Sapato и немного нервно: за кулисами истории eCommerce проекта

Игорь Бахарев

Интернет-магазин Sapato.ru был запущен в июне 2010 года фондом Fast Lane Ventures, при поддержке венчурного фонда eVenture Capital Partners, компании Direct Group и инвестиционного холдинга AB Kinnevik. Для проекта использовали бизнес-модель  американского обувного интернет-магазина Zappos.

15 февраля 2012 года Ozon сообщил о закрытии сделки по приобретению Sapato. С весны 2011 года Ozon начинал продавать обувь, выходя на новый для себя рынок. Но после сделки в компании сообщили, что ассортимент передадут под управление команды Sapato. "Самостоятельно развивать еще одну экспертизу бессмысленно", — объясняла Маэль Гавэ. 

Внутри: Перед покупкой Oзона у Sapato были не очень хорошие времена, и возможность продаться крупному онлайн-ритейлеру стала удобным способом решить проблемы. Для каждой из сторон тогда это было выгодно и интересно. Однако те сотрудники, кто застали этот переход, отмечали, что Sapato сильно изменилось после приобретения Озоном.

В конце января 2013 года из-за принципиальных разногласий с акционерами компании по вопросам дальнейшего развития Sapato.ru Маттье Ланнегранд покинул свою должность. Исполняющим обязанности гендиректора была назначена Татьяна Саблина.

Внутри: Частично это было связано с отношением руководства к сотрудникам. Например, при первом генеральном директоре Sapato [Маттье Ланнегранд] все не уходили домой, пока работа не будет выполнена – до результата. В дальнейшем, при Саблиной, напор снизился, маркетинговые бюджеты стали увеличиваться.

Из интервью М. Ланнегранда: «Мы ориентированы на результат.  У нас в компании всегда можно откровенно поговорить друг с другом. У меня, например, нет отдельного кабинета, я работаю в  open space вместе с другими сотрудниками и чувствую себя чудесно. Я не согласен с тем, что открытые отношения мешают бизнесу. Мой опыт доказывает обратное. Когда все честно, все гораздо проще».

sapato facebook

Источник

Внутри: Первый звоночек появился, когда убрали Татьяну Саблину в начале 2014 года. Тогда поставили нового директора – Алексея Никонорова, который должен был вывести Sapato в плюс. Был сделан акцент на формате близком к Wildberries и Lamoda и конкурировании с ними по акциям, без работы с наценкой и увеличения маржинальности от продажи товаров. И скорее всего, на мой взгляд, из-за таких непонятных спонтанных акций Sapato и начало работать в минус.

После получения инвестиций летом 2014 года у сотрудников был 2-х месячный всплеск энтузиазма, активного придумывания идей по развитию проекта  и веры в то, что Sapato выкарабкается.

sapato facebook 2

Источник

Так, в начале лета 2014 года сообщили о старте проекта по прямым продажам одежды на Sapato.

Внутри: Маркетинговые инициативы одобрялись, бюджеты все были расписаны и согласованы. Запускали наружную рекламу, включая транспорт. Планировали телевизионную (не пошла). Было открыто огромное количество закупок, например, приобрели бразильскую коллекцию (от которой потом пришлось избавиться, так как она оказалась не нужной). Впоследствии велась большая работа с поставщиками: кому-то заплатили штрафы, с кем-то договорились о возврате товара.

Показатели продаж в целом не падали – держались «на уровне». А затем кто-то из коллег уже начал понимать, к чему все движется. И люди стали уходить. Другие специалисты, несмотря на такое понимание, продолжали держаться до последнего.  

В ноябре 2014 года появилась новость о переходе Sapato на модель маркетплейса и назначении нового директора Sapato.

Внутри: В ноябре 2014 года мы узнали, что генерального директора снимают с должности, и ставят нового исполняющего обязанности – руководителя IT-отдела. Естественно, когда ты видишь, что на руководящую позицию приходит человек изнутри и без опыта управления компанией, то становится ясно, что дело идет к закрытию. После этого не проводилось никаких маркетинговых активностей, отключались дорогостоящие каналы, все «чистилось». Попутно велась огромная работа по переходу на маркетплейс. Все происходило как-то скукоженно и быстро.

После того, как было принято решение о превращении в маркетплейс, нам надо было до конца 2014 года продать весь сток. Запустили ряд акций (например, «-80%»). Была задача «слить все». Что не получилось – постарались перепродать. Долго искали покупателей на остатки. Озон по своим причинам не мог оставить товары у себя, потому что до конца так и не научился работать с обувью на своем складе.

В конце 2014 года начались сокращения (по соглашению сторон). Все было сделано честно и правильно, чтобы никого не обидеть и расстаться на дружеской ноте. Многие до сих пор общаются и помогают друг другу. Sapato – один из самых дружных проектов, в котором довелось работать.

Маэль Гавэ настаивала на модели маркетплейса для Sapato, но не смогла убедить инвесторов.

