Три месяца падения: как поменялся eCommerce-рынок с 24 февраля

Игорь Бахарев

За последние месяцы количество интернет-магазинов снизилось на 10%, это около 30 тысяч площадок, рассказывает eCommerce-эксперт Евгений Щепелин со ссылкой на данные ресурса builtwith.com. Этот сервис занимается регулярным мониторингом технологий, используемых на сайтах, от его движка до внешних сервисов, подключенных к онлайн-магазину. Сейчас совокупное количество сайтов, которые обозначены как "магазины" - 309 тыс. Ещё месяц назад их было более 330 тысяч.

Clip2net_220523174725.png

Рынок "съёжился", что связано, в первую очередь, с уходом из России некоторых западных CMS, отмечает эксперт. Также прекратилась работа сайтов e-katalog и tiu, где размещалось достаточно много мелких магазинов. Далеко не все из них ещё успели перенастроить каналы продаж. Это происходит на фоне экономического кризиса в отрасли.

Clip2net_220523171659.png

/данные по числу посетителей с сайта pro.metrica.guru/


"Впрочем, надо отметить, что в Covid рост числа интернет-магазинов был более существенным, чем текущий отвал", - напоминает Щепелин.

Оценка Щепелина вполне реальна, считает основатель UpGrade Владислав Широбоков. 

ольшинство из более чем 100 сервис-провайдеров и ритейлеров, которых мы опросили в ходе подготовки к UPGRADE RETAIL ЛЕТО заявили об уменьшении числа клиентов и партнеров. Цифры могут варьировать от сегмента к сегменту, к примеру, в нише глобальных Fashion брендов приостановили продажи, ушли с рынка лидеры отрасли. В сегменте продуктов питания уменьшения числа игроков не столь заметно. Все игроки столкнулись с проблемой импорта товаров", - рассказывает он.

А вот eCommerce-эксперт Софья Фридман не очень верит в оценку Щепелина. "Этот процесс шел постоянно - один бизнес возникнет / другой свернется. статистика малого бизнеса всегда была "туда-сюда". особенно на фоне бума перепродажи китайских товаров (которые, кстати, никуда не делись)", - говорит она. 

Маркетплейсы хоронят частников

Партнёр Data Insight Фёдор Вирин полагает, что основной отток магазинов сейчас происходит не потому, что закрываются компании (хотя и это тоже есть), а потому, что они переориентируются на продажи на маркетплейсах.

"Это долгосрочный процесс, который просто ускорился в марте. Все остальные процессы - отсутствие товаров, отъезд владельцев (для небольших магазинов), уход гугла (контекстной рекламы) и потеря большой доли трафика - менее существенны", - добавляет он.

eCommerce-эксперт Тимофей Шиколенков ("Два Сэнсэя") также отмечает, что есть множество предпринимателей, отказавшихся от своей розницы в пользу маркетплейсов.
"На рынке очень много мелких интернет-магазинов, которые имеют менее 100 заказов в месяц. Думаю, что уход части таковых никак не влияет на рынок в целом. По моей оценке сейчас в России всего около 30 тысяч интернет-магазинов, имеющих заметный поток клиентов и заказов. Длинный хвост всегда был очень динамичным", - говорит он.
Количество ИМ в последнее время и так снижалось, напоминает глава НАДТ Александр Иванов. Он согласен, что те магазины, которые перебрались на маркетплплейсы, иногда теряют смысл ведения и поддержки своего сайта. При этом еще какое-то количество заброшенных сайтов, которые и до 24 февраля номинально существовали, но в последнее время не поддерживались или поддерживали минимальный пакет, "на всякий случай". 

"Нет товара - нет магазинов"

Инвестор и сооснователь венчурной компании the Untitled Константин Синюшин говорит, что основная проблема - это уменьшение ассортимента. "Торговать-то сейчас нечем, мелкие магазины первыми лишились поставок", - напоминает он.

Президент Ассоциации Торгово-Технологических Компаний  Сергей Егорушкин также думает, что сейчас важны проблемы ассортимента. "Нет товара - нет магазинов. С рынка сдуло тех, кто не смог продолжить закупки", - говорит он.

Большое количество интернет-магазинов было связано с импортом товаров в Россию из т.н. "недружественных" стран, согласен основатель консалтингового агентства "Директфуд" Мстислав Воскресенский. Сейчас осуществлять подобную деятельность из-за разрыва логистических цепочек стало гораздо сложнее либо и вовсе невозможно, волатильность валюты также не добавляет оптимизма.

