В Роспотребнадзор пожаловались на «потребительский экстремизм»

Игорь Бахарев
Магазины, в том числе и интернет-торговцы все чаще сталкиваются со случаями «потребительского экстремизма». Об этом говорится в письме, которое представители рынка отослали в Роспотребнадзор, сообщает РИА «Новости».

Есть несколько распространенных схем, когда клиенты используют законодательство о защите прав потребителей для получения выгоды за счет интернет-магазинов.

В частности, покупатели часто пользуются пунктом 46 постановления пленума Верховного суда от 28 июня 2012 года о взыскании с продавца компенсации в размере 50% от уплаченной суммы в случае отказа в возврате денег. Кроме того, "дыркой" для нечестных покупателей является статья 23 закона «О защите прав потребителей», обязывающая продавца за несоблюдение десятидневного срока возврата денег выплатить потребителю неустойку в размере 1% цены товара за каждый день просрочки.

Клиенты интернет-компаний злоупотребляют этими положениями, подавая иски в суд, при этом не дождавшись ответа от продавца на претензию. Подобное поведение можно оценивать, как «незаконное обогащение и злоупотребление правом».

"После удовлетворения судом искового заявления, потребитель игнорирует общение с магазином, намеренно затягивая сроки возврата денежных средств, стремится увеличить размер неустойки, предусмотренной статьи 23 закона "О защите прав потребителей". В некоторых случаях потребителю удавалось получить неустойку в размере 300% цены товара", — считают в АКИТ. Существующая тенденция негативно влияет на бизнес-процессы и отражается на ценнике товара.

Руководитель кластера "РАЭК/Электронная коммерция" Иван Кургузов считает, что это реальная проблема. "В основном страдают многоканальные крупные ритейлеры, но зато они страдают как следует. У меня была встреча магазинщиков 16 января и там на эту проблему магазинщики обратили много внимания. Вообще я об этом давно говорю и даже выносил это на уровень всяких встреч замминистров, но ни к чему пока не приводит", - говорит эксперт.

"Риски есть в любом бизнесе: покупатель рискует, когда платит интернет-магазину предоплату, интернет-магазин рискует, когда размещает заказ у поставщика или заказывает услуги по доставке у курьерской службы на аутсорсинге. Все может в этой цепочке пойти не так: не привезут, не поставят, не доставят. Однако, интернет-торговля существует и ежедневно тысячи сделок совершаются онлайн. В этом бизнесе ситуации с некачественным товаром или с отказом от покупки – это исключение, а не правило", - напоминает Кира Гин, управляющий партнер юридической фирмы "Гин и партнеры"

По ее словам, потребительский экстремизм в отношении интернет-магазинов массового характера не имеет. "Например, я не слышала жалоб от наших клиентов и от коллег на этот вид терроризма, а также нет сведений, чтобы хоть один интернет-магазин разорился из-за того, что его "потребительски затерроризировали" до банкротства", - добавляет юрист.

Если государство лишит потребителя права предъявлять претензии и получать компенсации за некачественный товар, то тогда на следующем шаге оно должно запретить гражданам писать на некачественную продукцию негативные отзывы в соц.сетях и на потребительских форумах, говорит Гин. Ведь некоторые авторы негативных отзывов терроризируют продавцов рассчитывая на бонусы, скидки и компенсации, а также есть те, кто выполняет заказ конкурентов, занимаясь подрывом репутации. 

"Предложение АКИТ о том, чтобы взысканную с продавца денежную компенсацию и неустойку выплачивать  в пользу государства за некачественный товар – совершенно популистское. Оно, безусловно, понравится собственникам интернет-магазинов, но борьба с потребительским терроризмом за счёт прав потребителей однозначно не будет способствовать улучшению качества и сервиса в интернет-торговле.  
Такое предложение ценно только тем, что, возможно, пришло время, когда стоит учитывать факты злоупотребления со стороны потребителей. Но для изменения законодательства потребуется бОльший масштаб проблемы: статистика, размеры злоупотреблений и объективная оценка фактов потребительского терроризма. Не оценив эту информацию трудно поверить в то, что потребители в России подрывают благополучие интернет-торговли", - заключает юрист.
Материал по теме

Маркетплейс vs бренд: "Детский мир" проиграл суд Московскому метрополитену

Материал по теме

Правительство принудит маркетплейсы к введению биометрии

Материал по теме

Онлайн-магазины хотят защитить от "сатанинской атрибутики"

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

СДЭК вывел первых клиентов на маркетплейс Fatio в ОАЭ

СДЭК Фулфилмент организовал первую поставку клиентских товаров на маркетплейс Fatio в ОАЭ. Компания выстроила полный цикл услуг: приемку, хранение, сборку, упаковку и доставку до площадки. Такой формат дал ...

Недостоверные описания, брак и подделки: что раздражает россиян в интернет-магазинах

Опрос Центра изучения потребительского поведения (ЦИПП) Роскачества показал, с какими проблемами чаще всего сталкиваются россияне при онлайн-покупках. Чаще всего покупатели жалуются, что товар не соответств...

Онлайн-присутствие становится условием доверия покупателей

Онлайн-присутствие становится для покупателей неотъемлемой частью продукта. Свежие данные коммуникационного агентства PR Perfect показывают, что 74% россиян не готовы доверять компаниям, о которых невозможн...

Миллениалы удерживают лидерство в онлайн-шопинге

Главными покупателями на маркетплейсах остаются миллениалы. По данным T-Data, в 2025 году на их долю пришлось 52% оборота Ozon, Wildberries и AliExpress Россия. Такая же доля у этого поколения в выручке офл...

Ozon запускает реферальную программу для блогеров

Ozon запускает Ozon Blogger - реферальную программу, которая позволяет авторам контента зарабатывать на рекомендациях товаров маркетплейса. Продукт запущен в бета-режиме и на первом этапе доступен авторам T...

Wildberries выкатил индийскую витрину

На Wildberries появился новый раздел "Сделано в Индии". Теперь там можно в найти почти миллион индийских товаров от российских поставщиков. По сути, площадка собрала всё индийское в отдельную витрину, чтобы...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» (ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ») (ИНН 7701370771), которому принадлежит веб-сайт e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  6. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» письменного заявления, по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4.
  7. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  8. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.