Рынок фулфилмента для электронной торговли: аналитика Data Insight

Игорь Бахарев

В 2021 году объем российского рынка фулфилмента составит 41,8 млрд рублей и 186 млн отправлений. Такой прогноз дают эксперты Data Insight в отчёте "Фулфилмент для электронной торговли". Совокупный среднегодовой темп роста CAGR с 2018 года составил 66%. С помощью фулфилмента был доставлен примерно каждый седьмой заказ.

Исследование проведено при поддержке Арвато, ExpressRMS, Кактус, ЛТ Менеджмент и "Почты России". Эксперты планируют, что их работа будет полезна как интернет-магазинам и селлерам при выборе партнёров, так и специалистам рынка.

Более 65% российского рынка фулфилмента составляют заказы, проданные на маркетплейсах и обработанные по модели FBS (fulfillment by seller). Среди операторов фулфилмента не менее 60% приходится на пять крупнейших компаний: Арвато, Бета ПРО, eSolutions, Маршрут, СДТ, однако наиболее сильный рост в 2021 году показали более маленькие компании, некоторые из которых увеличили объёмы в несколько раз.

Clip2net_211122161142.png

Медианный рост количества клиентов у 29 крупнейших фулфилмент-операторов составил 30%, а количества обработанных заказов — 37%. Некоторые компании выросли по количеству клиентов и заказов в несколько раз. При этом среди опрошенных компаний только у 14% количество клиентов и количество заказов остались без изменений или упали.

"В Москве, внутри МКАД, произошло резкое, до 20% за год, увеличение стоимости аренды площадок. Подросли расходы на оборудование, особенно на металлические конструкции. Стеллажи так вообще выросли больше чем в два раза. При этом стоимость фулфилмент-операций не растёт. Себестоимость растёт, а вот тарифная стоимость – нет, это сказывается всё критичнее и критичнее. И сейчас выигрывать будут те игроки, у которых есть хороший имущественный комплекс, реализованный в предыдущие годы", - говорит генеральный директор ExpressRMS Константин Якунин.

По данным на осень 2021 года, в крупнейших городах России активно работают и готовы начать сотрудничать с новыми клиентами 99 фулфилмент-компаний.

"При этом одновременно с уходом старых компаний появляются новые: сейчас на рынке видно как минимум четырнадцать компаний, открывших фулфилмент в 2019 и 2020 годах. Больше новых фулфилментов в год за последние 20 лет появлялось только дважды, в 2012 и в 2016 годах", - говорят исследователи.

Значительная доля фулфилмента приходится на маленькие неизвестные компании, работающие преимущественно с маркетплейсами и зачастую находящиеся в серой зоне. Именно эти игроки обеспечивают потенциальную возможность быстрого роста рынка.

Для большей части операторов фулфилмент является основным или единственным видом деятельности: 40% компаний этот вид услуг приносит более 75% выручки. Для 36% компаний это менее значимая деятельность — вклад услуг фулфилмента в выручку не превышает 25%.

Clip2net_211122160832.png

По оценке JLL, доля свободных складских площадей в Московском регионе во втором квартале 2021 года составила 1,6% — это стало минимальным значением за последние шесть лет. Несмотря на это, все крупные фулфилмент-операторы обеспечены складскими площадями. По данным Colliers, более 40% всех сделок в отношении складской недвижимости Московского региона приходится на электронную коммерцию.

Материал по теме

Wildberries меняет стоимости хранения и логистики

Материал по теме

В России снизилась потребность в курьерах

Материал по теме

Walmart закупил 4500 электромобилей для "последней мили"

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Ozon поменял систему приёмки товаров

Ozon начал принимать товары у продавцов, торгующих со своего склада, через сеть ПВЗ. Сейчас у маркетплейса открыто 10 тысяч пунктов, к 1 сентября их количество вырастет до 16 тысяч.  Прием товаров пр...

"Самокат" отказался от платной доставки

eGrocery-cервис "Самокат" не будет вводить платную доставку после проведенного тестирования. Как рассказал директор по маркетингу компании Игорь Рожков, "Самокат" закончил проведение эксперимента с платно...

Россияне стали чаще заказывать продукты с доставкой за город

Аналитики CloudPayments (сервис входит в группу Cloud) проанализировали онлайн-продажи продуктов и товаров первой необходимости в теплый сезон 2022 года (май-июль 2022 года) и выяснили, как изменился спрос ...

Ozon снизит число возвратов

Ozon с 10 августа внёс изменения, касающиеся возвратов, в договор. Теперь при поступлении заявки на возврат продавцы FBS смогут либо одобрить его, либо написать покупателю, либо отказать. Выбор "напи...

AliExpress обнулил убытки

Убыток СП "AliExpress Россия" во втором квартале снизился с 489 млн рублей в 2021 году до нуля, говорится в отчётности VK. За полгода убыток СП снизился и составил 828 млн рублей против убытка 967 млн рубле...

Как с помощью продвижения двух продуктов повысить товарооборот всего бренда: кейс СТД «Петрович»

Многообразие производителей, представленных в онлайн-магазинах, как правило сбивает покупателя с толку: ему сложно сориентироваться, разобраться в особенностях товаров и не упустить из вида важные комплекту...