В этот же момент происходил переход некоторых категорийных менеджеров в Озон – компания начала работать с обувью, как с отдельной своей категорией, размещала  товары свои товары на площадке Sapato.ru. И с января 2015 года два категорийщика уже работали в Oзоне, а кто-то отказался. Сотрудникам Sapato предлагали также перейти в О-Курьер, Озон.Тревел,  и некоторые специалисты туда ушли.

Ozon решил отказаться от торговли обувью и одеждой на Sapato.ru в конце 2014 года, сосредоточившись на собственной площадке. Маэль Гавэ объясняла это стремлением сэкономить на издержках, объединив закупки товара с обработкой заказов и одновременно увеличив ассортимент.

Внутри: К январю 2015 года сотрудников  в компании стало в 2-3 раза меньше. И тогда же в январе 2015 Sapato выставили на продажу. Интерес проявили разные компании, однако, переговоры шли долго.

Спустя три года после покупки Ozon продала Sapato компании KupiVip в конце апреля 2015 года. Причина продажи — «дублирование проектов в рамках одной группы компаний», отметил генеральный директор Ozon Дэнни Перекальски. Долговые обязательства к KupiVIP не переходят, уточнил генеральный директор KupiVIP Владимир Холязников.  А также отметил, что Sapato.ru станет работать как полноценный и обособленный онлайн-магазин, и будет использовать инфраструктуру KupiVIP для закупки, обработки и доставки товаров.

Внутри: Полагаю, для KupiVip покупка представляла ценность из-за хорошей базы подписчиков (живого ценного актива Sapato), а также возможности «сливать» сток на отдельной площадке известного бренда.

К моменту полного оформления продажи от коллектива (по слухам) осталось  4 человека.   

Подготовила Елена Абашева, E-pepper.ru

Материал по теме

Ozon продает Sapato.ru интернет-магазину KupiVIP

Материал по теме

Sapato прекращает продажи своего товара и становится маркетплейсом

Материал по теме

Инсайд: Sapato.ru становится маркетплейсом (+ комментарий представителя)

Подписаться на новости

Смотрите также

current-theme

Рынок eCommerce за 9 месяцев 2024 года: отчёт АКИТ

current-theme

Как правильно разрабатывать мотивационные трейд-маркетинговые B2B программы

current-theme

Как развивать бренд одежды на маркетплейсах: советы начинающим

current-theme

Онлайн-торговля в fashion: мировые вызовы и перспективы 2025 года

current-theme

В России растет спрос на работников складов, логистики и ритейла: аналитика

current-theme

FMCG-компании в 2024 году делают ставку на онлайн-продажи: аналитика Nielsen

current-theme

Только треть онлайн-предпринимателей участвует в распродажах

current-theme

Число фейковых интернет-магазинов выросло перед сезоном распродаж

current-theme

Кейс: Как ТЕХНОНИКОЛЬ с помощью искусственного интеллекта повысила эффективность взаимодействия с клиентами

current-theme

Ноябрьские распродажи: россияне готовы потратить 22 тысячи рублей

current-theme

Ритейлеры дали прогнозы на День Холостяка и Чёрную Пятницу

current-theme

Рост числа продавцов на маркетплейсах замедлился до 17%: обзор рынка онлайн-торговли в 2024 году

Актуальное сейчас

Яндекс Маркет запустил новую бизнес-модель

Яндекс Маркет запустил новые витрины продавцов - персональные страницы внутри маркетплейса, где размещена вся информация о них, рейтинг и ассортимент. Завести такую витрину на площадке может бесплатно любой...

Рынок eCommerce за 9 месяцев 2024 года: отчёт АКИТ

Объем интернет-торговли в России за 9 месяцев 2024 года составил 6,2 трлн рублей. Об этом говорится в отчёте Ассоциации компаний интернет-торговли за девять месяцев года. Это на 43% превышает показатели ана...

Секреты ноябрьских распродаж в Telegram: как селлеры выводят шопинг на новый уровень

63% потребителей не верят в реальность скидок в дни больших распродаж. Отразилось ли это на эффективности их проведения? Самое напряженное время в мире электронной коммерции — марафон скидок. И в этом году T...

Средние предлагаемые зарплаты в сфере инфраструктуры маркетплейсов выросли на 50%

В сезон распродаж (Черная пятница, 11.11) аналитики Авито Работы изучили рынок труда в инфраструктуре маркетплейсов и выяснили, что за год спрос на кадры в индустрии вырос на 42% в сравнении с октябрем 2023 год...

Ozon fresh запустил сервис продаж кулинарной продукции для бизнеса

Маркетплейс Ozon расширяет свое предложение и запускает новый сервис – Ozon Вкус. Теперь не только розничные покупатели, но и бизнес-клиенты смогут заказывать свежую выпечку и кондитерские изделия собственн...

Джефф Безос продолжает продавать акции Amazon

Основатель Amazon Джефф Безос продолжает последовательно реализовывать свой план по продаже акций маркетплейса, одновременно сохраняя значительный пакет в компании. Согласно данным, представленным в Комисси...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.