"Прибавьте к этому преобладающие среди т.н. "креативного" класса и предпринимателей настроения к отъезду из страны, а также прогнозы от ведущих российских и международных аналитиков о падении ВВП в ближайшее годы в диапазоне 8-25% и можно сделать вывод о ещё большем сокращении числа интернет-магазинов в скором будущем. Рынок E-Grocery также будет уменьшаться, прежде всего за счёт закрытия неэффективных игроков", - добавляет эксперт.

Александр Крынский, который в свою очередь ссылается на источник Huntersales.ru, приводит интересную статистику "вымывания" ассортимента. Это данные по уменьшению числа поставщиков на Wb за первый месяц "спецоперации":

 Категории: 
  • Блузка - было 3546, стало: 1113
  • Футболка - было 7046, стало 3672
  • Волосы - было 3041, стало 944

Инстаграмные потери

Вирин напоминает, что во всех этих расчётах не учитываются потери продавцов, которые развивали продажи через инстаграм. Builtwith также не показывает эти площадки.

Иван Кургузов ("Оборот", РАЭК) считает, что при отключении в России Instagram там "умерли" сотни тысяч малых предпринимателей, продающих товары с доставкой. При этом если говорить именно про онлайн-магазины, то пока смертей много, но это только начало. 

"Осенью будут умирать магазины третьей-пятой сотни, и умирать массово. Их никак не будет 30 тысяч, но безработными останется даже больше людей. Впрочем, жизнь в eCommerce продолжится. Те, кто будут хорошо работать - не умрут", - резюмирует эксперт.

Будет хуже

В НАДТ ожидают массового закрытия онлайн-магазинов начиная с осени. Подавляющее их большинство всё ещё живет за счет продажи импорта и должно пройти какое-то время прежде чем в стране закончатся импортные товары. А далее надо дать еще какое-то время на попытки магазинов искать поставки или другой товар, которые для многих завершатся неудачно.

"Опять же, скорее всего это все-таки не будет выглядеть как закрытие ИМ, почти наверняка мы просто получим какое-то количество (наверное, довольно большое) брошенных сайтов ИМ. Схожая проблема на МП сегодня, там количество поставщиков, судя по оценкам некоторых коллег, сократилось, в зависимости от категории, в 2-3-4 раза", - добавляет Иванов

Материал по теме

Российские покупатели могут потратить на 20% больше во время Черной пятницы

Материал по теме

FMCG-компании в 2024 году делают ставку на онлайн-продажи: аналитика Nielsen

Материал по теме

Только треть онлайн-предпринимателей участвует в распродажах

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Массовый сбой в сервисах доставки еды: виноват облачный сервис Яндекса

В четверг вечером россияне столкнулись с массовыми сбоями в работе популярных сервисов доставки еды. Среди пострадавших – «Вкусно – и точка», KFC, «Бургер Кинг», «Додо Пицца», «Купер», а также сервисы доста...

NielsenIQ нашёл на региональных рынках FMCG потенциал для онлайн-торговли

Российский рынок онлайн-торговли продовольственными товарами демонстрирует устойчивый рост, особенно в регионах. Однако, несмотря на эти положительные тенденции, уровень проникновения онлайн-шопинга в разли...

Оборот онлайн-магазинов зоотоваров в 2024 году вырос на 35%

Исследование, проведенное сервисом "Ремонт со СберУслугами" и платежным сервисом ЮKassa, выявило заметный рост интереса россиян к домашним животным. Оборот интернет-магазинов зоотоваров в 2024 году увеличил...

Яндекс Еда поможет бронировать столики в ресторанах прямо в приложении

Сервис доставки еды Яндекс Еда представил новую функцию – онлайн-бронирование столиков в ресторанах. Теперь пользователи могут не только заказать еду на дом, но и полностью спланировать свой поход в кафе ил...

"Яндекс Лавка" довезла лекарства до Санкт-Петербурга

Сервис быстрой доставки "Яндекс Лавка" начал доставлять лекарства из аптек в Санкт-Петербурге. Ранее такая услуга была доступна только жителям Москвы. Теперь петербуржцы могут заказать более 3000...

UPGRADE года 2024: Подводим итоги развития ритейл рынка вместе с ведущими компаниями отрасли

4 декабря сообщество ритейлеров UPGRADE проведет ежегодную конференцию, премию и вечеринку ведущих компаний отрасли — UPGRADE года 2024. Эксперты подведут итоги, обсудят важнейшие тренды отрасли, отметят бы...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.