Яндекс.Касса: взлеты и падения бизнеса в онлайне, тренды последнего времени

Игорь Бахарев

О том, что бизнесу сейчас тяжело, знают все. Для тех, кто работал в офлайне, происходящее — настоящий вызов. Для туризма, ивент-бизнеса, индустрии красоты, фитнеса испытания особенно тяжелые. Но есть и те сферы, которые давно работали в онлайне или сумели оперативно перейти в диджитал-формат, и пусть не в полной мере компенсируют потери, но держатся на плаву. Коммерческий директор Яндекс.Денег Оксана Коробкина изучила платежи через Яндекс.Кассу, которой пользуется более 120 000 сайтов, и выделила категории бизнеса, где есть положительная динамика. 

Готовая еда: тратят меньше, заказывают чаще 

С 6 по 12 апреля средний чек за онлайн-заказы в кафе и ресторанах был примерно на 25% меньше относительно нулевой недели (с 24 февраля по 1 марта этого года). Тренд на снижение этого показателя наметился еще в середине марта. С 23 марта появилась еще одна тенденция — число заказов стало увеличиваться. Так, с 30 марта по 5 апреля оно было на 79% больше, чем в нулевую неделю, с 6 по 12 апреля — в 2,2 раза больше. С конца марта также стал расти оборот платежей на сайтах и в приложениях кафе и ресторанов. С 20 марта по 5 апреля он увеличился на 31% относительно нулевой недели, а с 6 по 12 апреля — уже на 65%. Цифры выглядят более чем оптимистично, но не стоит забывать: пока в онлайне обороты ресторанов и кафе растут, в офлайне они нулевые. Так что делать выводы об успехе пока рано. 

Образование: интерес есть, но тратят не много 

Заметно вырос интерес людей к образовательным услугам: с 30 марта по 5 апреля количество платежей на онлайн-площадках с обучающими курсами, тренингами и мастер-классами увеличилось на 64% по сравнению с нулевой неделей, с 6 по 12 апреля — на 43%. Но оборот платежей вырос не так заметно — за каждую неделю максимум на 5%. А вот средние чеки на таких площадках были примерно на треть ниже, чем в нулевую неделю: онлайн-обучение пользуется спросом, но люди не стали тратить на него больше. Возможно, на уменьшение среднего чека повлияли также скидки и акции, которые образовательные площадки начали активнее предлагать в период домашней самоизоляции. 

Одежда и обувь: время обновить гардероб 

Интересной оказалась динамика платежей в магазинах одежды и обуви: в первую неделю домашней изоляции (с 30 марта по 5 апреля) оборот онлайн-платежей был почти такой же, как в нулевую неделю, а с 6 по 12 апреля он вырос на 37%. Такая же динамика наблюдалась и у числа платежей, а вот средний чек не изменился. Казалось бы, людям в самоизоляции новые вещи ни к чему, но цифры говорят об обратном. 

Электроника и бытовая техника: на этом не экономят 

Оборот платежей в интернет-магазинах бытовой техники и электроники растет уже на протяжении полутора месяцев, причем этот тренд сохранился и при переходе людей в режим самоизоляции. Так, с 30 марта по 5 апреля оборот был на 38% больше, чем в нулевую неделю, а с 6 по 12 апреля — на 59% больше. За весь этот период средний чек был на 45% выше. При этом заметного роста числа платежей не наблюдалось: люди стали выбирать более дорогие товары или несколько дешевых и оплачивать в одном заказе. Возможно, тут сильно влияют переход клиентов из офлайна в онлайн и желание быстрее купить товары, пока продавцы не подняли цены из-за роста курса доллара. В любом случае для бизнеса это хороший признак. 

Товары для красоты, здоровья, медуслуги: заказывают чаще, платят меньше 

В первую неделю, когда начали действовать рекомендации оставаться дома, оборот платежей в интернет-магазинах товаров для красоты и здоровья был всего на 4% выше относительно нулевой недели. Но после семи дней домашнего режима людям, похоже, захотелось порадовать себя заботой о своем внешнем виде: с 6 по 12 апреля оборот увеличился на 44%. То же можно сказать и про число платежей: с 30 марта по 5 апреля их стало больше всего на 8%, с 6 по 12 апреля — уже на 60%. А вот средний чек на таких онлайн-площадках немного снизился: люди стали делать заказы чаще, но на меньшие суммы.

Выводы:

Потребительский спрос изменился, но мы видим, что люди продолжают тратить деньги на нужные товары и услуги. Как будет развиваться этот тренд через неделю или месяц, сейчас сказать нельзя, ведь все мы находимся в совершенно новых для себя условиях. Очевидно, что никому не будет просто. Но в эти недели у нас сильно выросло число заявок от самых разных компаний на подключение приема онлайн-оплаты. Это значит, что среди предпринимателей еще много тех, кто готов бороться с обстоятельствами и искать для себя новые ниши — переводить бизнес из офлайна в онлайн, пересматривать ассортимент, выходить на новые клиентские сегменты. Время непростое, но для кого-то оно все же станет временем возможностей.

Материал по теме

Победившие и проигравшие в пандемию: аналитика "Эвотор" и ЮKassa

Материал по теме

"СберЛогистику" подключили к "Яндекс.Кассе"

Материал по теме

"Яндекс.Касса": на майских россияне в три раза чаще заказывали еду из ресторанов

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Loyalty Barometer Report 2020: что клиенты думают о программах лояльности

Как изменилось отношение покупателей к программам лояльности за год и какие новые тренды появились - эксперты приложения «Кошелёк» подготовили перевод свежего исследования и сравнили его результаты с пр...

"Детский мир" запустила маркетплейс

ГК "Детский мир" объявила о запуске в рабочем режиме собственного маркетплейса. Площадка работает во всех категориях сети, включая одежду и обувь, игрушки и игры, товары для новорожденных и зоотовары. В среднес...

L’Oreal перенаправит люкс-сегмент в онлайн

Косметическая компания L’Oreal планирует закрыть некоторые точки розничных продаж в США, чтобы реструктурировать свои люксовые операции. В ближайшие шесть месяцев американское подразделение L’Oreal L...

В правительстве поддержали онлайн-продажу рецептурных лекарств

Министр здравоохранения Михаил Мурашко и министр промышленности и торговли Денис Мантуров готовы поддержать начало дистанционной продажи рецептурных препаратов после того, как все категории лекарств будут о...

Российские покупатели полюбили онлайн-секонды

Россияне стали все чаще обращаться к сервисам объявлений для покупок одежды, обуви и аксессуаров. Потребители стараются сэкономить, покупая вторичную одежду. По данным исследования Fashion Consulting Group ...

Как eCommerce изменил рождественский шопинг: опыт John Lewis

Ритейлер John Lewis создал виртуальный тур по некоему собирательному образу своих универмагов. Теперь покупатели смогут "посетить" универмаг на Оксфорд-стрит, и выбрать рождественские подарки не вставая с диван...