Увеличиваем эффективность доставки в онлайн-ритейле: несколько технологий

Игорь Бахарев

Доставка для многих онлайн-ритейлеров давно стала управляемым процессом, с помощью которого можно не только доставлять купленные товары, но и повышать лояльность клиентов. Однако, немногие используют все возможности своей логистики на 100%.Руководитель логистической платформы Яндекс.Маршрутизация Данил Шелехов, поделился удачными практиками клиентов сервиса, которые позволяют получить дополнительные результаты от собственной курьерской доставки. 

Работайте с мотивацией водителей

С появлением IT-инструментов, оцифровывающих движение водителя по маршруту, у компаний появилось гораздо больше возможностей для контроля. Например, с помощью различных мониторинговых систем логист может в режиме реального времени наблюдать за тем, где и насколько задерживается его курьер. 

В результате, водитель может почувствовать себя “в аквариуме”, когда со всех сторон его деятельность видят все - и работодатель, и клиент. Это может привести к психологическому давлению, особенно, если до внедрения такого инструмента курьер мог позволить себе отвлекаться на пути - принять нововведения может быть тяжело. 

Курьеры - это лицо бренда и от качества их работы зависит впечатление от взаимодействия с компанией, поэтому очень важно найти правильную мотивацию для того, чтобы и водители также приняли новые инструменты автоматизации и чувствовали себя комфортно. 

Изначально, у водителей, помимо ощущения того, что за ним все следят, есть проблема с принятием маршрутов, построенных алгоритмическим путем. Для того, чтобы мотивировать их выполнять маршруты один из наших клиентов стал показывать водителям перед выездом на смену расчетный лист с возможной суммой, которую водитель получит по итогам выполнения маршрута. 

Постепенно водители поверили в автоматическое планирование и стали выполнять маршрут именно в последовательности, составленной алгоритмом, так как в этом случае расчет зарплаты был понятным и прозрачным. Это привело к снижению процента недоставок и опозданий, а также повысило мотивацию водителей. 

Возможности для оптимизации: чтобы не рассчитывать время работы водителей вручную, можно синхронизировать систему автоматического планирования маршрутов с 1C (или другой системой, где вы ведете учет рабочего времени) - таким образом вы сможете автоматически получать расчетное время работы и километраж по каждому водителю автоматически. 

Моделируйте вашу логистику

Один из эффектов внедрения автоматического планирования маршрутов - это существенное ускорение процесса планирования. Если раньше компания могла тратить на планирование несколько часов, то теперь процесс занимает 10-15 минут. Освободившееся время открывает целое поле для экспериментов. 

Гибкость алгоритма планирования позволяет менять разные параметры и получать в зависимости от этого разные решения. Логистика становится более прозрачной и управляемой — можно видеть изменения различных метрик последней мили: километража, количества машин, количества потенциальных опозданий и среднюю нагрузку на курьера. 

Так, один из крупных онлайн-ритейлеров пользуется моделированием с изменением разных параметров для поиска наиболее подходящего варианта. Например, существует стратегия равномерного распределения заказов между курьерами - тогда нагрузка между ними распределяется одинаково. А в другом сценарии подбираются максимально плотные маршруты для курьеров и тогда ресурс каждого из них используется по максимуму. 

В результате, в компании сравнивают два получившихся решения и оценивают изменения в метриках - общем километраже всех маршрутов, расстоянию по каждому курьеру, время в пути и время простоя, время начала и завершения маршрута, а также необходимое число курьеров. Это позволяет выбрать наиболее оптимальное решение. 

Возможности для оптимизации: стоит делать моделирование на разных параметрах не только для ежедневного планирования, но и для выбора логистической стратегии. С помощью такого моделирования можно сравнить метрики при разных приоритетах - кто-то готов потратить больше для обеспечения лучшего клиентского сервиса, а кому-то нужно справиться с большими объемами и найти наиболее экономичное решение.

