Рынок DIY: время консолидации и онлайн-роста

Игорь Бахарев

За последний год российский рынок DIY наращивает темпы консолидации. Как следует из данных нового исследования INFOLine "300 торговых сетей DIY РФ. 2017 год", доля 300 крупнейших торговых сетей DIY по итогам 2016 года составила 53% всего рынка (выручка без НДС - 627 млрд рублей). Это на 6% больше показателей 2015 года. Маленькие игроки, в свою очередь, сокращают долю присутствия на рынке.

Существенным трендом стал выход на рынок игроков, которые до этого были непрофильными. Компании, которые раньше специализировались только в электронике, сейчас начали активно заводить такие товарные категории, как шуруповерты или электроинструмент.

"Стирается нишевость: прежде абсолютно нишевые игроки, такие как, к примеру, ЭТМ, ранее специализирующийся исключительно на электрике, стараются добавить новые ассортиментные вертикали в свой портфель – к примеру, сантехнику, метизы и прочее", - говорит СЕО DIY-платформы Mastergrad.com Леонид Довладбегян

В свою очередь, мелкая специализированная розница падает под давлением интернет-ритейлеров и больших игроков. Магазины с узким ассортиментом выживают только в совсем небольших городках и областях, при этом, учитывая не очень высокую платежеспособность населения в таких регионах, по нашим наблюдениям у многих из них падают продажи и оборачиваемость.

Специалисты агентства прогнозируют еще большую консолидацию за счет внедрения новых современных технологий торговли.

"Количество розничных точек у мелких игроков действительно сократилось за последний год практически вдвое. Во-первых, из-за экспансии крупных сетей (Leroy Merlin, ОБИ, Castorama) в регионы, а, во-вторых, по причине стремительного развития онлайн-торговли", - согласна представитель 220 вольт Юлия Галеева.

Особенный рост отмечается в компаниях, которые успели выйти в интернет. Как говорят исследователи, крупнейшие торговые сети DIY активно развивали online канал продаж и продолжают эту работу в 2017 году.  В частности, сеть OBI запустила онлайн-магазин с доставкой во всех городах присутствия. В прошлом году свои онлайн-площадки запустили торговые сети «К-Раута»«Бауцентр», «Домовой» и многие другие.

Практически все магазины из ТОП-10 рейтинга INFOLine имеют полноценные интернет магазины с полным набором современных сервисов и с полным ассортиментом классических магазинов. Исключением, по мнению исследователей, является Castorama.

Лидером рынка DIY России названа торговая сеть Leroy Merlin. Она в общем обороте занимает долю большую, чем все остальные вместе взятые. По данным "РБК.Исследования рынков", в 2016 году сеть установила рекорд по количеству открытых магазинов. Большое "европейское кредитное плечо" и постоянное финансирование, что в сочетании с грамотной стратегией позволяет Leroy Merlin активно развиваться в регионах. Если раньше у компании была цель открываться в городах-миллионниках, то сейчас они открывают точки в городах с населением 200-300 тысяч человек.

Развивается компания и в Сети. В течение прошлого года Leroy Merlin расширила online-каталог до 38 тыс. SKU, что полностью покрывает ассортимент гипермаркетов, при этом online-заказ доступен более чем для 85% предложенных в каталоге товаров.

Довладбегян считает, что этого недостаточно, поэтому у конкурентов всё-таки есть шанс. "Еще несколько лет назад Leroy Merlin и ОБИ практически одновременно заявили о запуске интернет-магазинов, тем не менее с тех пор в онлайн-сегменте они так и не усилили свои компетенции и не смогли сформировать сильный интернет-канал. Одновременно с этим компании, ориентирующиеся на омниканальную модель развития, такие как "Петрович" усиливают свои позиции. Именно такие компании выглядят наиболее уверенно, очевидно именно у них есть наибольший потенциал для роста", - считает эксперт.

СТД "Петрович" по итогам прошлого года увеличил Интернет-продажи более чем на 34%. Интересно, что компания активно работает на рынке "хард DIY". (общестроительные материалы: бетон, цемент, щебенка). Исследователи утверждают, что именно в этом сегменте наблюдается стабильность, так как компании там уже достаточно давно работают на низкой марже (10% и ниже), туда сложно зайти новым игрокам, и этот рынок не кажется привлекательным для "гигантов".

