В Роспотребнадзор пожаловались на «потребительский экстремизм»

Игорь Бахарев
Магазины, в том числе и интернет-торговцы все чаще сталкиваются со случаями «потребительского экстремизма». Об этом говорится в письме, которое представители рынка отослали в Роспотребнадзор, сообщает РИА «Новости».

Есть несколько распространенных схем, когда клиенты используют законодательство о защите прав потребителей для получения выгоды за счет интернет-магазинов.

В частности, покупатели часто пользуются пунктом 46 постановления пленума Верховного суда от 28 июня 2012 года о взыскании с продавца компенсации в размере 50% от уплаченной суммы в случае отказа в возврате денег. Кроме того, "дыркой" для нечестных покупателей является статья 23 закона «О защите прав потребителей», обязывающая продавца за несоблюдение десятидневного срока возврата денег выплатить потребителю неустойку в размере 1% цены товара за каждый день просрочки.

Клиенты интернет-компаний злоупотребляют этими положениями, подавая иски в суд, при этом не дождавшись ответа от продавца на претензию. Подобное поведение можно оценивать, как «незаконное обогащение и злоупотребление правом».

"После удовлетворения судом искового заявления, потребитель игнорирует общение с магазином, намеренно затягивая сроки возврата денежных средств, стремится увеличить размер неустойки, предусмотренной статьи 23 закона "О защите прав потребителей". В некоторых случаях потребителю удавалось получить неустойку в размере 300% цены товара", — считают в АКИТ. Существующая тенденция негативно влияет на бизнес-процессы и отражается на ценнике товара.

Руководитель кластера "РАЭК/Электронная коммерция" Иван Кургузов считает, что это реальная проблема. "В основном страдают многоканальные крупные ритейлеры, но зато они страдают как следует. У меня была встреча магазинщиков 16 января и там на эту проблему магазинщики обратили много внимания. Вообще я об этом давно говорю и даже выносил это на уровень всяких встреч замминистров, но ни к чему пока не приводит", - говорит эксперт.

"Риски есть в любом бизнесе: покупатель рискует, когда платит интернет-магазину предоплату, интернет-магазин рискует, когда размещает заказ у поставщика или заказывает услуги по доставке у курьерской службы на аутсорсинге. Все может в этой цепочке пойти не так: не привезут, не поставят, не доставят. Однако, интернет-торговля существует и ежедневно тысячи сделок совершаются онлайн. В этом бизнесе ситуации с некачественным товаром или с отказом от покупки – это исключение, а не правило", - напоминает Кира Гин, управляющий партнер юридической фирмы "Гин и партнеры"

По ее словам, потребительский экстремизм в отношении интернет-магазинов массового характера не имеет. "Например, я не слышала жалоб от наших клиентов и от коллег на этот вид терроризма, а также нет сведений, чтобы хоть один интернет-магазин разорился из-за того, что его "потребительски затерроризировали" до банкротства", - добавляет юрист.

Если государство лишит потребителя права предъявлять претензии и получать компенсации за некачественный товар, то тогда на следующем шаге оно должно запретить гражданам писать на некачественную продукцию негативные отзывы в соц.сетях и на потребительских форумах, говорит Гин. Ведь некоторые авторы негативных отзывов терроризируют продавцов рассчитывая на бонусы, скидки и компенсации, а также есть те, кто выполняет заказ конкурентов, занимаясь подрывом репутации. 

"Предложение АКИТ о том, чтобы взысканную с продавца денежную компенсацию и неустойку выплачивать  в пользу государства за некачественный товар – совершенно популистское. Оно, безусловно, понравится собственникам интернет-магазинов, но борьба с потребительским терроризмом за счёт прав потребителей однозначно не будет способствовать улучшению качества и сервиса в интернет-торговле.  
Такое предложение ценно только тем, что, возможно, пришло время, когда стоит учитывать факты злоупотребления со стороны потребителей. Но для изменения законодательства потребуется бОльший масштаб проблемы: статистика, размеры злоупотреблений и объективная оценка фактов потребительского терроризма. Не оценив эту информацию трудно поверить в то, что потребители в России подрывают благополучие интернет-торговли", - заключает юрист.
Материал по теме

Маркетплейс vs бренд: "Детский мир" проиграл суд Московскому метрополитену

Материал по теме

Правительство принудит маркетплейсы к введению биометрии

Материал по теме

Онлайн-магазины хотят защитить от "сатанинской атрибутики"

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Битва за десять минут: как мгновенная доставка захватывает Индию

На рынке мгновенной доставки Индии развернулась беспрецедентная битва: местные стартапы, подкрепленные миллиардами глобальных инвесторов, бросили вызов таким гигантам, как Amazon и Walmart. Рассмотрим позиц...

Ночной онлайн-шопинг охватил 75% россиян

Три четверти россиян (75%) совершают онлайн-покупки в ночное время, с 23:00 до 6:00. Годом ранее этот показатель был на 15% ниже и составлял 60%. Исследование финтех-компании ЮMoney подтверждает, что ночной...

M&S запускает еженедельное шоу на YouTube для продвижения моды

Британский ритейлер Marks & Spencer делает новую ставку на видеоконтент для продвижения модных коллекций. Компания запустила еженедельное шоу "Love That" на YouTube. Проект направлен на омоложение аудитории...

Онлайн-ритейл вытесняет офлайн: число магазинов спорттоваров в России упало на 6%

Российский рынок спортивных товаров демонстрирует резкое смещение в онлайн, что приводит к сокращению числа офлайн-магазинов. По данным сервиса "Яндекс Карты", к 1 августа их количество в стране уменьшилось...

Ozon вновь повышает комиссии для продавцов

Ozon объявил о плановом пересмотре тарифной политики для продавцов, использующих модель FBO (Fulfillment by Ozon). Изменения, которые вступят в силу с 25 сентября 2025 года, затронут большинство товарных ка...

Рост российского ритейла резко замедлился на фоне активизации онлайна

Темпы роста выручки десяти крупнейших российских ритейлеров по итогам первого полугодия 2025 года резко замедлились. Их совокупный оборот увеличился на 14,1% до 6,8 трлн рублей, что значительно ниже прошлог...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» (ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ») (ИНН 7701370771), которому принадлежит веб-сайт e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  6. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» письменного заявления, по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4.
  7. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  8. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.