Внедряйте логистику на этапе формирования заказов

Другой известный онлайн-ритейлер пошел еще дальше и внедрил логистику на этапе формирования заказа. Для чего это было нужно и как это выглядело на практике?

В этой компании сделали внутреннюю TMS (Transport Management System) полноценным участником процесса оформления заказа. Теперь клиентам онлайн-ритейлера отображаются временные интервалы, в которые они могут оформить доставку, исходя из уже имеющихся маршрутов. 

Но на TMS формирование маршрутов не ограничивается - далее данные уходят на сервер системы автоматического планирования, где маршруты уплотняются, а часть высвободившихся ресурсов распределяется на обслуживание новых заказов. 

Например, из 30 машин, которые получились в результате планирования внутренней TMS, по итогам обработки алгоритмами маршрутизации получается 27-28 машин - оставшиеся машины снова становятся доступными для наполнения заказами. Эти итерации позволяют по максимуму задействовать каждую машину, и при этом иметь возможность принимать дополнительные заказы. 

Возможности для оптимизации: если вы пользуетесь системой автоматического планирования, то знаете, как важно для алгоритма получать данные в верном и стандартизированном формате. Чтобы не проверять каждый адрес вручную и не исправлять ошибки, достаточно внедрить на сайте сервис автоматической проверки адресов - так в систему будут попадать только корректно заполненные данные. 

Как увеличить эффективность доставки:

  1. Не забывайте про персонал - на них лежит основная нагрузка по обработке заказов, поэтому важно позаботиться об их мотивации. Прозрачность расчета - отличное решение. 

  2. При планировании маршрутов можно и нужно перебирать варианты, при этом отслеживая изменения в основных метриках.

  3. Логистика может работать еще на этапе сбора заказа на сайте - это позволит оптимизировать имеющиеся ресурсы и подготовит компанию к росту и пиковым нагрузкам. 

Материал по теме

"Яндекс" отказался от покупки KupiVIP

Материал по теме

"Яндекс. Маркет" открыл 24 хаба по всей России

Материал по теме

Фантастические курьеры и где они обитают: всё о роботах-доставщиках

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

"Яндекс.Лавка" выходит в Британию

 "Яндекс" зарегистрировал компанию в Великобритании, которая будет заниматься доставкой продуктов из дарксторов, сообщает ТАСС. "Да, зарегистрировали юрлицо, которое будет развивать быструю доставк...

Российский рынок eGrocery продолжил расти: аналитика Data Insight

В июне 2021 года интернет-магазины и сервисы доставки продуктов питания выполнили 18,6 млн заказов. Это на 5% или 970 тыс. заказов больше, чем в мае 2021 года, и в 3.7 раза больше, чем в июне 2020 года. Об этом...

Inditex нашла спасение от пандемии в онлайне

На фоне всплеска интернет-продаж Inditex делает ставку на гибридную модель ритейла, сочетающую традиционные магазины и возможность онлайн заказов. Компания не останавливает деятельность своих физических маг...

Как из HoReCa встать на полку онлайн-ритейла: кейс компании "Тамаки"

Экономические кризисы приносят не только испытания, но и новые возможности, считает Андрей Белянин, руководитель группы компаний "Тамаки", которая входит в ТОП-3 российских производителей продуктов азиатской...

Как Amazon стимулирует бренды приводить клиентов

Amazon снизила комиссию за транзакцию до 5% против обычных 15% для продаж, исходящих от брендов, которые приводят покупателя на площадку. Конкретный размер бонуса варьируется в зависимости от категории. ...

INFOLine: по итогам полугодия eGrocery-продажи вырастут в 2,5 раза год к году

По данным INFOLine, в течение 2-го квартала рынок eGrocery вырос примерно на 15% к 1-му кварталу 2021 года. При этом по отношению ко 2-му кварталу 2020 года рост составил почти 100%. Таким образом, прогнози...