"Рост отрасли есть, но микроскопический": последние цифры от НАДТ
Игорь Бахарев
Глава Национальной ассоциации дистанционной торговли Александр Иванов показал свои цифры, из которых следует, что перспективы рынка не так уж и радужны. Вот, что он рассказал:
В последнее время все говорят, что уже почти находимся в космосе. В реальности же рост есть, но он мизерный. Конечно на фоне общего падения или даже краха некоторых других отраслей российской экономики, eCommerce как-то растёт, это уже удивительно и вызывает уважение. Однако темпы микроскопические.
Начнем с 2014 года. Это был последний благополучный и рекордный в истории российской торговли год.
В 2014 году число доместик-посылок из интернет-магазинов (речь идёт о внутреннем рынке) составило 125 млн штук. При этом средний чек по внутреннему рынку составлял 4200 рублей. Итого объём рынка можно оценить в $13,8 млрд.
Трансграничный рынок был сильно меньше: 125 млн посылок со средним чеком $25. Итого $3,1 млрд. Итого, весь объём рынка колебался около $16,9 млрд.
Здесь надо уточнить, что говоря о трансграничных посылках я имею ввиду прямой импорт. Размер среднего чека по доместику, в определенной степени, приблизительный, так как далеко не все компании о нём сообщают. Разброс может составлять плюс/минус 10%. По трансграну чек, благодаря ФТС, вычисляется довольно точно.
В 2015 году наблюдался спад по всем фронтам.
- Доместик - 150 млн посылок, средний чек 3600 рублей, итого $8,7 млрд.
- Трансгран - 180 млн посылок, средний чек $18, итого $3,25 млрд.
- Итог - $11,95 млрд
- Доместик - 160 млн штук, средний чек 3300 рублей, итого $8,5 млрд
- Трансгран -235 млн штук, средний чек $12,5, итого $2,9 млрд.
- Итог - $11,4 млрд.
В 2017 году пошел небольшой рост, в первую очередь на внутрироссийском рынке.
- Доместик - 190 млн штук, средний чек 3100 рублей, итого $9,5 млрд
- Трансгран - 290 млн штук, средний чек $10, итого $2,9 млрд
- Итог - $12,4 млрд.
На дворе 2018 год. Уже понятно, что рост будет. Вот, что мы ожидаем:
- Доместик - 220 млн. штук, средний чек 2900 рублей, итого $9,7 млрд
- Трансгран - 350 млн штук, средний чек $9, итого - $3,15 млрд
- Итог - $12,85 млрд.
Что же мы имеем по итогам? Невооруженным глазом заметно, что рост есть. Причем он заключается, в основном, в числе посылок. Средний чек заметно падает, магазины теряют продажи.
Казалось бы - ну, хотя бы логисты должны быть в выгоде, Но, увы, это не так, ведь себестоимость доставки не падает кардинально, лишь за счет роста объемов. При этом жесткая конкуренция в отрасли и растущие требования интернет-торговли с одной стороны и покупателя - с другой, заставляют вкладываться в сервис. Логисты вынуждены нанимать "дорогих" курьеров, увеличивать скорость доставки и прочее.
В итоге, средняя стоимость доставки одной посылочной единицы за годы, попавшие в наш обзор, снизилась решительно: если в конце 2013-го она составляла 440 рублей за единицу, а прошлой осенью - уже 240 рублей за одну доставку. При, напомню, почти той же себестоимости.
Таким образом, всё, что мы имеем - некий "органический", естественный рост, связанный с тем, что в интернет приходит все больше и больше покупателей. Кстати, за это отдельное спасибо кросс-бордеру, который "рекрутирует" нам 92% процента новых покупателей (именно такова доля "новообращенных", которые свое знакомство с миром интернет-торговли начинают на сайтах иностранных, китайских, прежде всего, интернет-магазинов). И всё это на фоне стабильного падения среднего чека, что четко характеризует нынешнее состояние нашей экономики.
Откуда же такой позитив в речах экспертов и властей? Надо понимать, что далеко не все цифры, которыми они оперируют - реальные. Зачастую дутые, завышенные цифры используются для того, чтобы оправдать усиление регулирования, давление на бизнес. "Барашек подрос, пора стричь", - эта мысль звучит всё чаще. При этом не все понимают, что усиление регуляции увеличивает операционные издержки.
Увы, отрасль у нас до сих пор не оперившаяся, микроскопически маленькая. Как заявил Джек Ма в прошлом году: "Российский eCommerce - это маленький и беспомощный младенец". И разговоров о ней намного больше, чем она заслуживает.
Подписаться на новости
Прочитаете,
когда вам будет удобно
Свежий дайджест из мира
eCommerce у вас в почте