Считаем ROPO-эффект: кейс Ковёр.ру
Игорь Бахарев
Директор по электронной коммерции Ковёр.ру (офлайновая сеть Art de Vivre) Дмитрий Кантарович рассказывает, как в его компании считали ROPO-эффект.
Мы столкнулись с серьезной проблемой, как посчитать ROPO-эффект. В нашей компании ситуации, когда посетители приходят в офлайновый магазин из онлайна возникают очень часто, ведь ковры обычно покупают именно после того, как сами потрогают, это критично для клиента. А у нас при этом очень высокий средний чек, ковры продаются и по 2-3 миллиона рублей. Такой товар тем более не купишь без посещения магазина, без того, чтобы попробовать его на ощупь, пообщаться с живыми менеджерами и прочее.
Для подсчета ROPO-эффекта мы внедрили специальную систему контроля. В магазин были поставлены специальные люди, которые приветствовали всех входящих клиентов и спрашивали, был ли посетитель перед походом в офлайн-магазин на сайте, изучал ли он ассортимент в онлайне или первой точкой касания был именно офлайн.
Таким образом мы пытались понять примерное соотношение тех, кто пришел в офлайн-розницу после посещения сайта. Исходя из этого соотношения можно высчитать, какой процент продаж в сети был осуществлен с помощью онлайн-канала. Это надо, чтобы принимать эффективные решения и лучше управлять воронкой продаж.
В процессе исследования были опрошены сотни посетителей магазина. Эксперимент оказался полезен и показал ROPO-эффект в цифрах. Выяснилось, что 22% зашедших в магазин предварительно были у нас на сайте. При этом затраты на исследование составили около 50 000 рублей.
Теперь мы, понимая что у нас достаточно много клиентов не примут решение о покупке без посещения магазина, стали еще больше акцентировать внимание и рассказывать об офлайн-рознице на сайте, тем самым, формируя омниканальную модель продаж.
В целом, стоит сказать, что подобные исследования со временем становятся только актуальнее.
В настоящий момент ROPO модель поведения покупателей выражена в обе стороны.
Research Online Purchase Offline (Ищи в онлайне, покупай в офлайне)
Т.е. покупатели знакомятся с ассортиментом в онлайне, перед посещением магазина изучают информацию о товаре, но окончательное решение о покупке принимают в офлайн-точках
Research Offline Purchase Online (Ищи в офлайне, покупай в онлайне)
В некоторых товарных категориях распространена и обратная модель, когда покупатель изучает ассортимент в розничных точках, а решение о покупке принимает дома, изучив отзывы о товаре, сравнив цены и условия покупки.
Обе этих модели предполагают мультиканальность. Т.е. покупатель взаимодействует с продавцом и в онлайне и в офлайне.
Вариаций модели покупки могут быть разными:
- Вчера клиент оформлял заказ на сайте с доставкой в офис.
- Сегодня ему будет удобно выбрать и купить в офлайн магазине
- А завтра он заедет в магазин, изучит товар, поедет домой и там посоветовавшись с женой оформит самовывоз на сайте.
Не имея онлайн или офлайн-направления, продавцы теряют клиентов. Большинство игроков это хорошо понимают и поэтому очень активно развивают именно мультиканальную модель.
Многие крупные сети, начиная с фешн (zara) и заканчивая бытовой техникой (МВидео) в своих офлайн-магазинах активно рассказывают покупателям о сайте и о преимуществах покупки в онлайне.
На сайте же продавцы направляют пользователей в свои магазины, предлагая скидки за самовывоз.
Унифицируются программы лояльности. Вы можете накопить и потратить баллы как на сайте, так и в розничных точках. Все это признаки развития мультиканальности.
Этот тренд относительно новый. Еще не очень давно у многих ритейлеров онлайн конкурировал с их же офлайном. Продавцы неохотно рассказывали о сайте кампании, т.к. не хотели терять покупателя (беспокоясь о своем плане продаж и премии) и любой ценой склоняли его к покупке в магазине. Мы часто сталкивались с ситуацией, когда цены на сайте и в магазине отличались. Сейчас же все эти моменты уже скорее исключение.
Офлайн-игроков в чистом виде уже практически не осталось. А компании, которые традиционно были представлены только в онлайн уже вышли в офлайн (thefurnish.ru) или активно думают о запуске офлайн канала продаж (qpstol.ru).
Весь ритейл активно двигается в сторону мультинаканальности, а двигает его в этом направлении покупатель. Думаю в ближайшее время этот тренд станет ещё более явным.
Подписаться на новости
Прочитаете,
когда вам будет удобно
Свежий дайджест из мира
eCommerce у вас в почте