Sapato и немного нервно: за кулисами истории eCommerce проекта

Игорь Бахарев

Интернет-магазин Sapato.ru был запущен в июне 2010 года фондом Fast Lane Ventures, при поддержке венчурного фонда eVenture Capital Partners, компании Direct Group и инвестиционного холдинга AB Kinnevik. Для проекта использовали бизнес-модель  американского обувного интернет-магазина Zappos.

15 февраля 2012 года Ozon сообщил о закрытии сделки по приобретению Sapato. С весны 2011 года Ozon начинал продавать обувь, выходя на новый для себя рынок. Но после сделки в компании сообщили, что ассортимент передадут под управление команды Sapato. "Самостоятельно развивать еще одну экспертизу бессмысленно", — объясняла Маэль Гавэ. 

Внутри: Перед покупкой Oзона у Sapato были не очень хорошие времена, и возможность продаться крупному онлайн-ритейлеру стала удобным способом решить проблемы. Для каждой из сторон тогда это было выгодно и интересно. Однако те сотрудники, кто застали этот переход, отмечали, что Sapato сильно изменилось после приобретения Озоном.

В конце января 2013 года из-за принципиальных разногласий с акционерами компании по вопросам дальнейшего развития Sapato.ru Маттье Ланнегранд покинул свою должность. Исполняющим обязанности гендиректора была назначена Татьяна Саблина.

Внутри: Частично это было связано с отношением руководства к сотрудникам. Например, при первом генеральном директоре Sapato [Маттье Ланнегранд] все не уходили домой, пока работа не будет выполнена – до результата. В дальнейшем, при Саблиной, напор снизился, маркетинговые бюджеты стали увеличиваться.

Из интервью М. Ланнегранда: «Мы ориентированы на результат.  У нас в компании всегда можно откровенно поговорить друг с другом. У меня, например, нет отдельного кабинета, я работаю в  open space вместе с другими сотрудниками и чувствую себя чудесно. Я не согласен с тем, что открытые отношения мешают бизнесу. Мой опыт доказывает обратное. Когда все честно, все гораздо проще».

sapato facebook

Источник

Внутри: Первый звоночек появился, когда убрали Татьяну Саблину в начале 2014 года. Тогда поставили нового директора – Алексея Никонорова, который должен был вывести Sapato в плюс. Был сделан акцент на формате близком к Wildberries и Lamoda и конкурировании с ними по акциям, без работы с наценкой и увеличения маржинальности от продажи товаров. И скорее всего, на мой взгляд, из-за таких непонятных спонтанных акций Sapato и начало работать в минус.

После получения инвестиций летом 2014 года у сотрудников был 2-х месячный всплеск энтузиазма, активного придумывания идей по развитию проекта  и веры в то, что Sapato выкарабкается.

sapato facebook 2

Источник

Так, в начале лета 2014 года сообщили о старте проекта по прямым продажам одежды на Sapato.

Внутри: Маркетинговые инициативы одобрялись, бюджеты все были расписаны и согласованы. Запускали наружную рекламу, включая транспорт. Планировали телевизионную (не пошла). Было открыто огромное количество закупок, например, приобрели бразильскую коллекцию (от которой потом пришлось избавиться, так как она оказалась не нужной). Впоследствии велась большая работа с поставщиками: кому-то заплатили штрафы, с кем-то договорились о возврате товара.

Показатели продаж в целом не падали – держались «на уровне». А затем кто-то из коллег уже начал понимать, к чему все движется. И люди стали уходить. Другие специалисты, несмотря на такое понимание, продолжали держаться до последнего.  

В ноябре 2014 года появилась новость о переходе Sapato на модель маркетплейса и назначении нового директора Sapato.

Внутри: В ноябре 2014 года мы узнали, что генерального директора снимают с должности, и ставят нового исполняющего обязанности – руководителя IT-отдела. Естественно, когда ты видишь, что на руководящую позицию приходит человек изнутри и без опыта управления компанией, то становится ясно, что дело идет к закрытию. После этого не проводилось никаких маркетинговых активностей, отключались дорогостоящие каналы, все «чистилось». Попутно велась огромная работа по переходу на маркетплейс. Все происходило как-то скукоженно и быстро.

