Рынок DIY: время консолидации и онлайн-роста

Игорь Бахарев

За последний год российский рынок DIY наращивает темпы консолидации. Как следует из данных нового исследования INFOLine "300 торговых сетей DIY РФ. 2017 год", доля 300 крупнейших торговых сетей DIY по итогам 2016 года составила 53% всего рынка (выручка без НДС - 627 млрд рублей). Это на 6% больше показателей 2015 года. Маленькие игроки, в свою очередь, сокращают долю присутствия на рынке.

Существенным трендом стал выход на рынок игроков, которые до этого были непрофильными. Компании, которые раньше специализировались только в электронике, сейчас начали активно заводить такие товарные категории, как шуруповерты или электроинструмент.

"Стирается нишевость: прежде абсолютно нишевые игроки, такие как, к примеру, ЭТМ, ранее специализирующийся исключительно на электрике, стараются добавить новые ассортиментные вертикали в свой портфель – к примеру, сантехнику, метизы и прочее", - говорит СЕО DIY-платформы Mastergrad.com Леонид Довладбегян

В свою очередь, мелкая специализированная розница падает под давлением интернет-ритейлеров и больших игроков. Магазины с узким ассортиментом выживают только в совсем небольших городках и областях, при этом, учитывая не очень высокую платежеспособность населения в таких регионах, по нашим наблюдениям у многих из них падают продажи и оборачиваемость.

Специалисты агентства прогнозируют еще большую консолидацию за счет внедрения новых современных технологий торговли.

"Количество розничных точек у мелких игроков действительно сократилось за последний год практически вдвое. Во-первых, из-за экспансии крупных сетей (Leroy Merlin, ОБИ, Castorama) в регионы, а, во-вторых, по причине стремительного развития онлайн-торговли", - согласна представитель 220 вольт Юлия Галеева.

Особенный рост отмечается в компаниях, которые успели выйти в интернет. Как говорят исследователи, крупнейшие торговые сети DIY активно развивали online канал продаж и продолжают эту работу в 2017 году.  В частности, сеть OBI запустила онлайн-магазин с доставкой во всех городах присутствия. В прошлом году свои онлайн-площадки запустили торговые сети «К-Раута»«Бауцентр», «Домовой» и многие другие.

Практически все магазины из ТОП-10 рейтинга INFOLine имеют полноценные интернет магазины с полным набором современных сервисов и с полным ассортиментом классических магазинов. Исключением, по мнению исследователей, является Castorama.

Лидером рынка DIY России названа торговая сеть Leroy Merlin. Она в общем обороте занимает долю большую, чем все остальные вместе взятые. По данным "РБК.Исследования рынков", в 2016 году сеть установила рекорд по количеству открытых магазинов. Большое "европейское кредитное плечо" и постоянное финансирование, что в сочетании с грамотной стратегией позволяет Leroy Merlin активно развиваться в регионах. Если раньше у компании была цель открываться в городах-миллионниках, то сейчас они открывают точки в городах с населением 200-300 тысяч человек.

Развивается компания и в Сети. В течение прошлого года Leroy Merlin расширила online-каталог до 38 тыс. SKU, что полностью покрывает ассортимент гипермаркетов, при этом online-заказ доступен более чем для 85% предложенных в каталоге товаров.

Довладбегян считает, что этого недостаточно, поэтому у конкурентов всё-таки есть шанс. "Еще несколько лет назад Leroy Merlin и ОБИ практически одновременно заявили о запуске интернет-магазинов, тем не менее с тех пор в онлайн-сегменте они так и не усилили свои компетенции и не смогли сформировать сильный интернет-канал. Одновременно с этим компании, ориентирующиеся на омниканальную модель развития, такие как "Петрович" усиливают свои позиции. Именно такие компании выглядят наиболее уверенно, очевидно именно у них есть наибольший потенциал для роста", - считает эксперт.

