X5 Retail Group внедрил систему прогнозирования спроса
Игорь Бахарев
Как сообщают в компании, для этого им пришлось поменять базовые процессы в области логистики, маркетинга и коммерции. Кроме того, была внедрена новая сквозная система управления цепочками поставок на основе специализированного программного обеспечения.
X5 внедрила в магазинах модули Demand (прогнозирование спроса) и Fulfillment (пополнение товарного запаса) системы JDA версии 9.2. Система JDA стала основным инструментом для прогнозирования спроса и планирования поставок для супермаркетов и гипермаркетов X5.
Благодаря внедренному решению на 17% повысилась точность прогноза, за счет чего на 5% возросла фактическая доступность товара на полках. Кроме того, компании удалоcь снизить уровень товарного запаса на 13%.
Директор по логистике торговой сети "Перекресток" Денис Шульга считает, что инновация сопутствовала фундаментальным изменениям в бизнесе.
"В результате мы получили совершенно новый подход к организации процессов в логистике. Мы очень удовлетворены изменениями, произошедшими после внедрения системы управления цепочками поставок, и видим значительный эффект: возврат инвестиций от внедрения проекта произошел за два месяца вместо планируемых восьми", - говорит он.Для прогнозирования спроса внедренное решение использует данные компании о продажах, маркетинговых и рыночных активностях за 2 года, а также рыночные знания: информацию о катаклизмах и стихийных бедствиях, массовых мероприятиях и других событиях, влияющих на поведение людей и работу магазинов.
Сопоставляя эти данные, система прогнозирует объем продаж каждого товара в каждом магазине и планирует поставки таким образом, чтобы заранее и в полном объеме удовлетворить спрос на эти товары. Система позволяет управлять настройками и логикой расчета. Это дает возможность более гибко настраивать систему под специфику каждой группы товаров.
Программное решение также позволяет управлять товарным запасом на всей цепочке от поставщика до магазина, анализировать ситуации дефицита, автоматизировать заказ и поставки промо с учетом фактических продаж и автоматически корректировать заказы для соблюдения условий поставки поставщиков.
Внедрение и запуск системы было проведено за 24 месяца. Проектирование и настройку базовой версии JDA проводила проектная команда международной консалтинговой компании Accenture и более 100 экспертов от бизнес-подразделений X5.
В перспективе X5 планирует провести более тонкую настройку модулей системы для работы с отдельными категориями товаров, продуктами и магазинами. На первом этапе специалисты X5 детально сформулируют и занесут в систему параметры магазинов (включая емкость полок в торговых залах, их глубину и ширину, площадь подсобных помещений), а также "оцифруют" показатели характеризующие РЦ.
Недавно "Магнит" отчитался о завершении тестирования нейросети, которая предназначена для исследования спроса на товары. Ретейлер собирается серьёзно увеличить выручку за счет использования современной технологии.
Тестовые испытания показали, что нейросеть быстро корректирует предложение в зависимости от спроса. Тестирование проводилось на нескольких товарных позициях. Программа анализировала параметры по истории продаж, планируемые промоакции, сезонную миграцию покупателей, погоду и другие данные, которые могли бы повлиять на объем продаж.
"Благодаря выводам, сделанным с помощью нейронной сети, мы тщательнее планируем количество привоза товаров и знаем пик покупательской активности. Мы видим, что использование методов machine learning увеличивает точность прогноза на 3-5%. В масштабах такой компании, как "Магнит", это позволит детальнее узнавать о запросах покупателей и, безусловно, даст большой экономический эффект", - отметил представитель сети.
По оценкам различных экспертов, рост выручки может составить около 4 млрд рублей в год. Использование нейросетей сокращает дефицит товаров в магазинах примерно на 2%. Кроме того, ретейлер будет списывать намного меньше просроченных товаров. Общее сокращение суммы списаний может составить до 5%, что составляет около 1 млрд рублей ежегодно.
Подписаться на новости
Прочитаете,
когда вам будет удобно
Свежий дайджест из мира
eCommerce у вас в почте