Увеличиваем эффективность доставки в онлайн-ритейле: несколько технологий

Игорь Бахарев

Доставка для многих онлайн-ритейлеров давно стала управляемым процессом, с помощью которого можно не только доставлять купленные товары, но и повышать лояльность клиентов. Однако, немногие используют все возможности своей логистики на 100%.Руководитель логистической платформы Яндекс.Маршрутизация Данил Шелехов, поделился удачными практиками клиентов сервиса, которые позволяют получить дополнительные результаты от собственной курьерской доставки. 

Работайте с мотивацией водителей

С появлением IT-инструментов, оцифровывающих движение водителя по маршруту, у компаний появилось гораздо больше возможностей для контроля. Например, с помощью различных мониторинговых систем логист может в режиме реального времени наблюдать за тем, где и насколько задерживается его курьер. 

В результате, водитель может почувствовать себя “в аквариуме”, когда со всех сторон его деятельность видят все - и работодатель, и клиент. Это может привести к психологическому давлению, особенно, если до внедрения такого инструмента курьер мог позволить себе отвлекаться на пути - принять нововведения может быть тяжело. 

Курьеры - это лицо бренда и от качества их работы зависит впечатление от взаимодействия с компанией, поэтому очень важно найти правильную мотивацию для того, чтобы и водители также приняли новые инструменты автоматизации и чувствовали себя комфортно. 

Изначально, у водителей, помимо ощущения того, что за ним все следят, есть проблема с принятием маршрутов, построенных алгоритмическим путем. Для того, чтобы мотивировать их выполнять маршруты один из наших клиентов стал показывать водителям перед выездом на смену расчетный лист с возможной суммой, которую водитель получит по итогам выполнения маршрута. 

Постепенно водители поверили в автоматическое планирование и стали выполнять маршрут именно в последовательности, составленной алгоритмом, так как в этом случае расчет зарплаты был понятным и прозрачным. Это привело к снижению процента недоставок и опозданий, а также повысило мотивацию водителей. 

Возможности для оптимизации: чтобы не рассчитывать время работы водителей вручную, можно синхронизировать систему автоматического планирования маршрутов с 1C (или другой системой, где вы ведете учет рабочего времени) - таким образом вы сможете автоматически получать расчетное время работы и километраж по каждому водителю автоматически. 

Моделируйте вашу логистику

Один из эффектов внедрения автоматического планирования маршрутов - это существенное ускорение процесса планирования. Если раньше компания могла тратить на планирование несколько часов, то теперь процесс занимает 10-15 минут. Освободившееся время открывает целое поле для экспериментов. 

Гибкость алгоритма планирования позволяет менять разные параметры и получать в зависимости от этого разные решения. Логистика становится более прозрачной и управляемой — можно видеть изменения различных метрик последней мили: километража, количества машин, количества потенциальных опозданий и среднюю нагрузку на курьера. 

Так, один из крупных онлайн-ритейлеров пользуется моделированием с изменением разных параметров для поиска наиболее подходящего варианта. Например, существует стратегия равномерного распределения заказов между курьерами - тогда нагрузка между ними распределяется одинаково. А в другом сценарии подбираются максимально плотные маршруты для курьеров и тогда ресурс каждого из них используется по максимуму. 

В результате, в компании сравнивают два получившихся решения и оценивают изменения в метриках - общем километраже всех маршрутов, расстоянию по каждому курьеру, время в пути и время простоя, время начала и завершения маршрута, а также необходимое число курьеров. Это позволяет выбрать наиболее оптимальное решение. 

Возможности для оптимизации: стоит делать моделирование на разных параметрах не только для ежедневного планирования, но и для выбора логистической стратегии. С помощью такого моделирования можно сравнить метрики при разных приоритетах - кто-то готов потратить больше для обеспечения лучшего клиентского сервиса, а кому-то нужно справиться с большими объемами и найти наиболее экономичное решение.

