В России разрабатывают "Платон" для eCommerce?

Игорь Бахарев

Для российского рынка интернет-торговли в Сколково разрабатывается агрегатор жалоб пользователей на интернет-магазины (ОУС), сообщил в своем Facebook-аккаунте глава Национальной ассоциации дистанционной торговли Александр Иванов . По его словам, будет, якобы, создан своего рода аналог "Платона" для магазинов.

Членство в этом проекте якобы будет обязательное, при этом оно, как и в случае с "Платоном" предполагает выплату взносов в некий специальный фонд.

Иванов прислал в редакцию E-pepper.ru документ, который, по его словам, является концепцией ОУС в той версии, в которой она сейчас обсуждается в "Сколково".

Бумага эта вызывает очень много вопросов. В частности, её авторы почему-то пытаются привязать к новосоздаваемому агрегатору существующие иностранные "аналоги", которые, по сути, никаким аналогами не являются (например, Принципы единых правил рассмотрения споров о доменных именах ICANN).

Описание самого проекта тоже крайне расплывчато. Юристы, опрошенные E-pepper.ru за день не смогли внятно объяснить смысл этого документа. По этой причине мы просто переопубликуем "Приложение № 1", включающее описание "предполагаемой модели ОУС" в той версии, которая имеется в этом документе.

Чем установлена процедура онлайн урегулирования спора, характеристики документа

Федеральный закон, разъяснения государственного органа, уполномоченного в сфере надзора по защите прав потребителей

Оператор онлайн-площадки: публичное образование или частное лицо

Частные лица: маркетплейсы (агрегаторы), некоммерческие организации (саморегулируюемые организации медиаторов, общества по защите прав потребителей), продавцы товаров, исполнители (в сфере услуг), омбудсмены, иные лица.

Предлагается предусмотреть для отдельных лиц (например, продавцов и исполнителей с определенным годовым оборотом) обязательное создание собственной платформы для ОУС, либо присоединение к одной из уже существующих.

Степень автоматизации

На первом этапе: создание платформы, которая предоставляет возможность взаимодействия между сторонами ОУС дистанционно (без обязательств по внедрению искусственного интеллекта и автоматизации);

На втором этапе: Электронное взаимодействие, простые технологии искусственного интеллекта для поддержки пользователей при заполнении и подаче жалобы и использовании площадки.

Содержание понятия "урегулирование спора"

Урегулирование спора с участием лица, которое не является стороной спора. При этом участие любых иных нейтральных лиц (например, медиатора, организации по защите прав потребителей и т.п.) осуществляется в соответствии с правилами и техническими возможностями платформы по ОУС.

Этапы урегулирования споров

Предлагается предусмотреть общие принципы ОУС, в том числе:

1) предельный срок проведения процедуры ОУС;

2) права сторон ОУС (предоставление информации и документов, ознакомление с информацией и документами и т.п.);

3) порядок и сроки для инициирования процедуры ОУС (например, срок, в течение которого после обращения потребителя должна быть инициирована процедура ОУС);

3) критерии, по которым процедура ОУС считается завершенной (между сторонами спора достигнуто соглашение о его урегулировании, решение по спору вынесено платформой ОУС, одна из сторон заявила о намерении обратиться в суд и т.п.).

Категории споров, урегулирование которых доступно онлайн, стороны спора

Потребительские споры. Предлагается предусмотреть возможность для платформы ОУС при разрешении споров выходить за рамки конкретных требований, которые могут быть предъявлены потребителем к продавцу (исполнителю и т.п.) в соответствии с Законом "О защите прав потребителей". Например, вместо требования потребителя об устранении недостатков товара продавец и потребитель могут договориться и возврате товара и возмещении его стоимости с предоставлением потребителю скидки на будущие покупки и т.п.).

Нейтральные лица (НЛ): возможность участия в урегулировании спора, виды, осуществляемая деятельность

НЛ: медиаторы и любые иные независимые лица, участвующие в процедуре ОУС, например, эксперты.

Участие нейтральных лиц, а также их роль в ОУС определяются в соответствии с правилами и техническими возможностями платформы ОУС.

Обязательность участия в процедуре

Добровольное участие

При этом в случае, если между потребителем и продавцом, либо потребителем, продавцом и третьим лицом, заключено соглашение об ОУС (например, об урегулировании споров, связанных с приобретением товаров на сайте агрегатора, с использованием платформы ОУС такого агрегатора), то проведение ОУС становится обязательным для сторон соглашения, а сама процедура ОУС приравнивается к обязательному соблюдению претензионного порядка. Таким образом, необходимы поправки в Гражданский процессуальный кодекс РФ, позволяющие суду вернуть исковое заявление, к которому не приложено подтверждение проведения процедуры ОУС истцом.

Материальное обеспечение: источник финансирования; платность для пользователей

1) самофинансирование лиц, обеспечивающих функционирование онлайн-площадки для урегулирования спора;

платность услуг независимых лиц;

2) бесплатность использования онлайн-площадки, платность услуг независимых лиц. Для стимулирования участия продавцов и исполнителей в процедурах ОУС предлагается предусмотреть освобождение продавца/исполнителя от штрафа, предусмотренного ч.6 ст.14 Закона "О защите прав потребителей", в случае участия продавца/исполнителя в процедуре ОУС до подачи искового заявления в суд потребителем. .

Материал по теме

Законопроект об онлайн-торговле вызвал споры в правительстве

Материал по теме

Госдума рассматривает законопроект о досудебной блокировке табачных сайтов

Материал по теме

Правительство России предложило доработать законопроект о маркетплейсах

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Рынок готовой еды: что говорят эксперты

Готовая еда все больше встраивается в повседневную жизнь потребителей, что делает потенциал рынка огромным. К такому выводу пришли участники первой конференции для производителей готовой еды и полуфабрик...

Приглашаем на UPGRADE Retail Весна 2024

3000+ профессионалов ритейл рынка встретятся на выставке и конференциях. Обсуждайте новые бизнес-модели, находите решения и сервисы для повышения продаж, знакомьтесь с новыми партнерами на UPGRADE Retail Ве...

Банк Русский Стандарт: 66% покупок россиян приходится на офлайн

Банк Русский Стандарт изучил особенности покупательской активности россиян в первом квартале 2024 года. По данным эквайринговой сети банка (одна из крупнейших по величине в России), средний чек покупки в оф...

Ozon дал селлерам возможность продавать свежие продукты

Маркетплейс запускает новое направление продаж — теперь любой предприниматель сможет продавать свежие продукты через Ozon. На витрине площадки появятся овощи, мясо, рыба, выпечка и кулинария от продавцов маркет...

"Мегамаркет" займет освободившиеся площади IKEA в ТЦ "Мега"

МегаМаркет, маркетплейс Сбера, станет новым арендатором 400 тыс. кв. м. площадей в 14 торговых центрах "Мега" в 11 регионах России. Сделка позволит Газпромбанку, выкупившему эти площади после ухода IKEA, ре...

13% пользователей отказываются от входа в интернет-магазин при сложных требованиях к паролю

Эксперты IT-компании edna проанализировали способы, с помощью которых российские покупатели идентифицируются в онлайн-магазинах и рассказали, какая авторизация безопасна и удобна пользователям. С 1 д...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.