Российский eCommerce в поисках денег

Игорь Бахарев

Российский рынок eCommerce долгое время "купался" в деньгах, был одним из ведущих в Европе по инвестициям. Однако в последние годы инвестиционная река иссякла. Сейчас для развития рынка нужно хорошее "финансовое плечо". Остается понять, откуда ждать новых инвестиций? 

Ответить на этот нелегкий вопрос попытались участники форума "E-сom Summer 2018. Развитие инфраструктуры интернет-торговли" . Меропритие проводилось ИД "Коммерсантъ"  совместно с East-West Digital News при поддержке UPGRADE. Новостной портал E-pepper.ru стал информационным партнёром этого форума.

Рынок в ожидании инвестиций

Российский eСommerce уже давно прошел этап венчурного роста - это теперь обычный, нормальный бизнес с понятными бизнес-моделями, прозрачными метриками, хорошим бенчмарком, и поэтому туда приходит, естественно, совершенно другой сорт инвесторов, считает управляющий партнер The Untiled Ventures Константин Синюшин .

По его словам, ждать денежных вливаний стоит либо из иностранного бизнеса, либо из банковской сферы. "В одном можно быть уверенным: среди этих инвесторов уже точно не будет венчурных фондов. На этом этапе развития рынка они, скорее, уже заинтересованы в выходах, чем во входах и расширению инвестиций", - говорит эксперт.

"Если мы видели последние годы активное участие венчурных фондов: Baring, Russia Partners, на уровне более мелких сделок были бизнес-ангелы, то сейчас на первый план выходят корпоративные игроки", - рассказывает партнер RB Partners Арсений Даббах .

По его словам, стратегические инвестиции будут идти от нескольких групп:

  1. от девелоперов / логистических групп или их собственников, так как у них есть инфраструктура;

  2. от телекоммуникационных компаний (МТС, Билайн) или финансовых организаций, так как у них имеется своя клиентская база и данные по клиентам;

  3. от IT-компаний (Mail.ru, Avito, Яндекс) и интеграторов, так как у них достаточно IT-экспертизы;

  4. от зарубежных игроков и финансовых инвесторов;

  5. кроме того, возможно появление сервисов, площадок и программ по венчурному долгу. Этот механизм предполагает, что стартапу будет предоставляться кредит с залогом доли. Сейчас такое инвестирование проектов очень популярно в США, а у нас из-за высоких ставок и незрелости рынка пока не получил распространения.

Даббах считает, что в ближайшее время офлайн-ретейлеры будут сокращать торговые площади и наращивать складские и фулфилмент зоны. Кроме того появится много партнёрств, ведущих к совместному использованию складов, торговых площадей, совместным рекламным кампаниям, программам лояльности и т.п. Наконец, компании продолжат активно инвестировать в технологии.

Время развивать инфраструктуру

Время, когда деньги инвесторов вкладывались в трафик и в "покупку клиентов", благополучно прошло, считает Даббах. Сейчас рынок стал более "трезвым". Серьёзные компании всё больше вкладываются в инфраструктуру, становятся ближе к классическому ритейлу. Игроки, вложившиеся в фулфилмент, обеспечивают себе колоссальный отрыв в темпах роста от своих конкурентов.

В последние два года eCommerce-компании демонстрируют повышенную активность на рынке складской недвижимости, напоминает управляющий директор Radius Group Кристофер Ван Рит . В первую очередь это связано с активным ростом интернет-торговли. Как следствие, увеличивается спрос на складскую инфраструктуру.

"В прошлом году доля сегмента e-commerce составила 25% от общего объема сделок, заняв первое место в структуре спроса по аренде и продаже складских площадей. В 2018 году, по прогнозам аналитиков, тренд по увеличению площадей продолжится, и в данном сегменте ритейла будет заключен ряд крупных сделок", - говорит эксперт.

Большинство запросов на склады от online-ретейлеров пока поступает от российских компаний, хотя и иностранные игроки сегодня все чаще рассматривают инвестирование в логистическую инфраструктуру. Причем запросы приходят не только от e-com компаний, но и от традиционных ретейлеров которые развивают online-каналы продаж.

Управляющий директор девелоперской компании полного цикла в сфере складской и индустриальной недвижимости"Ориентир" Андрей Постников отмечает, что в 2017 году произошел "взрыв" в сегменте складской недвижимости московского региона. В частности, интернет-магазин Wildberries отстроил один из крупнейших на рынке объектов, фулфилмент-центр на 120 тысяч квадратных метров. Еще одним важным заказчиком стал "Утконос", который вложился в современный продуктовый центр обработки онлайн-заказов площадью порядка 70 тысяч метров.

Ozon открыл три региональных хаба в Екатеринбурге и Казани в 2016, в Краснодаре в 2017. Что позволило обеспечить доставку в этих регионах на следующий день или на тот же день после оформления заказа, как в Москве и Петербурге, Московской и Ленинградских областях. Также в 2017 был расширен текущий склад в Твери. Кроме того ретейлер арендовал 18 000 кв.м складских помещений в логистическом парке класса "А" "Ленинградский терминал", расположенном на северо-западе Московской области.В компании отмечают, что инвестиции привели к росту продаж во всех этих регионах на 100%.

Генеральный директор "Утконос" Бахтин Максим обращает внимание на то, что те магазины, которые не вкладываются в свои распределительные центры, а собирают заказы в магазине, потом несут "фантастические" операционные затраты. В "Утконосе" поняли, что на существующем складе не могут достичь того уровня операционных затрат, который необходим для того, чтобы давать покупателю хорошую цену и быстро расти.

