Тренды рынка маркетплейсов в России: 11 выводов из большого исследования iConText Group

Игорь Бахарев

Команда специалистов IConText Group совместно с внешними экспертами подготовила большое исследование маркетплейсов в России. Предлагаем ознакомиться с краткими выводами из него, чтобы разобраться в возможностях и перспективах этого рынка – будет полезно как минимум селлерам, реселлерам, предпринимателям, представителям брендов и маркетологам.

1. Объем интернет-торговли

Он достиг отметки в 1,5 трлн рублей за довольно короткий промежуток времени – с января по апрель 2022 года, и во многом благодаря маркетплейсам. Больше половины пользователей приобретают различные товары именно здесь.

Прогнозируется и последующий рост электронной торговли – на 34 % до 2025 года. Вместе с ней будет увеличиваться и количество заказов, оформляемых на маркетплейсах.

Сейчас в России есть пять крупных маркетплейсов:

  • Wildberries – объем продаж 805,7 млрд рублей, количество заказов 771,9 млн штук;

  • Ozon – объем продаж 446,7 млрд рублей, количество заказов 221,2 млн штук;

  • Яндекс.Маркет – объем продаж 122,2 млрд рублей, количество заказов 29,7 млн штук;

  • Aliexpress – объем продаж 106,1 млрд рублей, количество заказов 48 млн штук;

  • СберМегаМаркет – объем продаж 29 млрд рублей, количество заказов 6,4 млн штук.

2. Особенности российских площадок

Среди ключевых участников рынка выделают следующие группы:

  • высокий оборот, низкий средний чек – Wildberries, Ozon, Aliexpress – здесь люди оформляют множество мелких покупок;

  • небольшой оборот, высокий средний чек – Яндекс.Маркет, СберМегаМаркет – тут делают мало покупок, но зато более дорогих.

К примеру, в 2021 году на СберМегаМаркете наибольшей популярностью пользовались автотовары, а Яндекс.Маркете – техника и электроника.

Средний чек на площадках составляет от 1 040 до 4 770 рублей. Нужно отметить, что он движется в сторону уменьшения: это связано с изменением баланса продуктовых групп – на маркетплейсах стали более активно продавать товары повседневного спроса (например, макароны и гречку). А еще сыграл свою роль приход новых селлеров – индивидуальных предпринимателей и самозанятых, у которых более низкая налоговая нагрузка и, как следствие, более низкие цены на продукцию.

3. Основная аудитория

Большая часть заказчиков на площадках – это городские жители, их 59 %. Но быстрее всего аудитория площадок растерт благодаря новым покупателям из региональных центров – 20 %. Они начинают активно пользоваться маркетплейсами, потому что в маленьких городах часто нет специализированных оффлайн-магазинов.

Доля посетителей мужчин выше на всех маркетплейсах, кроме Wildberries – там покупки чаще совершают женщины. Кроме того, нужно учитывать, что поведение представителей сильного и слабого пола на площадках отличается: первые приходят за определенным товаром и целенаправленно ищут его, вторые же считают шопинг интересным времяпровождением и нередко импульсивно оформляют заказы.

Что касается возраста, то преимущественно это люди 25–34 и 35–44 лет – здесь нет ничего удивительного, поскольку именно у них наиболее высокая покупательская способность.

Также весьма вероятно, что покупатели открывают разные площадки в поисках самого выгодного предложения – данный вывод можно сделать, поскольку часть аудитории маркетплейсов пересекается.

4. Трафик

На Wildberries в основном заходят со смартфонов, на Ozon и Aliexpress – с ноутбуков и компьютеров. Посетители СберМегаМаркета и Яндекс.Маркета делятся в своих предпочтениях примерно 50/50.

При этом лишь у Wildberries сайт достаточно быстро загружается с десктопа, а у остальных площадок нет – скорость требует доработки. И у всех сайты медленно загружаются с мобильных устройств – вероятно потому, что есть приложения.

Что касается источников трафика: самая большая доля прямого у Wildberries, Ozon и Aliexpress – они работают над повышением узнаваемости своего бренда и увеличением лояльности аудитории.

У СберМегаМаркета прямого трафика мало – обычно посетителями площадки становятся случайные пользователи, которые ищут определенные товары через браузер. Плюс маркетплейс делает акцент на различной рекламе – получает трафик оттуда. Аналогичная ситуация у Яндекс.Маркета.

5. Доставка VS самовывоз

Покупатели предпочитают заказывать товары в ПВЗ или постоматы, услуги курьеров выбирают намного реже. Так, в 2021 году у Wildberries было 756 млн доставок в пункты самовывоза и постоматы, и лишь 15 млн до двери.

Ведь на маркетплейсах в большей мере заказывают то, что удобнее забирать самостоятельно:

  • товары, которые необходимо мерить или проверять на исправность – одежду, обувь, технику, электронику и т. д.;

  • товары низкого ценового сегмента, для которых просто невыгодно оплачивать еще и доставку – продукты повседневного спроса, товары для детей.

Обратите внимание на еще один момент: большая часть покупателей на маркетплейсах – миллинеалы. Для них имеет значение скорость доставки – зачастую люди этого поколения готовы переплачивать за нее, лишь бы получить товар как можно быстрее.

6. Программы лояльности

Есть у каждого маркетплейса, но у всех разные. Чаще всего это накопительная система скидок либо баллы, которые можно использовать при повторных покупках – и то, и то стимулирует продажи и работает на удержание клиентов.

Для многих пользователей программы лояльности – важный критерий выбора маркетплейсов.

