Увеличиваем эффективность доставки в онлайн-ритейле: несколько технологий

Игорь Бахарев

Доставка для многих онлайн-ритейлеров давно стала управляемым процессом, с помощью которого можно не только доставлять купленные товары, но и повышать лояльность клиентов. Однако, немногие используют все возможности своей логистики на 100%.Руководитель логистической платформы Яндекс.Маршрутизация Данил Шелехов, поделился удачными практиками клиентов сервиса, которые позволяют получить дополнительные результаты от собственной курьерской доставки. 

Работайте с мотивацией водителей

С появлением IT-инструментов, оцифровывающих движение водителя по маршруту, у компаний появилось гораздо больше возможностей для контроля. Например, с помощью различных мониторинговых систем логист может в режиме реального времени наблюдать за тем, где и насколько задерживается его курьер. 

В результате, водитель может почувствовать себя “в аквариуме”, когда со всех сторон его деятельность видят все - и работодатель, и клиент. Это может привести к психологическому давлению, особенно, если до внедрения такого инструмента курьер мог позволить себе отвлекаться на пути - принять нововведения может быть тяжело. 

Курьеры - это лицо бренда и от качества их работы зависит впечатление от взаимодействия с компанией, поэтому очень важно найти правильную мотивацию для того, чтобы и водители также приняли новые инструменты автоматизации и чувствовали себя комфортно. 

Изначально, у водителей, помимо ощущения того, что за ним все следят, есть проблема с принятием маршрутов, построенных алгоритмическим путем. Для того, чтобы мотивировать их выполнять маршруты один из наших клиентов стал показывать водителям перед выездом на смену расчетный лист с возможной суммой, которую водитель получит по итогам выполнения маршрута. 

Постепенно водители поверили в автоматическое планирование и стали выполнять маршрут именно в последовательности, составленной алгоритмом, так как в этом случае расчет зарплаты был понятным и прозрачным. Это привело к снижению процента недоставок и опозданий, а также повысило мотивацию водителей. 

Возможности для оптимизации: чтобы не рассчитывать время работы водителей вручную, можно синхронизировать систему автоматического планирования маршрутов с 1C (или другой системой, где вы ведете учет рабочего времени) - таким образом вы сможете автоматически получать расчетное время работы и километраж по каждому водителю автоматически. 

Моделируйте вашу логистику

Один из эффектов внедрения автоматического планирования маршрутов - это существенное ускорение процесса планирования. Если раньше компания могла тратить на планирование несколько часов, то теперь процесс занимает 10-15 минут. Освободившееся время открывает целое поле для экспериментов. 

Гибкость алгоритма планирования позволяет менять разные параметры и получать в зависимости от этого разные решения. Логистика становится более прозрачной и управляемой — можно видеть изменения различных метрик последней мили: километража, количества машин, количества потенциальных опозданий и среднюю нагрузку на курьера. 

Так, один из крупных онлайн-ритейлеров пользуется моделированием с изменением разных параметров для поиска наиболее подходящего варианта. Например, существует стратегия равномерного распределения заказов между курьерами - тогда нагрузка между ними распределяется одинаково. А в другом сценарии подбираются максимально плотные маршруты для курьеров и тогда ресурс каждого из них используется по максимуму. 

В результате, в компании сравнивают два получившихся решения и оценивают изменения в метриках - общем километраже всех маршрутов, расстоянию по каждому курьеру, время в пути и время простоя, время начала и завершения маршрута, а также необходимое число курьеров. Это позволяет выбрать наиболее оптимальное решение. 

Возможности для оптимизации: стоит делать моделирование на разных параметрах не только для ежедневного планирования, но и для выбора логистической стратегии. С помощью такого моделирования можно сравнить метрики при разных приоритетах - кто-то готов потратить больше для обеспечения лучшего клиентского сервиса, а кому-то нужно справиться с большими объемами и найти наиболее экономичное решение.

Внедряйте логистику на этапе формирования заказов

Другой известный онлайн-ритейлер пошел еще дальше и внедрил логистику на этапе формирования заказа. Для чего это было нужно и как это выглядело на практике?

В этой компании сделали внутреннюю TMS (Transport Management System) полноценным участником процесса оформления заказа. Теперь клиентам онлайн-ритейлера отображаются временные интервалы, в которые они могут оформить доставку, исходя из уже имеющихся маршрутов. 