Сейчас на складах "Утконоса" обрабатывается порядка 8 тысяч в сутки заказов, а новые мощности позволят перейти на обработку до 25 тысяч в сутки.

Впрочем, даже с такими гигантскими инвестициями для дальнейшего роста "Утконосу" потребуются новые площади. 

"Мы сейчас закрываем ближайшие два-три года роста и дальше нам будет необходимо открывать еще один центр. На самом деле мы верим рынок, но мы не считаем, что в этот рынок нам сейчас нужно еще дополнительно вкладывать, расти еще быстрее до того момента, пока мы не можем обеспечить себя качественной логистикой и качественным fulfilment", - говорит Бахтин.

Рост показателей Wildberries обусловлен, в том числе, активным развитием логистической сети и инфраструктуры, рассказывает IT-директор компании Андрей Ревяшко . Общие вложения Wildberries в логистику и ИТ позволили увеличить количество заказов: за весь 2016 год у компании было 29 млн заказов, а лишь на первое полугодие 2018 - уже 30 млн. Кроме того, рост оборота интернет-гиганта во II квартале (по итогам апреля и мая) по отношению к прошлому году составил более 70%.

За 5 месяцев компания открыла более 400 пунктов самовывоза (на данный момент их насчитывается более 1300), количество обрабатываемых на складах товаров в сутки за этот год также выросло на 130%. "В 2017 году мы открыли 3 распределительных центра: в Хабаровске, Екатеринбурге и Краснодаре. Благодаря им мы сократили срок доставки товаров в отдаленные населенные пункты с 4 до 2,5 дней", - говорит он.

IT как новый вектор

Ещё один драйвер Wildberries - активное развитие логистической сети и клиентского сервиса в рамках ИТ. В частности, рассказывает Ревяшко, в рамках улучшения ИТ инфраструктуры и клиентского сервиса в компании добавили новый канал связи - мессенджеры.

"Сейчас около 50% всех обращений обрабатывается через VK, Facebook, Telegram, WhatsApp или Viber. Мы также расширили функционал личного кабинета для упрощения системы сдачи товара по браку после оплаты. Теперь не нужно отдавать товар и ждать решения около 10 дней. Клиентам достаточно заполнить заявку в ЛК, далее по одобренной заявке сдать нам товар, и сразу получить денежные средства", - говорит он.

Также компания планирует поставить 3D-примерочные обуви в пунктах самовывоза. "Стоимость подобного аппарата - около 2500 евро, поэтому на первоначальных этапах разместим их в 10 ПВЗ. Около 40-50% возвратов при покупке онлайн происходит из-за не подошедшего размера. Возможность точной примерки однозначно сократит этот показатель", - добавляет Ревяшко. О том, как компания развивает Big Data читайте в интервью Ревяшко порталу E-pepper.ru.

Даббах считает, что в ближайшее время традиционные PE и VC фонды - Baring Vostok, Elbrus, DaVinci, iTech и др. продолжат активно инвестировать в технологии, в том числе и для eCommerce.

"Важно, то что в ближайшие годы большие корпорации и их венчурные подразделения постепенно перейдут из парадигмы инвестиций в отраслевые, синергетичные с их бизнесом проекты, в стратегию инвестирования в широкий пласт технологических стартапов, где цель будет заработать на капитализации от участия в самом проекте, а не от синергии с материнской компанией", - заключает эксперт.

Материал по теме

Как развитие eCommerce повлияло на рынок автоперевозок: аналитика

Материал по теме

Что и как продают женщины в онлайне

Материал по теме

Потребительские предпочтения в eCommerce в 2022-23: отчёт Mirakl

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Цены на российском рынке онлайн-рекламы демонстрируют стремительный рост

Стоимость рекламных размещений на маркетплейсах в России за последние десять месяцев существенно увеличилась. По оценкам сооснователя и коммерческого директора Eshopmedia Ларисы Юстус, цены выросли в средне...

Первые итоги распродаж на крупнейших маркетплейсах: сводка

На начало ноября традиционно приходится старт крупнейших распродаж года. Всё начинается с "разогревочных" акций, которые на каждой крупной площадки проходят по-разному. 11 числа проходит распродажа в честь "...

Почта России запускает новую платформу для оптимизации доставки

Почта России представила новую платформу "Постмастер", призванную существенно улучшить работу курьерской службы. Разработанная дочерней компанией ПочтаТех, система упростит работу курьеров и диспетчеров, по...

Самокат встретил Чёрную пятницу "чёрным" ассортиментом

Онлайн-ритейлер Самокат в этом году решил подойти к традиционному сезону распродаж нестандартно. Вместо привычных скидок и акций, компания представила лимитированную линейку продуктов в чёрном цвете. ...

Wildberries повышает конкурентоспособность продавцов: новая функция для кастомизации витрин

Маркетплейс Wildberries расширяет возможности для продавцов, предоставляя новый инструмент для кастомизации витрин магазинов. Теперь продавцы смогут создать уникальный образ своего магазина на платформе, де...

Как правильно разрабатывать мотивационные трейд-маркетинговые B2B программы

Мотивационные программы для дистрибьюторов - это стабильно работающий инструмент повышения продаж, к которому постоянно обращается бизнес. Иногда приобретая на рынке готовые решения у экспертов, иногда самос...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.