7. О чем говорят в социальных сетях

В основном о негативных аспектах – пользователи любят обсуждать цены на товары, скорость доставки и уровень сервиса. Больше всего делятся своим мнением на Северо-Западе и центральной части России, меньше – в Сибири, на Дальнем Востоке и Кавказе.

Наиболее обсуждаемый в социальных сетях маркетплейс – Ozon, а наименее – СберМегаМаркет. Что коррелируется с данными по аудиториям площадок.

8. Параллельный импорт

Яндекс Маркет, Ozon и Wildberries разрешили продавать продукцию из утвержденного Минпромторгом списка параллельного импорта – бумагу, игрушки, спортинвентарь, технику Apple и многое другое. При этом продавцы все равно должны предоставлять требующуюся разрешительную документацию.

Что интересно, первыми продавать товары из списка параллельного импорта начали сами площадки: Яндекс.Маркет – электронику и бытовую технику, Ozon – продукцию Apple, Wildberries – запчасти для автомобилей и мотоциклов.

9. Условия для селлеров

Выше всего комиссия за продажу у Ozon и Wildberries – от 5 до 15 % в зависимости от категории товаров, а ниже у Яндекс.Маркета – от 2 до 8 %.

При этом у площадок есть различные платные услуги – и у всех они разные. Если решите продавать на маркетплейсах, обязательно внимательно изучите условия, чтобы не столкнуться с неожиданностями в виде комиссии за сдачу заказа в доставку или хранение товаров на складе.

10. Мобильные приложения маркетплейсов

Для заказа товаров люди предпочитают использовать мобильные приложения, а не сайты.

По установкам из App Store лидирует Wildberries (5,1 млн), на втором месте идет Ozon (4,8 млн), на третьем – Яндекс.Маркет (2,6 млн), на четвертом – Aliexpress (2,4 млн), а замыкает пятерку СберМегаМаркет (1,7 млн).

В Google Play ситуация несколько другая: первое место у Ozon (11,1 млн), далее идут Wildberries (10,9 млн), Яндекс.Маркет (6,7 млн), Aliexpress (5,8 млн), СберМегаМаркет (3,5 млн).

11. Тренды в продвижении на площадках

Ключевые следующие:

  • Основные сервисы для продвижения товаров – рекламные инструменты самих маркетплейсов. Среди них можно выделить три основных группы – продвижение в выдаче, товарную рекламу и медийные размещения. Рекомендуется сделать ставку на продвижении в поиске – поскольку если товар выдается на первой странице выдачи, то есть прямое влияние на продажи.

  • Один из инструментов для выхода в топ – SEO-оптимизация карточек товаров.

  • Важно развитие бренда вне маркетплейса – привлечение трафика из социальных сетей, поисковой выдачи.

  • Коммуникация с покупателями имеет высокое значение – при выборе товаров пользователи смотрят отзывы и рейтинг продавца.

Резюмируя

Популярность маркетплейсов увеличивается, и здесь нет ничего удивительного. Крупные площадки удобны для пользователей – можно купить разные товары в одном месте, сравнить цены, почитать отзывы, выбрать подходящий вариант доставки.

Точно также маркетплейсы удобны и для бизнеса: безусловно, они берут комиссии за свои услуги, но вместе с тем закрывают и множество вопросов – быстрый запуск продаж, огромная аудитория, широкая география продаж, отлаженное хранение товаров и логистика.

Поэтому и ожидается, что к 2024 году универсальные маркетплейсы займут большую часть рынка – 54 %, однако со временем рост замедлится. Новым драйвером может стать параллельный импорт.

Материал по теме

FMCG-компании в 2024 году делают ставку на онлайн-продажи: аналитика Nielsen

Материал по теме

Только треть онлайн-предпринимателей участвует в распродажах

Материал по теме

Как продвигать FMCG в eСom: ежегодный ранкер рекламного инвентаря

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Цены на российском рынке онлайн-рекламы демонстрируют стремительный рост

Стоимость рекламных размещений на маркетплейсах в России за последние десять месяцев существенно увеличилась. По оценкам сооснователя и коммерческого директора Eshopmedia Ларисы Юстус, цены выросли в средне...

Первые итоги распродаж на крупнейших маркетплейсах: сводка

На начало ноября традиционно приходится старт крупнейших распродаж года. Всё начинается с "разогревочных" акций, которые на каждой крупной площадки проходят по-разному. 11 числа проходит распродажа в честь "...

Почта России запускает новую платформу для оптимизации доставки

Почта России представила новую платформу "Постмастер", призванную существенно улучшить работу курьерской службы. Разработанная дочерней компанией ПочтаТех, система упростит работу курьеров и диспетчеров, по...

Самокат встретил Чёрную пятницу "чёрным" ассортиментом

Онлайн-ритейлер Самокат в этом году решил подойти к традиционному сезону распродаж нестандартно. Вместо привычных скидок и акций, компания представила лимитированную линейку продуктов в чёрном цвете. ...

Wildberries повышает конкурентоспособность продавцов: новая функция для кастомизации витрин

Маркетплейс Wildberries расширяет возможности для продавцов, предоставляя новый инструмент для кастомизации витрин магазинов. Теперь продавцы смогут создать уникальный образ своего магазина на платформе, де...

Как правильно разрабатывать мотивационные трейд-маркетинговые B2B программы

Мотивационные программы для дистрибьюторов - это стабильно работающий инструмент повышения продаж, к которому постоянно обращается бизнес. Иногда приобретая на рынке готовые решения у экспертов, иногда самос...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.