Три месяца падения: как поменялся eCommerce-рынок с 24 февраля

Игорь Бахарев

За последние месяцы количество интернет-магазинов снизилось на 10%, это около 30 тысяч площадок, рассказывает eCommerce-эксперт Евгений Щепелин со ссылкой на данные ресурса builtwith.com. Этот сервис занимается регулярным мониторингом технологий, используемых на сайтах, от его движка до внешних сервисов, подключенных к онлайн-магазину. Сейчас совокупное количество сайтов, которые обозначены как "магазины" - 309 тыс. Ещё месяц назад их было более 330 тысяч.

Clip2net_220523174725.png

Рынок "съёжился", что связано, в первую очередь, с уходом из России некоторых западных CMS, отмечает эксперт. Также прекратилась работа сайтов e-katalog и tiu, где размещалось достаточно много мелких магазинов. Далеко не все из них ещё успели перенастроить каналы продаж. Это происходит на фоне экономического кризиса в отрасли.

Clip2net_220523171659.png

/данные по числу посетителей с сайта pro.metrica.guru/


"Впрочем, надо отметить, что в Covid рост числа интернет-магазинов был более существенным, чем текущий отвал", - напоминает Щепелин.

Оценка Щепелина вполне реальна, считает основатель UpGrade Владислав Широбоков. 

ольшинство из более чем 100 сервис-провайдеров и ритейлеров, которых мы опросили в ходе подготовки к UPGRADE RETAIL ЛЕТО заявили об уменьшении числа клиентов и партнеров. Цифры могут варьировать от сегмента к сегменту, к примеру, в нише глобальных Fashion брендов приостановили продажи, ушли с рынка лидеры отрасли. В сегменте продуктов питания уменьшения числа игроков не столь заметно. Все игроки столкнулись с проблемой импорта товаров", - рассказывает он.

А вот eCommerce-эксперт Софья Фридман не очень верит в оценку Щепелина. "Этот процесс шел постоянно - один бизнес возникнет / другой свернется. статистика малого бизнеса всегда была "туда-сюда". особенно на фоне бума перепродажи китайских товаров (которые, кстати, никуда не делись)", - говорит она. 

Маркетплейсы хоронят частников

Партнёр Data Insight Фёдор Вирин полагает, что основной отток магазинов сейчас происходит не потому, что закрываются компании (хотя и это тоже есть), а потому, что они переориентируются на продажи на маркетплейсах.

"Это долгосрочный процесс, который просто ускорился в марте. Все остальные процессы - отсутствие товаров, отъезд владельцев (для небольших магазинов), уход гугла (контекстной рекламы) и потеря большой доли трафика - менее существенны", - добавляет он.

eCommerce-эксперт Тимофей Шиколенков ("Два Сэнсэя") также отмечает, что есть множество предпринимателей, отказавшихся от своей розницы в пользу маркетплейсов.
"На рынке очень много мелких интернет-магазинов, которые имеют менее 100 заказов в месяц. Думаю, что уход части таковых никак не влияет на рынок в целом. По моей оценке сейчас в России всего около 30 тысяч интернет-магазинов, имеющих заметный поток клиентов и заказов. Длинный хвост всегда был очень динамичным", - говорит он.
Количество ИМ в последнее время и так снижалось, напоминает глава НАДТ Александр Иванов. Он согласен, что те магазины, которые перебрались на маркетплплейсы, иногда теряют смысл ведения и поддержки своего сайта. При этом еще какое-то количество заброшенных сайтов, которые и до 24 февраля номинально существовали, но в последнее время не поддерживались или поддерживали минимальный пакет, "на всякий случай". 

"Нет товара - нет магазинов"

Инвестор и сооснователь венчурной компании the Untitled Константин Синюшин говорит, что основная проблема - это уменьшение ассортимента. "Торговать-то сейчас нечем, мелкие магазины первыми лишились поставок", - напоминает он.

Президент Ассоциации Торгово-Технологических Компаний  Сергей Егорушкин также думает, что сейчас важны проблемы ассортимента. "Нет товара - нет магазинов. С рынка сдуло тех, кто не смог продолжить закупки", - говорит он.

Большое количество интернет-магазинов было связано с импортом товаров в Россию из т.н. "недружественных" стран, согласен основатель консалтингового агентства "Директфуд" Мстислав Воскресенский. Сейчас осуществлять подобную деятельность из-за разрыва логистических цепочек стало гораздо сложнее либо и вовсе невозможно, волатильность валюты также не добавляет оптимизма.