После того, как было принято решение о превращении в маркетплейс, нам надо было до конца 2014 года продать весь сток. Запустили ряд акций (например, «-80%»). Была задача «слить все». Что не получилось – постарались перепродать. Долго искали покупателей на остатки. Озон по своим причинам не мог оставить товары у себя, потому что до конца так и не научился работать с обувью на своем складе.

В конце 2014 года начались сокращения (по соглашению сторон). Все было сделано честно и правильно, чтобы никого не обидеть и расстаться на дружеской ноте. Многие до сих пор общаются и помогают друг другу. Sapato – один из самых дружных проектов, в котором довелось работать.

Маэль Гавэ настаивала на модели маркетплейса для Sapato, но не смогла убедить инвесторов.

В этот же момент происходил переход некоторых категорийных менеджеров в Озон – компания начала работать с обувью, как с отдельной своей категорией, размещала  товары свои товары на площадке Sapato.ru. И с января 2015 года два категорийщика уже работали в Oзоне, а кто-то отказался. Сотрудникам Sapato предлагали также перейти в О-Курьер, Озон.Тревел,  и некоторые специалисты туда ушли.

Ozon решил отказаться от торговли обувью и одеждой на Sapato.ru в конце 2014 года, сосредоточившись на собственной площадке. Маэль Гавэ объясняла это стремлением сэкономить на издержках, объединив закупки товара с обработкой заказов и одновременно увеличив ассортимент.

Внутри: К январю 2015 года сотрудников  в компании стало в 2-3 раза меньше. И тогда же в январе 2015 Sapato выставили на продажу. Интерес проявили разные компании, однако, переговоры шли долго.

Спустя три года после покупки Ozon продала Sapato компании KupiVip в конце апреля 2015 года. Причина продажи — «дублирование проектов в рамках одной группы компаний», отметил генеральный директор Ozon Дэнни Перекальски. Долговые обязательства к KupiVIP не переходят, уточнил генеральный директор KupiVIP Владимир Холязников.  А также отметил, что Sapato.ru станет работать как полноценный и обособленный онлайн-магазин, и будет использовать инфраструктуру KupiVIP для закупки, обработки и доставки товаров.

Внутри: Полагаю, для KupiVip покупка представляла ценность из-за хорошей базы подписчиков (живого ценного актива Sapato), а также возможности «сливать» сток на отдельной площадке известного бренда.

К моменту полного оформления продажи от коллектива (по слухам) осталось  4 человека.   

Подготовила Елена Абашева, E-pepper.ru

Материал по теме

Ozon продает Sapato.ru интернет-магазину KupiVIP

Материал по теме

Sapato прекращает продажи своего товара и становится маркетплейсом

Материал по теме

Инсайд: Sapato.ru становится маркетплейсом (+ комментарий представителя)

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Почему закрылся интернет-магазин "Мираторг": взлёт и падение eGrocery-площадок в России

Рынок eGrocery в последние годы стал одним из драйверов российского eCommerce. Однако на каждый успешный проект приходится много провальных. Специалист в области организации и управления продуктовыми интерне...

Яндекс.Маркет выведет на рынок одежды собственные бренды

В марте 2024 года Яндекс подал заявки на регистрацию товарных знаков Tame, Muted и Humanform. Как стало известно "Ъ", компания планирует развивать направление собственных брендов одежды в среднем ценовом се...

Ozon пошёл на уступки владельцам ПВЗ (или нет)

После протестов владельцев ПВЗ Ozon, возмущённых новым сбором, который вводит площадка, представители компании провели ряд встреч с партнерами и профильными ассоциациями. В результате в Ozon вроде бы принял...

Доставка на маркетплейсы в 2024 году

Как трансформировался спрос на доставку на маркетплейсы, изменились требования селлеров и как менялась эта услуга в последние несколько лет рассказал руководитель отдела продуктов и ценообразования "Курьер С...

Доставка еды в России: суши vs пицца

Спрос на доставку еды в России в 2023 году вырос на 31% по сравнению с 2022 годом. Об этом свидетельствуют данные исследования онлайн-академии MAED.  Суши остаются лидером по популярности, но пицца б...

Яндекс Маркет и GFK: Как москвичи покупают в онлайне

В ежегодном опросе Яндекс Маркет и компания GfK Rus проанализировали потребительские тренды интернет-покупателей из Москвы. Эксперты выявили основные паттерны поведения и предпочтения жителей города при сов...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.