Еще одной особенностью последнего сезона, по словам Федора Вирина стало то, что в этом году нет традиционного сезонного "взлета" рынка.

Отдельный тренд - уход региональных компаний в СТМ и продвижение товаров собственной торговой марки. Зачастую грамотное выведение товара под СТМ для региональных лидеров является успешным оружием против экспансии федеральных и зарубежных игроков.

"Хороший потенциал имеется и у тех крупных оптовых поставщиков, которые смогут усилиться в направлении digital общения со своими профессиональными клиентами в b2b-сегменте, я имею ввиду прежде всего “Сатурн Строймаркет”", - добавляет Леонид Довладбегян. 

Сезон 2017 года нельзя назвать удачным с точки зрения рынка в целом, считает Юлия Завьялова ("Эльдорадо"). Сильно упали такие группы, как "Полив", "Ручной инструмент", "Защита от насекомых". Это, в первую очередь, связано с погодными условиями в начале лета: май-июнь, самые пиковые месяцы продаж и подготовки к дачному сезону, были крайне дождливыми и многие покупатели отказались от полноценных садовых работ. Тем не менее, к июлю ситуация постепенно начала восстанавливаться.

"В компании Эльдорадо прирост по садовым категориям в этом сезоне достиг порядка +75% к прошлому году, в основном за счет введения новых товарных групп, таких как садовая мебель, садовый декор, семена газонных трав и прочее", - говорит она.

За 2016 год объем рынка строительных материалов и товаров для дома упал более чем на 7% и составил 1,4 трлн рублей. Причиной падения продаж стал кризис на рынке жилищного кредитования, который сократился на 32,9%, исчерпав свой потенциал в качестве драйвера рынка DIY в 2016-2017 годах.

Материал по теме

Почти половина покупателей товаров для ремонта и обустройства переходит в онлайн

Материал по теме

Россияне активизировали онлайн-траты на ремонт и обустройство жилья

Материал по теме

Доля онлайна на рынке DIY в России выросла до 19%

Подписаться на новости

Смотрите также

Актуальное сейчас

Цена — главное: как россияне выбирают товары в интернете

Цена остаётся решающим фактором при выборе товаров и услуг для россиян. Согласно исследованию платформы "Безтендера.рф", 63% покупателей в первую очередь ориентируются на стоимость товара. На ...

Технобудущее российского бизнеса 2025: большой форум о технологиях, подходах и стратегиях, которые станут реальностью завтра

17 апреля в Москве на площадке Цифрового делового пространства состоится ежегодный форум "Технобудущее российского бизнеса". ИТ-лидеры заглянут за горизонт событий и обсудят стратегии и приоритетные техноло...

79% потребителей проверяют отзывы перед покупкой

Покупатели на маркетплейсах чаще ориентируются на отзывы, чем на цену. Согласно исследованию центра "RWB Исследования" (Wildberries & Russ), 79% потребителей проверяют отзывы перед покупкой, тогда как стоим...

Россияне сбегают от стресса в магазины и на маркетплейсы

Каждый четвертый россиянин (25%) отправляется за покупками, чтобы поднять настроение. По данным исследования сети магазинов Familia, 62% опрошенных признались, что шопинг приносит им положительные эмоции, а 45%...

Программы лояльности — главный козырь ритейл-приложений

ИТ-компания AWG изучила поведение пользователей мобильных приложений торговых сетей. Оказалось, что большинство респондентов (22%) используют приложения только при необходимости покупок. Еще 21% пользовател...

Британский Lidl привлечет клиентов в магазины с помощью услуги онлайн-резервирования

Британское подразделение Lidl, входящее в розничную группу Schwarz, начинает тестирование нового сервиса Click, Reserve & Collect, который позволит клиентам заранее резервировать товары через приложение Lid...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» (ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ») (ИНН 7701370771), которому принадлежит веб-сайт e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  6. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» письменного заявления, по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4.
  7. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  8. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.