Рынок DIY: время консолидации и онлайн-роста
Игорь Бахарев
За последний год российский рынок DIY наращивает темпы консолидации. Как следует из данных нового
Существенным трендом стал выход на рынок игроков, которые до этого были непрофильными. Компании, которые раньше специализировались только в электронике, сейчас начали активно заводить такие товарные категории, как шуруповерты или электроинструмент.
"Стирается нишевость: прежде абсолютно нишевые игроки, такие как, к примеру, ЭТМ, ранее специализирующийся исключительно на электрике, стараются добавить новые ассортиментные вертикали в свой портфель – к примеру, сантехнику, метизы и прочее", - говорит СЕО DIY-платформы Mastergrad.com Леонид Довладбегян.
В свою очередь, мелкая специализированная розница падает под давлением интернет-ритейлеров и больших игроков. Магазины с узким ассортиментом выживают только в совсем небольших городках и областях, при этом, учитывая не очень высокую платежеспособность населения в таких регионах, по нашим наблюдениям у многих из них падают продажи и оборачиваемость.
Специалисты агентства прогнозируют еще большую консолидацию за счет внедрения новых современных технологий торговли.
"Количество розничных точек у мелких игроков действительно сократилось за последний год практически вдвое. Во-первых, из-за экспансии крупных сетей (Leroy Merlin, ОБИ, Castorama) в регионы, а, во-вторых, по причине стремительного развития онлайн-торговли", - согласна представитель 220 вольт Юлия Галеева.
Особенный рост отмечается в компаниях, которые успели выйти в интернет. Как говорят исследователи, крупнейшие торговые сети DIY активно развивали online канал продаж и продолжают эту работу в 2017 году. В частности, сеть OBI запустила онлайн-магазин с доставкой во всех городах присутствия. В прошлом году свои онлайн-площадки запустили торговые сети «К-Раута», «Бауцентр», «Домовой» и многие другие.
Практически все магазины из ТОП-10 рейтинга INFOLine имеют полноценные интернет магазины с полным набором современных сервисов и с полным ассортиментом классических магазинов. Исключением, по мнению исследователей, является Castorama.
Лидером рынка DIY России названа торговая сеть Leroy Merlin. Она в общем обороте занимает долю большую, чем все остальные вместе взятые. По данным
Развивается компания и в Сети. В течение прошлого года Leroy Merlin расширила online-каталог до 38 тыс. SKU, что полностью покрывает ассортимент гипермаркетов, при этом online-заказ доступен более чем для 85% предложенных в каталоге товаров.
Довладбегян считает, что этого недостаточно, поэтому у конкурентов всё-таки есть шанс. "Еще несколько лет назад Leroy Merlin и ОБИ практически одновременно заявили о запуске интернет-магазинов, тем не менее с тех пор в онлайн-сегменте они так и не усилили свои компетенции и не смогли сформировать сильный интернет-канал. Одновременно с этим компании, ориентирующиеся на омниканальную модель развития, такие как "Петрович" усиливают свои позиции. Именно такие компании выглядят наиболее уверенно, очевидно именно у них есть наибольший потенциал для роста", - считает эксперт.
СТД "Петрович" по итогам прошлого года увеличил Интернет-продажи более чем на 34%. Интересно, что компания активно работает на рынке "хард DIY". (общестроительные материалы: бетон, цемент, щебенка). Исследователи утверждают, что именно в этом сегменте наблюдается стабильность, так как компании там уже достаточно давно работают на низкой марже (10% и ниже), туда сложно зайти новым игрокам, и этот рынок не кажется привлекательным для "гигантов".
Еще одной особенностью последнего сезона, по словам Федора Вирина стало то, что в этом году нет традиционного сезонного "взлета" рынка.
Отдельный тренд - уход региональных компаний в СТМ и продвижение товаров собственной торговой марки. Зачастую грамотное выведение товара под СТМ для региональных лидеров является успешным оружием против экспансии федеральных и зарубежных игроков.
"Хороший потенциал имеется и у тех крупных оптовых поставщиков, которые смогут усилиться в направлении digital общения со своими профессиональными клиентами в b2b-сегменте, я имею ввиду прежде всего “Сатурн Строймаркет”", - добавляет Леонид Довладбегян.
Сезон 2017 года нельзя назвать удачным с точки зрения рынка в целом, считает Юлия Завьялова ("Эльдорадо"). Сильно упали такие группы, как "Полив", "Ручной инструмент", "Защита от насекомых". Это, в первую очередь, связано с погодными условиями в начале лета: май-июнь, самые пиковые месяцы продаж и подготовки к дачному сезону, были крайне дождливыми и многие покупатели отказались от полноценных садовых работ. Тем не менее, к июлю ситуация постепенно начала восстанавливаться.
"В компании Эльдорадо прирост по садовым категориям в этом сезоне достиг порядка +75% к прошлому году, в основном за счет введения новых товарных групп, таких как садовая мебель, садовый декор, семена газонных трав и прочее", - говорит она.
За 2016 год объем рынка строительных материалов и товаров для дома упал более чем на 7% и составил 1,4 трлн рублей. Причиной падения продаж стал кризис на рынке жилищного кредитования, который сократился на 32,9%, исчерпав свой потенциал в качестве драйвера рынка DIY в 2016-2017 годах.
Подписаться на новости
Прочитаете,
когда вам будет удобно
Свежий дайджест из мира
eCommerce у вас в почте