"Рост отрасли есть, но микроскопический": последние цифры от НАДТ

Игорь Бахарев
В последнее время сразу несколько спикеров и экспертов рассказали о том, что рынок электронной коммерции в России растёт огромными темпами. В частности, глава Минпромторга Денис Мантуров считает, что оборот eCommerce в стране к 2024 году может возрасти почти в 3,5 раза. Аналитики банка Morgan Stanley уверены, что в эту сферу вот-вот придут большие деньги, и к 2024 году объем рынка электронной коммерции достигнет 3,491 трлн рублей (что тоже почти в 3,5 раза больше, чем сейчас).

Глава Национальной ассоциации дистанционной торговли Александр Иванов показал свои цифры, из которых следует, что перспективы рынка не так уж и радужны. Вот, что он рассказал:

В последнее время все говорят, что уже почти находимся в космосе. В реальности же рост есть, но он мизерный. Конечно на фоне общего падения или даже краха некоторых других отраслей российской экономики, eCommerce как-то растёт, это уже удивительно и вызывает уважение. Однако темпы микроскопические.

Начнем с 2014 года. Это был последний благополучный и рекордный в истории российской торговли год.
В 2014 году число доместик-посылок из интернет-магазинов (речь идёт о внутреннем рынке) составило 125 млн штук. При этом средний чек по внутреннему рынку составлял 4200 рублей. Итого объём рынка можно оценить в $13,8 млрд.

Трансграничный рынок был сильно меньше: 125 млн посылок со средним чеком $25. Итого $3,1 млрд. Итого, весь объём рынка колебался около $16,9 млрд.

Здесь надо уточнить, что говоря о трансграничных посылках я имею ввиду прямой импорт. Размер среднего чека по доместику, в определенной степени, приблизительный, так как далеко не все компании о нём сообщают. Разброс может составлять плюс/минус 10%. По трансграну чек, благодаря ФТС, вычисляется довольно точно.

В 2015 году наблюдался спад по всем фронтам.
  • Доместик - 150 млн посылок, средний чек 3600 рублей, итого $8,7 млрд.
  • Трансгран - 180 млн посылок, средний чек $18, итого $3,25 млрд.
  • Итог - $11,95 млрд
2016 год для рынка стал "дном кризиса".
  • Доместик - 160 млн штук, средний чек 3300 рублей, итого $8,5 млрд
  • Трансгран -235 млн штук, средний чек $12,5, итого $2,9 млрд.
  • Итог - $11,4 млрд.

В 2017 году пошел небольшой рост, в первую очередь на внутрироссийском рынке.
  • Доместик - 190 млн штук, средний чек 3100 рублей, итого $9,5 млрд
  • Трансгран - 290 млн штук, средний чек $10, итого $2,9 млрд
  • Итог - $12,4 млрд.

На дворе 2018 год. Уже понятно, что рост будет. Вот, что мы ожидаем:
  • Доместик - 220 млн. штук, средний чек 2900 рублей, итого $9,7 млрд
  • Трансгран - 350 млн штук, средний чек $9, итого - $3,15 млрд
  • Итог - $12,85 млрд.

Что же мы имеем по итогам? Невооруженным глазом заметно, что рост есть. Причем он заключается, в основном, в числе посылок. Средний чек заметно падает, магазины теряют продажи.

Казалось бы - ну, хотя бы логисты должны быть в выгоде, Но, увы, это не так, ведь себестоимость доставки не падает кардинально, лишь за счет роста объемов. При этом жесткая конкуренция в отрасли и растущие требования интернет-торговли с одной стороны и покупателя - с другой, заставляют вкладываться в сервис. Логисты вынуждены нанимать "дорогих" курьеров, увеличивать скорость доставки и прочее.

В итоге, средняя стоимость доставки одной посылочной единицы за годы, попавшие в наш обзор, снизилась решительно: если в конце 2013-го она составляла 440 рублей за единицу, а прошлой осенью - уже 240 рублей за одну доставку. При, напомню, почти той же себестоимости.

Таким образом, всё, что мы имеем - некий "органический", естественный рост, связанный с тем, что в интернет приходит все больше и больше покупателей. Кстати, за это отдельное спасибо кросс-бордеру, который "рекрутирует" нам 92% процента новых покупателей (именно такова доля "новообращенных", которые свое знакомство с миром интернет-торговли начинают на сайтах иностранных, китайских, прежде всего, интернет-магазинов). И всё это на фоне стабильного падения среднего чека, что четко характеризует нынешнее состояние нашей экономики.

Откуда же такой позитив в речах экспертов и властей? Надо понимать, что далеко не все цифры, которыми они оперируют - реальные. Зачастую дутые, завышенные цифры используются для того, чтобы оправдать усиление регулирования, давление на бизнес. "Барашек подрос, пора стричь", - эта мысль звучит всё чаще. При этом не все понимают, что усиление регуляции увеличивает операционные издержки.

Увы, отрасль у нас до сих пор не оперившаяся, микроскопически маленькая. Как заявил Джек Ма в прошлом году: "Российский eCommerce - это маленький и беспомощный младенец". И разговоров о ней намного больше, чем она заслуживает.
Материал по теме

FMCG-компании в 2024 году делают ставку на онлайн-продажи: аналитика Nielsen

Материал по теме

Только треть онлайн-предпринимателей участвует в распродажах

Материал по теме

Как продвигать FMCG в eСom: ежегодный ранкер рекламного инвентаря

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Селлеры пожаловались на экстремистов

В 2024 году с проявлениями потребительского экстремизма столкнулись 62% продавцов на маркетплейсах. Как говорится в исследовании, проведенном Федеральным обществом сетевой торговли (ФОСТ), которое объединяе...

"Яндекс" обойдётся без людей

ООО "Яндекс" зарегистрировало новый товарный знак "Товар без человека". Согласно данным Роспатента, бренд охватывает 17 классов Международной классификации товаров и услуг, включая оборудование, роботов, бе...

Ozon готовится выйти на рынок Туркменистана

Ozon активно изучает возможность выхода на туркменский рынок. Об этом сообщила пресс-секретарь компании Кристина Топалова в рамках международной выставки "Türkmentel-2024" в Ашхабаде. Ozon, один из к...

Прогноз: количество покупок в Черную пятницу в 2024 году станет рекордным за последние шесть лет

Количество покупок в дни распродаж в Черную пятницу (29 ноября ― 1 декабря) 2024 года вырастет на 4% по сравнению с показателями прошлого года и станет рекордным за последние шесть лет, выяснил сервис приема он...

Ozon Fresh: Россияне все чаще заказывают готовую еду на дом

Согласно совместному исследованию МТС Банка и сервиса Ozon Fresh, россияне стали значительно чаще заказывать готовую еду на дом. В октябре 2024 года количество заказов из ресторанов и кафе выросло на 11% по...

Sunlight продал на миллиард рублей за три дня

Ювелирная сеть Sunlight объявила о впечатляющих результатах ежегодной распродажи "11.11". За три дня акции, с 10 по 12 ноября, было оформлено 115 000 заказов на сумму один миллиард рублей, что на 20% больше...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.