"Прибавьте к этому преобладающие среди т.н. "креативного" класса и предпринимателей настроения к отъезду из страны, а также прогнозы от ведущих российских и международных аналитиков о падении ВВП в ближайшее годы в диапазоне 8-25% и можно сделать вывод о ещё большем сокращении числа интернет-магазинов в скором будущем. Рынок E-Grocery также будет уменьшаться, прежде всего за счёт закрытия неэффективных игроков", - добавляет эксперт.

Александр Крынский, который в свою очередь ссылается на источник Huntersales.ru, приводит интересную статистику "вымывания" ассортимента. Это данные по уменьшению числа поставщиков на Wb за первый месяц "спецоперации":

 Категории: 
  • Блузка - было 3546, стало: 1113
  • Футболка - было 7046, стало 3672
  • Волосы - было 3041, стало 944

Инстаграмные потери

Вирин напоминает, что во всех этих расчётах не учитываются потери продавцов, которые развивали продажи через инстаграм. Builtwith также не показывает эти площадки.

Иван Кургузов ("Оборот", РАЭК) считает, что при отключении в России Instagram там "умерли" сотни тысяч малых предпринимателей, продающих товары с доставкой. При этом если говорить именно про онлайн-магазины, то пока смертей много, но это только начало. 

"Осенью будут умирать магазины третьей-пятой сотни, и умирать массово. Их никак не будет 30 тысяч, но безработными останется даже больше людей. Впрочем, жизнь в eCommerce продолжится. Те, кто будут хорошо работать - не умрут", - резюмирует эксперт.

Будет хуже

В НАДТ ожидают массового закрытия онлайн-магазинов начиная с осени. Подавляющее их большинство всё ещё живет за счет продажи импорта и должно пройти какое-то время прежде чем в стране закончатся импортные товары. А далее надо дать еще какое-то время на попытки магазинов искать поставки или другой товар, которые для многих завершатся неудачно.

"Опять же, скорее всего это все-таки не будет выглядеть как закрытие ИМ, почти наверняка мы просто получим какое-то количество (наверное, довольно большое) брошенных сайтов ИМ. Схожая проблема на МП сегодня, там количество поставщиков, судя по оценкам некоторых коллег, сократилось, в зависимости от категории, в 2-3-4 раза", - добавляет Иванов

Материал по теме

Москва покинула тройку лидеров потребительского eCommerce-рейтинга

Материал по теме

Что мотивирует россиян обновить гардероб: аналитика Lamoda

Материал по теме

Сверхрынок eСommerce или к чему стоит подготовиться селлерам:

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

СберМаркет расширил программу привилегий для курьеров и сборщиков

Онлайн-сервис доставки из магазинов и ресторанов СберМаркет расширил программу привилегий для курьеров и сборщиков. Список увеличился на 27 специальных предложений, среди которых скидки на технику, одежду...

Чек-лист для формирования узнаваемости бренда: какие инструменты нужны для запуска бизнеса и увеличения продаж

Узнаваемость бренда показывает, насколько хорошо потребители владеют информацией о вас, вашем личном бренде, компании или товарах и услугах, которые вы предлагаете. Виктория Пантелеева, руководитель digital-...

Алиса поможет клиентам Лавки делать покупки голосом

Пользователи Лавки смогут совершать покупки голосом с помощью Алисы. Она поможет собрать корзину, если заняты руки и важно не забыть что-то купить. Для того чтобы сформировать заказ, достаточно сказать: "Ал...

Inventive D2C запустила мультибрендовую DIY-площадку

Inventive D2C ("дочка" Inventive Retail Group) объявила о запуске нового мультибрендового проекта MasterClub.Store - универсальной eСommerce платформы, специализирующейся на DIY-товарах для дома и сада.  ...

Ozon откроет первый в России ПВЗ в аэропорту

В Московском аэропорту Домодедово 5 октября откроется первый в стране пункт выдачи заказов маркетплейса на территории воздушной гавани. Им станет партнерский пункт выдачи заказов Ozon в терминале 1.  ...

Сеть "ВинЛаб" запустила онлайн-сервис для корпоративных клиентов

Сеть магазинов "ВинЛаб" представила новый онлайн-сервис "ВинЛаб Бизнес" для корпоративных клиентов. Решение позволяет компаниям приобретать алкогольную продукцию под различные цели бизнеса: для подарков сот...