Рынок экспресс-доставки растет: главные тренды и цифры 2025 года

Объем срочных отправлений в России в 2025 году значительно вырос, показало совместное исследование "Сравни" и СДЭК. При этом ключевым критерием выбора сервиса для 57% клиентов остается не скорость, а надежн...

Онлайн-продажи лекарств в России: скромная доля, но бурный рост

Аналитики RNC Pharma подсчитали, сколько россияне тратят на лекарства в интернете. По данным за январь–май 2025 года, на онлайн-аптеки с доставкой пришлось всего 1,1% всего фармрынка. Но если три года назад...

Ситилинк удвоил сеть партнерских ПВЗ

Ситилинк за полгода увеличил партнерскую сеть пунктов выдачи заказов (ПВЗ) до 20 000 точек – в два раза больше, чем в начале года. География доставки охватывает 2700 населенных пунктов, включая отдаленные р...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» (ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ») (ИНН 7701370771), которому принадлежит веб-сайт e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  6. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» письменного заявления, по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4.
  7. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  8. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.