Но на TMS формирование маршрутов не ограничивается - далее данные уходят на сервер системы автоматического планирования, где маршруты уплотняются, а часть высвободившихся ресурсов распределяется на обслуживание новых заказов. 

Например, из 30 машин, которые получились в результате планирования внутренней TMS, по итогам обработки алгоритмами маршрутизации получается 27-28 машин - оставшиеся машины снова становятся доступными для наполнения заказами. Эти итерации позволяют по максимуму задействовать каждую машину, и при этом иметь возможность принимать дополнительные заказы. 

Возможности для оптимизации: если вы пользуетесь системой автоматического планирования, то знаете, как важно для алгоритма получать данные в верном и стандартизированном формате. Чтобы не проверять каждый адрес вручную и не исправлять ошибки, достаточно внедрить на сайте сервис автоматической проверки адресов - так в систему будут попадать только корректно заполненные данные. 

Как увеличить эффективность доставки:

  1. Не забывайте про персонал - на них лежит основная нагрузка по обработке заказов, поэтому важно позаботиться об их мотивации. Прозрачность расчета - отличное решение. 

  2. При планировании маршрутов можно и нужно перебирать варианты, при этом отслеживая изменения в основных метриках.

  3. Логистика может работать еще на этапе сбора заказа на сайте - это позволит оптимизировать имеющиеся ресурсы и подготовит компанию к росту и пиковым нагрузкам. 

Материал по теме

Ozon расширяет логистическую сеть в Московской области

Материал по теме

Селлеры смогут хранить товары на "Почте"

Материал по теме

Китайские селлеры выступили против "Политики бесплатного возврата"

Подписаться на новости

Смотрите также

current-theme

Российский бизнес переходит на CRM-маркетинг

current-theme

FMCG-компании в 2024 году делают ставку на онлайн-продажи: аналитика Nielsen

current-theme

Трамп продолжит прессовать китайские маркетплейсы

current-theme

Где можно и где выгодно строить склады в Московском регионе? И на что рассчитывать их арендаторам?

current-theme

Только треть онлайн-предпринимателей участвует в распродажах

current-theme

Число фейковых интернет-магазинов выросло перед сезоном распродаж

current-theme

Кейс: Как ТЕХНОНИКОЛЬ с помощью искусственного интеллекта повысила эффективность взаимодействия с клиентами

current-theme

Мамы отправились за детской одеждой в онлайн

current-theme

MPSTATS EXPO Трансформация: Как изменится рынок eСommerce в 2025 году?

current-theme

Мегамаркет узнал, какие товары планируют покупать россияне на распродажах

current-theme

Ноябрьские распродажи: россияне готовы потратить 22 тысячи рублей

current-theme

Форум-выставка CX FINTECH DAY: Технологии лидеров, меняющие мир взаимодействия с клиентом

Актуальное сейчас

В России растет спрос на работников складов, логистики и ритейла: аналитика

В преддверии масштабных распродаж (11.11, Черная пятница) в ритейле и логистических компаниях кратно увеличился спрос на сотрудников. Согласно данным Авито Работы, в октябре этого года спрос на работников с...

Российский бизнес переходит на CRM-маркетинг

Исследование, проведенное Calltouch совместно с Out of Cloud, выявило существенные изменения в каналах привлечения клиентов у российского бизнеса. Анализ данных 2600 сайтов из 21 отрасли за последние три го...

FMCG-компании в 2024 году делают ставку на онлайн-продажи: аналитика Nielsen

Российские производители и продавцы товаров повседневного спроса все активнее осваивают онлайн-торговлю. Согласно исследованию Nielsen, проведенному среди топ-менеджеров FMCG-компаний, почти треть респонден...

Трамп продолжит прессовать китайские маркетплейсы

Дональд Трамп предложил ввести новые тарифы на кросс-бордерную торговлю. Повышение составит на 10-20% для всех товаров, импортируемых в США, а для товаров китайского производства ставка может достигать 60-1...

Где можно и где выгодно строить склады в Московском регионе? И на что рассчитывать их арендаторам?

После пандемии все увидели разворот в сторону складов, строительство новых комплексов для лидеров рынка ecommerce, рост сегмента доставки еды. Вместе с тем, на рынке наблюдается резкий дефицит качественных ...

Только треть онлайн-предпринимателей участвует в распродажах

Лишь треть онлайн-предпринимателей планирует участвовать в ноябрьских распродажах, говорится в отчёте экспертов ЮKassa. В компании провели опрос более 100 представителей российского бизнеса.  Общие да...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.