СТД "Петрович" по итогам прошлого года увеличил Интернет-продажи более чем на 34%. Интересно, что компания активно работает на рынке "хард DIY". (общестроительные материалы: бетон, цемент, щебенка). Исследователи утверждают, что именно в этом сегменте наблюдается стабильность, так как компании там уже достаточно давно работают на низкой марже (10% и ниже), туда сложно зайти новым игрокам, и этот рынок не кажется привлекательным для "гигантов".

Еще одной особенностью последнего сезона, по словам Федора Вирина стало то, что в этом году нет традиционного сезонного "взлета" рынка.

Отдельный тренд - уход региональных компаний в СТМ и продвижение товаров собственной торговой марки. Зачастую грамотное выведение товара под СТМ для региональных лидеров является успешным оружием против экспансии федеральных и зарубежных игроков.

"Хороший потенциал имеется и у тех крупных оптовых поставщиков, которые смогут усилиться в направлении digital общения со своими профессиональными клиентами в b2b-сегменте, я имею ввиду прежде всего “Сатурн Строймаркет”", - добавляет Леонид Довладбегян. 

Сезон 2017 года нельзя назвать удачным с точки зрения рынка в целом, считает Юлия Завьялова ("Эльдорадо"). Сильно упали такие группы, как "Полив", "Ручной инструмент", "Защита от насекомых". Это, в первую очередь, связано с погодными условиями в начале лета: май-июнь, самые пиковые месяцы продаж и подготовки к дачному сезону, были крайне дождливыми и многие покупатели отказались от полноценных садовых работ. Тем не менее, к июлю ситуация постепенно начала восстанавливаться.

"В компании Эльдорадо прирост по садовым категориям в этом сезоне достиг порядка +75% к прошлому году, в основном за счет введения новых товарных групп, таких как садовая мебель, садовый декор, семена газонных трав и прочее", - говорит она.

За 2016 год объем рынка строительных материалов и товаров для дома упал более чем на 7% и составил 1,4 трлн рублей. Причиной падения продаж стал кризис на рынке жилищного кредитования, который сократился на 32,9%, исчерпав свой потенциал в качестве драйвера рынка DIY в 2016-2017 годах.

Материал по теме

Маркетплейсы захватывают рынок DIY

Материал по теме

Мебельный онлайн-рынок в 2023 году

Материал по теме

Как оптимизировать доставку DIY-сети: кейс Veeroute и ВсеИнструменты.ру

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Татьяна Бакальчук прогнозирует рост оборота Wildberries в 2024 году на 60%

По итогам 2023 года оборот Wildberries превысил 2,5 трлн рублей, а в 2024 году компания ожидает рост этого показателя, сообщила генеральный директор Wildberries Татьяна Бакальчук. "Прогноз на 2024 ...

Спрос на handmade в России: тренды 2024 года

Аналитики Авито провели исследование динамики продаж товаров ручной работы на платформе за первые месяцы 2024 года. Результаты показали, что россияне все чаще отдают предпочтение изделиям ручной работы, что...

Маркетплейсы требуют новых кадров

Спрос на специалистов по онлайн-торговле взлетел на 27%, отмечают в своём исследовании аналитики платформы для поиска работы hh.ru и эксперты Центра развития предпринимателей PRO Wildberries. За посл...

Яндекс Маркет меняет позиционирование

 Яндекс Маркет представил новое позиционирование бренда. Сервис уже обновил визуальный стиль, логотип и главную страницу сайта. Теперь фирменные цвета маркетплейса - это яркое сочетание красного и жёлтого. ...

Сантехника и мебель для ванной: россияне переходят в онлайн

Ипотечный бум 2023 года и стремление россиян сберечь свои накопления стимулировали спрос на сантехнику и товары для ванной комнаты, что привело к росту покупок в интернет-магазинах. Как говорится в данных и...

Яндекс Маркет построит в Казани новый фулфилмент центр в 2025 году

Яндекс Маркет и компания R1 development, при участии Правительства Республики Татарстан, заложили первый камень будущего фулфилмент центра маркетплейса в логистическом парке "Дружба" в Республике Татарстан....

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.