Внедряйте логистику на этапе формирования заказов

Другой известный онлайн-ритейлер пошел еще дальше и внедрил логистику на этапе формирования заказа. Для чего это было нужно и как это выглядело на практике?

В этой компании сделали внутреннюю TMS (Transport Management System) полноценным участником процесса оформления заказа. Теперь клиентам онлайн-ритейлера отображаются временные интервалы, в которые они могут оформить доставку, исходя из уже имеющихся маршрутов. 

Но на TMS формирование маршрутов не ограничивается - далее данные уходят на сервер системы автоматического планирования, где маршруты уплотняются, а часть высвободившихся ресурсов распределяется на обслуживание новых заказов. 

Например, из 30 машин, которые получились в результате планирования внутренней TMS, по итогам обработки алгоритмами маршрутизации получается 27-28 машин - оставшиеся машины снова становятся доступными для наполнения заказами. Эти итерации позволяют по максимуму задействовать каждую машину, и при этом иметь возможность принимать дополнительные заказы. 

Возможности для оптимизации: если вы пользуетесь системой автоматического планирования, то знаете, как важно для алгоритма получать данные в верном и стандартизированном формате. Чтобы не проверять каждый адрес вручную и не исправлять ошибки, достаточно внедрить на сайте сервис автоматической проверки адресов - так в систему будут попадать только корректно заполненные данные. 

Как увеличить эффективность доставки:

  1. Не забывайте про персонал - на них лежит основная нагрузка по обработке заказов, поэтому важно позаботиться об их мотивации. Прозрачность расчета - отличное решение. 

  2. При планировании маршрутов можно и нужно перебирать варианты, при этом отслеживая изменения в основных метриках.

  3. Логистика может работать еще на этапе сбора заказа на сайте - это позволит оптимизировать имеющиеся ресурсы и подготовит компанию к росту и пиковым нагрузкам. 

Материал по теме

Яндекс Маркет представил Роборуку со встроенной нейросетью

Материал по теме

"Яндекс" тестирует новую опцию отложенной оплаты

Материал по теме

Яндекс запустил быструю доставку из магазинов красноярских ритейлеров

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Яндекс Маркет представил Роборуку со встроенной нейросетью

Яндекс Маркет начал использовать на своём Cуперскладе (Софьино-2) новую модель складского робота — Роборуку. С её помощью сервис планирует решать самые разные задачи — от разгрузки прибывшей партии товаров ...

Госмаркетплейс, вперёд лети: мнение экспертов

Первый зампредседателя Комитета Совета Федерации по экономической политике Иван Абрамов рассказал подробности реализации проекта строительства "государственного российского маркетплейса". В его основе предл...

Самокат расширил географию доставки горячей еды и напитков

Онлайн-ритейлер запустил новое направление доставки горячих блюд и напитков в регионах. Раздел "Всё горячее" теперь доступен горожанам в Коломне, Орехово-Зуеве, Казани, Рязани, Нижнем Новгороде, Перми и Кра...

СберМаркет запустил доставку из "Кухни на районе"

В онлайн-сервисе доставки из магазинов и ресторанов СберМаркет теперь можно заказать блюда из "Кухни на районе". Оформить доставку можно в любом районе Москвы. Клиенты могут оформить заказ через прило...

Доля российских производителей на маркетплейсе "Детского мира" выросла до 25%

Маркетплейс "Детского мира" подвел итоги за 2023 год и назвал самые быстрорастущие категории. По итогам 2023 года товарооборот онлайн-площадки вырос на 57% по сравнению с результатами прошлого года, количес...

Lamoda стала эксклюзивным продавцом новой формы сборной России по футболу

Lamoda открыла эксклюзивные продажи обновленной формы сборной России по футболу, которая была разработана новым партнером Российского футбольного союза (РФС) - компанией Jögel. Новая экипировка доступна как в р...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.